Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе. Объектом является деятельность работников в социальной работе.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть профессиональные требования к социальным работникам;
описать систему подготовки социальных работников;
рассмотреть нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность работников.
проанализировать требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания.

Содержание работы

Введение4
1 Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Профессиональные требования к социальным работникам.6
1.2 Система подготовки социальных работников ..11
2 Требования к персоналу учреждений социального обслуживания 17
2.1 Нормативно – правовые документы16
2.2 Требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания21
Заключение 34
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_POLEZhAEV_GOTOVAYa.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации


ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет гуманитарный

Кафедра социальной работы и социологии

 

Курсовая работа по дисциплине «Управление в социальной работе»

 

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ В  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

(СРС.77000.041.КР)

 

 

 

                                                                              Руководитель:

_______________  П.Л.Полежаев

                                                                                    (подпись)

                                                                               ____________________________

                                                                                   (оценка, дата)

                                                                                  Разработал:

                                                                                Студент группы 73-4

                                                                               _______________Ш.Н. Монгуш

                                                                                     (подпись)

                                                                               ____________________________

                                                                                          (дата)

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Реферат


 

Тема  курсовой работы «Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе».

Цель данной курсовой работы –  изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе.

Объектом является деятельность работников в социальной работе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

В первой главе рассматриваются профессиональные требования к социальным работникам и описывается система подготовки социальных работников.

Во второй главе описываются  общие требования к персоналу  учреждений, требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания, а также  рассматриваются нормативно - правовые документы.

Ключевые понятия: социальная работа, профессиональная деятельность, профессиональные требования, требования к должностям и профессиям, нормативно - правовые документы.

Методы исследования - анализ документов.

Курсовая работа выполнена на 39 страницах текста, с использованием 28 источников литературы.

 

 

 

 

 

 

Содержание


Введение4

1 Профессиональная деятельность  социальных работников

   1.1 Профессиональные требования к социальным работникам.6

   1.2 Система подготовки социальных работников ..11

2 Требования к персоналу  учреждений социального обслуживания  17

    2.1 Нормативно – правовые документы16

    2.2 Требования к должностям и профессиям персонала учреждений       социального обслуживания21

Заключение 34

Библиографический список 37

 

 

 

 

 Введение

 

Человек сегодня нуждается в  квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную  потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

В современных условиях происходят качественные изменения и в самом  человеке, в его потребностях, запросах; они приобретают более индивидуально-личностную окраску социокультурного, экономического, национально-этнического материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института  социальной работы и подготовку профессиональных кадров, специалистов социально сферы. Актуальность обусловлена тем, что необходимо выдвигать четкие требования к работникам учреждений социальной сферы, совершенствовать права и обязанности специалистов по социальной работе и социальных работников, а также устанавливать различные виды ответственности к специалистам социальных служб.

Между тем подготовка специалиста  по социальной работе в контексте  его профессионально-личностного  становления и развития до настоящего времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

Профессиональная деятельность социального  работника изучалась в работах  Холостовой Е. И., Ляшенко А.И., Бочаровой В.Г. О системе подготовки и требованиях к социальному работнику излагается в трудах Бодалева А.А., Деркач А.А., Леонтьева А.Н. О требованиях, предъявляемых социальному работнику прописано в ГОСТе 52888-2007 «Требования к персоналу социального обслуживания населения».

Цель данной курсовой работы –  изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе.

Объектом является деятельность работников учреждений в социальной работе.

Предмет -  нормативные требования к деятельности работников учреждений.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть профессиональные требования к социальным работникам;
  2. описать систему подготовки социальных работников;
  3. рассмотреть нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность работников.
  4. проанализировать требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания.

 

  1. Профессиональная деятельность социальных работников

1.1 Профессиональные требования к социальным работникам

 

Должность социального работника  и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена  в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает  содействие детям и взрослым, нуждающимся  в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых  случаях выступает в качестве их общественного защитника в  суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам  и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы [24].

К числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

  • эмпатийность;
  • психологическая компетентность;
  • деликатность и тактичность;
  • человечность и гуманность, милосердие;
  • организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
  • высокая духовная культура и нравственность;
  • социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
  • умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
  • направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
  • учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
  • стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
  • честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п. [26].

Социальная работа - это  сложный процесс, требующий прочных  знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. [11; c. 76].

Социальный работник —  это специалист, который оказывает  помощь в быту, а также моральную  и правовую поддержку незащищенным слоям населения [27].

Профессиональные качества социального работника рассматриваются  как проявление психологических  особенностей личности, необходимых  для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для  достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Для описания социального  работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям  социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др. [12; c.134].

Сформулирован оптимальный  набор личностных качеств, необходимых  социальному работнику, таких как  ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность  к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая  направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет [16; c. 54].

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система  ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.

Представление об абсолютной ценности каждого человеческого  существа переходит здесь из разряда  философского понятия в категорию  базисного психологического убеждения  как основы всей ценностной ориентации индивида [17; c. 24].

Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

  1. психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
  2. психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
  3. психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [18; c.19].

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

  • диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
  • прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
  • правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
  • организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
  • предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
  • социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
  • социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
  • психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
  • социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
  • коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека [19; c.336].

Информация о работе Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе