Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе. Объектом является деятельность работников в социальной работе.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть профессиональные требования к социальным работникам;
описать систему подготовки социальных работников;
рассмотреть нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность работников.
проанализировать требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания.

Содержание работы

Введение4
1 Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Профессиональные требования к социальным работникам.6
1.2 Система подготовки социальных работников ..11
2 Требования к персоналу учреждений социального обслуживания 17
2.1 Нормативно – правовые документы16
2.2 Требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания21
Заключение 34
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_POLEZhAEV_GOTOVAYa.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими  знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в данной области. Только квалифицированные кадры становятся залогом успеха в деятельности, направленной на оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

 

 

    1. Система подготовки социальных работников

 

Проблема подготовки студентов  к профессиональной деятельности социального  работника обусловлена современной  ситуацией развития общества. Смена  политической ориентации государства  и экономический кризис 90-х годов XX века затронули все сферы жизнедеятельности  общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась  неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. В связи с этим главной  целью социальной политики нашего государства  стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование  социальной сферы. Появилась востребованность профессии «социальный работник».

Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение  социальных проблем индивидуумов и  групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям  определять личные, социальные и ситуативные  трудности, влияющие на них, а также  преодолевать эти трудности посредством  поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого - акмеологических особенностей [11].

Современная психология рассматривает  деятельность человека как систему, включенную в систему отношений  общества. «Вне этих отношений, - пишет  А.Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она  существует, определяется теми формами  и средствами материального и  духовного общения, которые порождаются  развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей» [15, с.82-83].

Соглашаясь с Е.А. Климовым, я  считаю, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности.

Профессия характеризуется как  система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному  человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи  и культуры. Первые программы подготовки социальных работников появились в  конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда  в постановке социального диагноза и выбора методов и средств  социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам. «Сегодня можно говорить о том, - считает  Е.И. Холостова, - что профессиональная социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы»

[7, с.22].

Концептуальной парадигмой становления  и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать  идея о подготовке высокопрофессионального  специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие  изменяющейся среде.

Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций  в профессиональной деятельности нужны  специальные знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов.

Эффективность профессиональной деятельности – это соответствие результата этой деятельности поставленным целям, достижение запланированных положительных  результатов.

Опираясь на требования, изложенные в «Стандартах квалификации практической социальной работы», и исходя из данных, можно сделать вывод, что эффективность  социальной работы зависит от таких  сущностных характеристик, как «профессионализм», «профессиональная компетентность»  и «личность профессионала».

Профессионализм ряда ученых рассматривает  как высокий, устойчивый уровень  знаний, умений и навыков, позволяющий  достигать наибольшей эффективности  в профессиональной деятельности.

А.А. Бодалев считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности [10, c.52].

Вслед за психологами Б.Г. Ананьевым, А.А. Деркачом, Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым, К.К. Платоновым мы выделяем три блока профессионализма – профессиональная деятельность, профессиональное общение, личность профессионала, которые и определяют эффективность социальной работы. Развитие этих трех блоков у специалиста являет собой готовность к эффективной социальной работе.

Выстраивая модель готовности будущих  социальных работников к эффективной  профессиональной деятельности, мы исходили из того, что готовность – это  не только предпосылка, но и результат  деятельности. В структуру готовности входят не любые знания, а фонд действенных  знаний; не любые свойства личности, не набор психических функций, а  лишь те, которые обеспечивают соответствующей  деятельности наибольшую продуктивность. Это целостная система свойств  личности, результат действия разносторонних факторов.

Опираясь на принцип единства личности и деятельности, рассматривая готовность как целостное состояние, представляющее собой систему, мы считаем, что готовность к эффективной социальной работе – это личностное и социально-психологическое  образование, представляющее собой  единство ценностного отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков профессионального общения.

Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевой комплекс ценностей – благополучие людей, социальную справедливость, достоинство  индивида. Собственными ценностями социальной работы являются мотивация к участию  в социальной работе, гуманизм как  мировоззрение профессионала, альтруизм. Таким образом, социальная работа более  других профессий располагается  в границах нравственного выбора и этического поведения.

Личность социального работника  как профессионала имеет самостоятельную  непреходящую ценность.

Особую роль в социальной работе играет профессиональное общение, которое по мнению А.А. Деркача, представляет собой активность человека, направленную на установление взаимодействия с другим человеком в процессе преобразования предмета труда [13, с.189].

Для того чтобы за время учебы  в вузе подготовить будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, необходимо сформировать у них рассмотренные компоненты готовности.

Для этого необходимо в образовательном  процессе соблюдать следующие условия:

  • разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных дисциплинах и спецкурсах;
  • раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах учебной работы в вузе;
  • освоение субъективной позиции, будущим социальным работником;
  • обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;
  • развитие таких личностных качеств у студентов как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, принятие творческого характера труда;
  • формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области социальной работы и смежных дисциплин;
  • предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности;
  • осуществление специальной подготовки сотрудников территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество.

Только при соблюдении этих условий  в образовательном процессе вуза можно надеяться, что будущая  профессиональная деятельность студентов  по специальности «социальная работа»  окажется эффективной.

 

 

 

 

 

2 Требования к персоналу учреждений  социального      обслуживания


    1. Нормативно – правовые документы

 

Помимо ГОСТа 52888- 2007 «Требования  к персоналу учреждений социального  обслуживания населения», нормативные  требования к деятельности работников учреждений в социальной работе реализуются  на основании различных нормативно- правовых документов: Конституция Российской Федерации; ФЗ «О защите прав потребителей»; ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; ФЗ «О техническом регулировании»; Закон Красноярского края «О социальном обслуживании населения»; Административный регламент предоставления социального обслуживания в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания на территории Красноярского края; Административный регламент министерства социальной политики Красноярского края по предоставлению государственной услуги «Организация стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания»; различные должностные инструкции, устанавливающие требования к деятельности работников учреждений в социальной работе.

Зафиксированные в Конституции  права, свободы и обязанности  граждан составляют фундаментальную  правовую основу для организации  и проведения социальной работы с  населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что  в правовой статус входит конституционное  право граждан на защиту своих  субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Конституция Российской Федерации закрепляет, с одной стороны, право граждан на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, а с другой стороны, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией [1].

Следующим актом «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [3].

Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраст и инвалидов» регулируются отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе [2].

Нормативно - правовым актом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [4].

Федеральный закон «Об  основах  социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет:

1) правовые, организационные  и экономические основы социального  обслуживания;

2) полномочия федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  в области социального обслуживания;

3) права и обязанности  получателей социальных услуг;

4) права и обязанности  поставщиков социальных услуг  [5].

Федеральным законом «О техническом  регулировании» регулируются отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессампроектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия [6].

Информация о работе Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе