Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:08, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе. Объектом является деятельность работников в социальной работе.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть профессиональные требования к социальным работникам;
описать систему подготовки социальных работников;
рассмотреть нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность работников.
проанализировать требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания.
Введение4
1 Профессиональная деятельность социальных работников
1.1 Профессиональные требования к социальным работникам.6
1.2 Система подготовки социальных работников ..11
2 Требования к персоналу учреждений социального обслуживания 17
2.1 Нормативно – правовые документы16
2.2 Требования к должностям и профессиям персонала учреждений социального обслуживания21
Заключение 34
Библиографический список 37
Социальный работник должен
владеть немалым арсеналом
Проблема подготовки студентов
к профессиональной деятельности социального
работника обусловлена
Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого - акмеологических особенностей [11].
Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, - пишет А.Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе как в деятельности конкретных людей» [15, с.82-83].
Соглашаясь с Е.А. Климовым, я считаю, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности.
Профессия характеризуется как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы.
Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Первые программы подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам. «Сегодня можно говорить о том, - считает Е.И. Холостова, - что профессиональная социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы»
[7, с.22].
Концептуальной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде.
Социальному работнику для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельности нужны специальные знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов.
Эффективность профессиональной деятельности – это соответствие результата этой деятельности поставленным целям, достижение запланированных положительных результатов.
Опираясь на требования, изложенные
в «Стандартах квалификации практической
социальной работы», и исходя из данных,
можно сделать вывод, что эффективность
социальной работы зависит от таких
сущностных характеристик, как «профессионализм»,
«профессиональная
Профессионализм ряда ученых рассматривает как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
А.А. Бодалев считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности [10, c.52].
Вслед за психологами Б.Г. Ананьевым, А.А. Деркачом, Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым, К.К. Платоновым мы выделяем три блока профессионализма – профессиональная деятельность, профессиональное общение, личность профессионала, которые и определяют эффективность социальной работы. Развитие этих трех блоков у специалиста являет собой готовность к эффективной социальной работе.
Выстраивая модель готовности будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, мы исходили из того, что готовность – это не только предпосылка, но и результат деятельности. В структуру готовности входят не любые знания, а фонд действенных знаний; не любые свойства личности, не набор психических функций, а лишь те, которые обеспечивают соответствующей деятельности наибольшую продуктивность. Это целостная система свойств личности, результат действия разносторонних факторов.
Опираясь на принцип единства личности и деятельности, рассматривая готовность как целостное состояние, представляющее собой систему, мы считаем, что готовность к эффективной социальной работе – это личностное и социально-психологическое образование, представляющее собой единство ценностного отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков профессионального общения.
Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевой комплекс ценностей – благополучие людей, социальную справедливость, достоинство индивида. Собственными ценностями социальной работы являются мотивация к участию в социальной работе, гуманизм как мировоззрение профессионала, альтруизм. Таким образом, социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения.
Личность социального
Особую роль в социальной работе играет профессиональное общение, которое по мнению А.А. Деркача, представляет собой активность человека, направленную на установление взаимодействия с другим человеком в процессе преобразования предмета труда [13, с.189].
Для того чтобы за время учебы в вузе подготовить будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, необходимо сформировать у них рассмотренные компоненты готовности.
Для этого необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:
Только при соблюдении этих условий
в образовательном процессе вуза
можно надеяться, что будущая
профессиональная деятельность студентов
по специальности «социальная
2 Требования к персоналу
Помимо ГОСТа 52888- 2007 «Требования
к персоналу учреждений социального
обслуживания населения», нормативные
требования к деятельности работников
учреждений в социальной работе реализуются
на основании различных
Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Конституция Российской Федерации закрепляет, с одной стороны, право граждан на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, а с другой стороны, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией [1].
Следующим актом «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [3].
Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраст и инвалидов» регулируются отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе [2].
Нормативно - правовым актом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [4].
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет:
1) правовые, организационные
и экономические основы
2) полномочия федеральных
органов государственной
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг [5].
Федеральным законом «О техническом регулировании» регулируются отношения, возникающие при:
Информация о работе Нормативные требования к деятельности работников учреждений в социальной работе