Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:11, контрольная работа
Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).
Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом.
Введение………………………………………………………………..3
1.Объект, предмет и методы социологии……………………………..4
1.1 Объект и предмет социологии…………………………………….4
1.2 Функции социологии……………………………………………....5
1.3 Виды и структура социологического знания……………………..6
1.4 Методы социологии………………………………………………..7
2. История становления и развития социологии…………………….14
2.1 Становление социологических идей……………………………..14
2.2 Классическая социология 19 века………………………………..15
2.3 Марксистская социология………………………………………...18
2.4 «Понимающая» социология……………………………………....20
2.5 Основные школы и направления современной социологии……22
Заключение…………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………
Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. Существуют два основных метода анализа документов - традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания).
Традиционный анализ - совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа. Эффективность традиционного анализа зависит от: содержания и направленности документа; условий, целей и задач исследования; научной квалификации исследователя. Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Контент-анализ ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников. В процессе контент-анализа в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Единицы контент-анализа классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.
Эксперимент - это метод исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Зависимые переменные - это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но независящие от экспериментатора. В качестве изучаемых в эксперименте зависимых переменных выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т.д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии бывают: полевые и лабораторные, линейные и параллельные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования, при этом членам группы может быть известно или нет о том, что они участвуют в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.
Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством письменного или устного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых связано с исследуемой социологом проблемы. Интересующая исследователя информация может быть получена с помощью очного или телефонного интервью, заполнения респондентом анкет-вопросников.
Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания, мнения, отношения и поведенческие отчеты. К фактам относятся биографические сведения о респонденте. Знания - суждения респондента об окружающем мире. Мнение - суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные явления и события. Отношения - сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты - это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.
Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование - метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником информации, опосредуется анкетой. Анкета - упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче;
2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации (вопросы должны быть понятны и не оскорбительны для респондента).
Помимо анкетирования применяется метод интервью -юирования. Интервьюирование - беседа по предварительно разработанному подробному плану, или на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное - строго регламентированное общение интервьюера и респондента в соответствии с детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное - сбор мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов знакомят с предметом беседы. Вопросы подготовлены, но могут задаваться в любой последовательности и в любой формулировке. Свободное интервью проводится без опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Полученная таким образом информация уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.
Разновидностью опроса являются исследовательская беседа и экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным поиском истины исследователем и респондентом. Метод экспертной оценки применяется тогда, когда для оценки явления невозможно выделить объект, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Для исследования проблемы задействуются компетентные лица - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов - экспертными оценками. Можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Достоверность данных здесь не зависит от численности опрошенных.
В проведении социологического исследования используются также социально-психологические методы. К ним относятся метод независимых характеристик, метод социометрии, изучающий структуру социальной группы с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. На социометрию похож метод парных сравнений. К социально-психологическим методам относятся также методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.
Социологическое исследование. Социологическое исследование включает 14 основных видов процедур или этапов.
1. Концептуализация - определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация.
2. Схематизация - установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.
3. Подготовка инструментария - составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.
4. Планирование - рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.
5. Построение выборки - отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.
6. Инструктаж - подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.
7. Предварительное тестирование - опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.
8. Опрос - в форме анкетирования или интервью - получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария.
9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.).
10. Контрольная проверка - проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты.
11. Кодирование - преобразование собранных данных в числовую форму.
12. Обработка - подготовка данных для анализа.
13. Анализ - переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.
14. Составление отчета - изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.
На практике исследователь может производить несколько процедур одновременно. На этапе концептуализации происходит выбор проблемы, подходящей для исследования с помощью научных методов. Изучается научная литература, связанная с выбранной проблематикой. Завершив обзор литературы, исследователь приходит к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, может существовать между двумя переменными. Взаимосвязь эта выстраивается в форме гипотезы. Далее проводится операционализация понятий, то есть сведение абстрактных понятий к конкретным показателям. Если операционализация выполнена правильно, социолог сможет с помощью собранной информации получить подтверждение гипотезы. На стадии схематизации опроса социолог разрабатывает программу исследования, определяет цель опроса, способ его организации, наиболее подходящую методику сбора данных, выборку.
Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию. Процедуры выборки:
1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);
2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности;
3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют случайную выборку. При случайной выборке происходит произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.
2. История становления и развития социологии
2.1 Становление социологических идей
Развитие социальных идей тесно связано с развитием философии. Именно в недрах философского знания, а конкретнее, в сфере социальной философии необходимо искать предтечу современной социологии. Зарождение социальной философии происходит в Древней Греции. Платон и Аристотель первыми подошли к проблеме функционирования и устройства государства и общества. В это же время появляются социальные утопии - описание несуществующих, идеальных типов общественного устройства.
Значительную роль в становлении социальной философии внесли работы средневековых теологов - Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Особую роль в формировании социологии сыграли мыслители эпохи Просвещения. Работу Ш.Л. Монтескье «Дух законов» (1748 г.), многие ученые считают социологической, а самого автора - основоположником социологии. Монтескье анализирует политические проблемы общественной жизни, уделяя внимание принципу разделения властей, в дальнейшем ставшему основой устройства буржуазно-демократических государств. К Монтескье восходит формирование социологической теории «географического детерминизма», связывающей социально-политическую и экономическую жизнь людей с влиянием климата, географической среды и численности населения.
Результаты революции 1789 г. привели к пересмотру рационалистических теорий Просвещения. Возник вопрос о необходимости реформирования учения об обществе и поиске новой методологии изучения общества. Естественным казалось обращение к методологиям точных наук. К.А. де Сен-Симон и его секретарь О. Конт в 1822 г. составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где отстаивалась необходимость создания науки об обществе, на базе методологии физики. Новая наука именовалась «социальной физикой». В науке появилось новое направление - позитивизм. Позитивизм можно понимать двояким образом, как доктрину, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных; это социологический подход, базирующийся на возможности перенесения методов точных наук в социальные.
Информация о работе Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии