Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).
Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Объект, предмет и методы социологии……………………………..4
1.1 Объект и предмет социологии…………………………………….4
1.2 Функции социологии……………………………………………....5
1.3 Виды и структура социологического знания……………………..6
1.4 Методы социологии………………………………………………..7
2. История становления и развития социологии…………………….14
2.1 Становление социологических идей……………………………..14
2.2 Классическая социология 19 века………………………………..15
2.3 Марксистская социология………………………………………...18
2.4 «Понимающая» социология……………………………………....20
2.5 Основные школы и направления современной социологии……22
Заключение…………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по социо.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

       Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс (род. 1910) и Питер Блау (род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967).    В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т.е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Хоманс выдвинул задачу - вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа - элементарное социальное поведение, т.е. непосредственный контакт между индивидами. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями (знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать.     Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями (социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление (поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. По Питеру Блау, межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен - это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена, чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена.       Компенсация - пусковой механизм социального взаимодействия.   Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.

 

Заключение

       

       Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

       Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые исследователи полагают, что в основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество.

      Объект и предмет социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.

       В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы - макро социологического и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии.    Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Общая социология.: Учебное пособие/Под. Общей ред. проф. А.Г. Эфендиева.-М.:ИНФРА-М,2005-654с.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В.. Социология. Учебник для вузов. -М.: Гардарики. 2000. - 432 с.

3. Хохлова Т. П. Организационное  поведение: учебное пособие - М.: Экономистъ, 2005. - 167с.

4. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. - 727с.


Информация о работе Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии