Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е гг., хотя попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая его с именами Платона и Аристотеля, другим - в рамках нового времени (Ш. Монтескье).
Однако большинство исследователей считают, что появление социологии необходимо рассматривать в связи с развитием капитализма в первой трети XIX в. именно капитализм поставил проблемы общества и личности в их взаимодействии в центр социального знания. Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Объект, предмет и методы социологии……………………………..4
1.1 Объект и предмет социологии…………………………………….4
1.2 Функции социологии……………………………………………....5
1.3 Виды и структура социологического знания……………………..6
1.4 Методы социологии………………………………………………..7
2. История становления и развития социологии…………………….14
2.1 Становление социологических идей……………………………..14
2.2 Классическая социология 19 века………………………………..15
2.3 Марксистская социология………………………………………...18
2.4 «Понимающая» социология……………………………………....20
2.5 Основные школы и направления современной социологии……22
Заключение…………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по социо.docx

— 68.05 Кб (Скачать файл)

       В 1839 г. О. Конт предложил новый термин для обозначения науки, изучающей общество «социология». В основу научной базы социологии легли теории клеточного строения живого организма (Шлейден и Шванн - 1838-1839 гг.) и эволюционная теория Ч. Дарвина. В XVII-XIX вв., уже были разработаны методы количественного исследования социальных процессов (Э. Галлей - XVII в., Лаплас - XVIII в.), а также методика эмпирического выведения статистически рассчитанных закономерностей (А. Кетле - 1835 г.). К формированию социологии как самостоятельной науки привело развитие политики, права, политической экономии, истории и социальной философии. А.Р. Тюрго (1727-1781) - экономист, социальный философ, политический деятель и Ж.А. Кондорсе (1743-1794) - историк и философ-просветитель, рассматривая историю как постепенное совершенствование человеческого рода, утвердили в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».

       Социология возникла на этапе перехода от традиционного к индустриальному обществу (быстрый рост городов, промышленного производства, научно-технического прогресса, новых социальных групп и классов). В обществе усиливается антагонизм между богатыми и бедными и возникает новый, средний класс, заинтересованный в общественном порядке и стабильности.           Средний класс выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии - эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

 

 

 2.2 Классическая социология 19 века

       В истории социологии XIX в. можно выделить три основных направления развития научной мысли: позитивистская социология (классическая социология), марксистская социология, «понимающая» (неклассическая) социология.

       Позитивистская (классическая) социология. Наиболее яркие представители: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре принципа классической методологии:

- социальные явления подчиняются  законам, общим, как для общества, так и для природы;

- социология должна строится по образу естественных "позитивных" наук;

- методы социального исследования  должны быть столь же точными,  как и методы изучения природных  явлений;

- важнейший признак научности  - объективность содержания знания, т.е. его свобода от ценностных  суждений и идеологий.

      Огюст Конт (1792-1857) считал, что социология является конкретной, актуальной наукой, основанной на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, т. о., социология является позитивным знанием. Конт считал, что социология должна исследовать взаимосвязь фактов, и специфику их функционирования в рамках больших систем (общество, человечество). Конт ввел иерархию наук     - поступательное развитие наук от простых к более сложным: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.       Конт сформулировал предмет социологии, и закон трех стадий социального и интеллектуального развития. В своем развитии общество проходит через «теологическую», «метафизическую» и «позитивную» стадию. «Теологическая» стадия характеризуется господством в обществе религии и религиозного (некритического) типа мышления. «Метафизическая» стадия характеризуется господством в обществе философии как умозрительного и бездоказательного типа мышления. «Позитивная» стадия характеризуется господством науки, рационального типа мышления, используемого для практического преобразования общества.

      Конт ввел в социологию понятие социальной статики и динамики. Социальная статика изучает социальный порядок и структурные элементы социальной системы. Социальная динамика исследует социальные процессы и изменения. Динамика - социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества. Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является прогресс, как развитие в обществе социального порядка. Основными методами социологии являются наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Не все идеи Конта были адекватными (гигиена ума), а некоторые были утопичны (социократия).

      Г. Спенсер (1820-1903) был родоначальником эволюционно-органистского направления, характеризующегося применением аналогии общества с биологическим организмом. Общество, как и живое существо, развивается от простых форм к сложным по определенной схеме. 1. Общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т.е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы. 2. Рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества. 3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества. 4. Дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества. 5. Если этот порядок нарушается, то начинается регресс.

       Наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, их составные части однородны и взаимозаменимы. В развитом обществе экономический кризис может привести к краху всех сфер жизни. Уязвимость современного общества - в его сложности, и взаимозависимости частей. С развитием общества увеличивается роль политики как регулирующей и контролирующей системы (аналог мозгу и нервной системе). Вмешательство государства в жизнь общества ведет к его деградации, т. к. развитие человека происходит в результате "естественного отбора", эволюционно.

       По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический (камень - песок);

2) органический (всё живое);

3) надорганический (общество).

       Э. Дюркгейм (1858-1917) является основателем современной социологии. Он первым выделил предмет социологии - социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества.    Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты это способы мышления, чувствования и деятельности, определяемые нормами и правилами, находящимися вне индивидов, и наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку. К социальным фактам относятся законы, обычаи, языки, денежная система, религия и т.д.

       Дюркгейм развил идею социальной солидарности, понимая ее как совокупность условий и факторов, способствующих интегрированию индивидов в сплоченные социальные общности путем создания системы прав и обязанностей, связывающих людей друг с другом. Социальная солидарность основывается на принципе разделения труда. Существует два вида солидарности: механическая солидарность (принудительная) - доминирует в архаических обществах, основывается на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность (естественная) - характерна для современного общества и основывается на разделении труда.

       Дюркгейм разработал теорию аномии - состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения самоубийства. Он выделил 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое - человек изолирован от сообщества (Я - основная ценность); 2) альтруистическое - от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое - связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое - связано с недостатком социальных норм. В центре внимания Дюркгейма стояло взаимоотношения индивида и общества. Общество выступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид - воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике - методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения.

 

 

 2.3 Марксистская социология

       Важный вклад в развитие мировой социологии внес К. Маркс (1818-1883). К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономических формаций на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям (ОЭФ), главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. ОЭФ - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Каждая формация - особый социальный организм, функционирующий и развивающийся на основе двух типов социальных законов - генетических и структурных. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса - как способа производства. Он состоит из двух компонентов:

1) производительные силы (люди  и средства производства);

2) производственные отношения. 

Производственные отношения включают в себя:

1) форму собственности на средства  производства;

2) отношения распределения и  обмена;

3) отношения потребления. 

      От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь общества (политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения).

Существуют следующие законы марксизма:

 1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т.е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции.

 2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке.

 3. Закон классовой борьбы и социальных революций.

 4. Закон естественноисторического развития общества, в процессе смены.

 5. ОЭФ: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

      К. Марксу удалось создать теорию общества, легшую в основу развития теоретической социологии XIX - н. XX в. Маркс считается основателем конфликтологии. Марксистская социология в своей основе является позитивистской, но в ней присутствует определенный перекос, связанный с историческим интересом эпохи, под которым понимаются интересы пролетариата, как передового и прогрессивного класса. Поскольку пролетариат прогрессивен, постольку его интересы совпадают с общечеловеческими, т.о., пролетариат заинтересован в объективном анализе общественных процессов. С развитием марксистского социалистического и коммунистического политических движений появились представления о том, что только обществоведы-марксисты могут дать объективную картину общества и его развития. Произошла идеологизация социологии, результаты исследований которой ставились в зависимость от интересов политической верхушки коммунистических партий социалистических стран.

Основные разновидности марксизма  ХХ в.:

- советский марксизм, развивавший  жесткое «научное» и материалистическое  представление о социальной реальности, видя в естественных науках  основной метод познания;

- троцкизм - критические исследования  характера СССР и изменяющейся  природы капитализма ХХ в.;

- западный марксизм - главное и  наиболее влиятельное течение  в современной науке. Ведущие  его представители - А. Грамши, Д. Лукач, Г. Маркузе, Франкфуртская  социологическая школа, структуралистский  марксизм Л. Альтюссера и т.д.;

- марксизм «третьего мира»,  исследующий капитализм в метрополиях,  колониях и неоколониальных странах  и возможности создания социализма  с ведущей ролью крестьянства  и т.д.

      В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

 

 

 2.4 «Понимающая» социология

      Неклассическая социология была разработана немецкими мыслителями В. Дильтеем (1833-1911), Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером(1864-1920). Они считали, что законы общества и законы природы принципиально противоположны, единых, универсальных законов развития общества не может существовать хотя бы потому, что человек обладает свободой воли, и общество развивается во многом благодаря личностному, индивидуальному «произволу» человека. Социология расположена на границе естествознания и гуманитарных наук, поэтому она и заимствует у них все лучшее. У наук о природе заимствуется приверженность к точным фактам и методология, у гуманитарных - метод понимания и отнесения к ценностям.

      Немецкие социологи полагали, что социология должна исследовать индивида и его действия, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Только подобный подход превратит социологию в понимающую и объясняющую науку.

      Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы «понимающей» социологии.

1. Устранить из научного мировоззрения  представления об объективности  знаний. Социальное знание не  должно претендовать на объективность  и универсальность своих теорий.

2. Социология должна изучать  свершившиеся события, воздерживаясь  от т. н. "научных прогнозов".

 3. Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и в соответствии с общечеловеческими ценностями. Это избавит науку от субъективного произвола.

4. Отнесение к ценностям, задающим  общее направление всему человеческому  мышлению должно лежать в основе  интеллектуальной деятельности  ученого.

5. Изменение ценностных предпочтений  социологов определяется социально-историческими  обстоятельствами, в которых они  действуют.

      Г. Зиммель стал основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Социология - это методология всех общественных наук. Социология не имеет своего собственного предмета, но выделяется своим методом. Основная проблема социологии - это изучение социальных отношений в их динамике, становлении, в их противоречивой природе. Социологию интересует не общество и социальная структура сами по себе, а динамичный момент их становления и воспроизводства. Важны микропроцессы, из которых складываются крупномасштабные явления.

Информация о работе Объект, предмет, структура, основные функции и методы социологии