Объект,предмет и метод социологии, связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 01:27, контрольная работа

Описание работы

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения. Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены.

Файлы: 1 файл

Обьект,предмет и метод социологи.связь с другими науками..docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

Введение:

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу  понимания человеческого поведения. Изучая социологию, мы поднимаемся  над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает  и не умаляет значение индивидуального  опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем  самым, развивая в себе способность  восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены.

Сегодня, мы живем в мире, чрезвычайно тревожащем нас, но в  то же время полном замечательными перспективами на будущее. Этот мир  захлестывают перемены, связанные с  ужасающей возможностью ядерной  войны и разрушительным натиском современных технологий на природу. Но вместе с тем мы имеем больше возможностей ”управлять своей судьбой”, изменять жизнь к лучшему, чего не могли себе даже представить предыдущие поколения. Как мир стал таким? Почему обстоятельства нашей жизни так  отличаются от обстоятельств жизни  наших предшественников? В каких  направлениях произойдут перемены в  будущем? Эти вопросы прежде всего интересуют социологию, дисциплину, которая призвана играть фундаментальную роль в современной интеллектуальной культуре.

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом  и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему  научного знания и занимает в ней  строго определенное место. В содружестве  с другими, родственными ей дисциплинами она образует подсистему, системы  научного знания - социальное знание. О котором так или иначе пойдет речь в этой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объект общественных наук и специфика предмета социологии

Объектом исследования для  любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты  окружающей действительности существовали до нашего знания о ней и не зависят  от него. Предмет исследования – определенное явление, рассматриваемое как ключевое, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Но в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».

В течение нескольких десятилетий  с момента возникновения социологии не утихали дискуссии о том, что  считать объектом и предметом  данной науки. Проблема эта отнюдь не праздная, поскольку от ее решения  зависела судьба социологии, процесс  ее институционализации (под институционализацией в социологии понимают 1) учреждение каких-либо новых общественных институтов; 2) правовое и организационное закрепление  тех или иных общественных институтов, в данном случае – новой науки). Проблема в данном случае состояла в том, чтобы определить те стороны, проявления, связи и закономерности объекта, которые изучает только социология и никакая другая наука … 

Для социологии объектом является общество. Однако общество — слишком  крупный и сложный объект для  одной науки, его изучает несколько  родственных наук — политология, экономика, право, психология, антропология, социология. У каждой науки свой предмет исследования. Экономика  изучает процессы производства материальных благ, психология — различные виды и формы поведения личностей  и влияние на него социального  окружения и т. д. Особенность  предмета социологии – в его мультипарадигматичности . Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Так, О. Конт считал, что предметом социологии являются социальные факты.

М. Вебер полагал, что таковым  является социальное действие. Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. Г. Зиммель полагал, что предмет социологии «заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными  и бесконечное число других вопросов».П.Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э.Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Данное С.Фроловым определение предмета: социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры входит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие. Как видите, сколько социологов, столько и инторпритаций соц.реальности.

 Социология стремится  постичь природу социальных связей  между людьми, законы приспособления  людей друг к другу, отношения,  проявляющие в любых областях  общественной жизни. Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками. Предмет исследования сформулируем  как совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Как было описано выше. Следовательно, предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной)и одной нетрадиционной - социальной.

Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая -вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить  как систему взаимодействующих  и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Так, в область социологического исследования входит изучение социальной структуры общества, социальных групп, культурных систем, типов личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делается упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования же представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования - это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществ.

 

 

Сложность в определении  предмета социологии была связана с  тем, что исследователи пытались искусственно свести все многообразие проявлений социального к чему-то одному, что в принципе невозможно. В конце концов, пришлось признать, что говорить о том или ином предмете этой науки бессмысленно. В процессе общественного развития постоянно возникают новые социальные связи и отношения, которые расширяют  перечень явлений, относимых к ее предмету. Именно поэтому уже в 1-й половине ХХ в. заговорили о предметной области социологии, включающей в себя все многообразие социальных связей, отношений, явлений и процессов, происходящих в обществ, приведенных выше.

 Исходя из такого  понимания, можно дать определение  самой социологии. В наиболее  общем виде она представляет  собой систематическое изучение  индивидов в составе групп  и социальных образований. Однако  в разных социологических перспективах (школах, направлениях, парадигмах) ее  трактуют по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социология и другие науки. Место социологии в системе наук об обществе

Социология изучает практически  все общественные явления, самые  многообразные проявления человеческой жизни и деятельности. Содержание учебников социологии или так  называемых "Введений в социологию" охватывает большой круг вопросов: здесь и вопросы различного рода дифференциации в обществе - социальной, этнической, демографической; здесь и проблемы, возникающие в различных группах и организациях, здесь и характеристика "социальных институтов" - семьи, религии, политики, экономики, образования и др.; характеристика различных общественных движений, многообразных проблем, которые возникают в обществе и требуют решения, - экологических, социального неравенства, "отклоняющегося поведения" (преступности, наркомании, проституции и др.). В круг социологических проблем входят и проблемы "изменяющегося мира": урбанизация, рост народонаселения и многое другое. Тем не менее социология не является универсальной наукой и имеет свой собственный угол зрения. В чем он состоит, какое мест занимает социология среди других наук? Естественно, главный интерес будет направлен на то, что бы определить отличие социологии от других наук, изучающих общество и человека. Другими словами, необходим "спецификация" социологии в сравнении с другими научными знаниями, характеризующими один и тот же объект изучения - человека и общество. Получается, что дело не только и даже не столько в том, что изучает наука. Важно понять, как она это делает. Ответы на эти разные вопросы ("что" и "как") характеризуют различие между объектом и предметом науки. Именно последний определяет статус научной дисциплины. Вопрос о предмете науки — это определение характерного для данной науки угла зрения на объект, стремление очертить более или менее четко круг проблем и специфических задач, которые составляют область исследования науки. Выяснение взаимоотношения социологии с другими научными дисциплинами, имеющими общий с ней объект исследования, поможет ответить на данный вопрос.

Выясняя взаимоотношение  социологии и вне научных форм знания, особо следует обратить внимание на то, что отличает ее (социологию) от философии и что их роднит. При этом вспомним мудрые замечания физика Фейнмана: "Если философия не наука, то это не значит, что с ней что-то не благополучно. Просто не наука она и все". Более того, философия имеет свои преимущества и приоритеты в сравнении с любым научным знанием.

 

Известный немецкий социолог второй половины XIX века Макс Вебер  называл естествоиспытателей "взрослыми  детьми", потому что они способны были верить в то, что наука хоть в малейшей степени может "объяснить  нам смысл мира или хотя бы указать, на каком пути можно напасть на след этого "смысла", если он существует". Ссылаясь на мнение Льва Толстого, М.Вебер  считает, что сама наука "лишена смысла потому, что не дает никакого ответа на единственно важные для нас  вопросы: "Что нам делать?", "Как  нам жить?". А тот факт, что  она не дает ответы на эти вопросы, совершенно неоспорим".Ответы на эти вопросы дает философия. Именно она является мировоззрением: в ней содержится понимание места человека в мире и определяется отношение человека к миру, философия помогает человеку постичь смысл мира и человеческого существования.Таким образом, различие социологии и философии — это, прежде всего, различие между наукой (стремящейся нейтрализовать предвзятость и оценки) и так называемыми "ценностными формами сознания" (предполагающими предвзятость, необходимо включающими представления о "хорошем", "должном", "справедливом" и др.). Различие состоит также в том, что и философия, и социология используют специфические для каждой формы сознания познавательные средства. Социология, в частности, наряду с другими, использует и эмпирические методы познания, экспериментальные способы исследования. В арсенале философии нет таких средств постижения действительности, заключающиеся в ней знания и установки опосредованы и опираются на те данные, которые добыты не только научными, но и другими способами освоения действительности: художественными, морально-правовыми и т.д.Однако неправильно было бы чрезмерно преувеличивать различие между философией и социологией, отрывать одну от другой. Особенно это касается отношения между социальной философией и общей социологией.

Понятие "социальная философия" употребляется в двух смыслах. Во-первых, таким образом, характеризуют взгляды  любого философа относительно общества, места человека в нем, природы  тех или иных общественных явлений. Во-вторых, "социальной философией" именуют относительно самостоятельные  концепции, которые свидетельствуют  о выделении общественных теорий из философии, о том, что происходит процесс формирования особой общественной науки со своим предметом исследования.

Информация о работе Объект,предмет и метод социологии, связь с другими науками