Объект,предмет и метод социологии, связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 01:27, контрольная работа

Описание работы

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения. Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены.

Файлы: 1 файл

Обьект,предмет и метод социологи.связь с другими науками..docx

— 82.63 Кб (Скачать файл)

 

Что касается "общей социологии", то понимание ее специфики предполагает признание социологии как определенной системы взглядов. В социологии наряду с общесоциологическими теориями и  представлениями имеются специально-социологические  теории и суждения ("специальные" или "частные социологии"), а  также эмпирические данные.

Социологическую систему  взглядов рассматривают и как  совокупность представлений различного уровня (имеются в виду уровни абстрактности): высшего (общая социология), среднего (специальные, частные социологии, например, социология города, социология молодежи, социология средств массовой коммуникации и др.) и конкретного (низшего) уровня. При этом отнесение к "низшему" уровню не означает того, что он неполноценен и несовершенен в сравнении с другими. Просто-напросто это уровень непосредственного соприкосновения социологического знания с действительностью. Все эти "этажи" (уровни) социологического знания "выстроились" не сразу, а постепенно в процессе эволюции общественной мысли, под влиянием различных общественных факторов. Полезно, однако, учитывать следующие обстоятельства: во-первых, процесс строительства социологического знания проходил необычно (с точки зрения расхожего понимания строительства здания) — он начинался с верхнего этажа, с создания общесоциологических теорий, которые были непосредственно переплетены с социально-философскими представлениями. И именно в концепциях основоположников и отцов социологии, работы которых относятся к "социологической классике, — Конта, Спенсера, Маркса, Зиммеля, Вебера, Дюркгейма, — это выражено наиболее определенно. Во-вторых, процесс выделения социологии в самостоятельную область знания, а точнее в самостоятельную область научного знания происходил постепенно, начиная с середины XIX века и кончая первой четвертью XX века. В течение всего этого периода не только происходила спецификация социологического знания, но и достраивались нижние его этажи. Взаимоотношение философии и социологии на разных этапах становления и развития последней было различным. Это различие обусловлено и особенностью философских направлений, и спецификой социологии, тем обликом, который она принимала в тот либо иной период времени. Так, "сциентистская" (признающая только "строго научный" подход к общественным явлениям) социология была с самого начала тесно связана с позитивизмом в философии.

 

 Интересно то, что сами  представители позитивизма, как  и представители современной  так называемой "аналитической  философии" (термин, используемый  начиная с 50-х годов XX века), отрицают значимость философии  для науки. Более того, они фактически  отрицают право философии на  существование, считая философские  проблемы псевдопроблемами. Разочарование в позитивизме и вообще в философском рационализме (признающем разум основой познания и поведения), которые характерны для конца XIX — начала XX века, привело к распространению философских концепций иного плана: в них основное значение придается внерациональным сторонам духовной жизни — интуиции, бессознательному, воле и др. Такие — иррационалистические — философские концепции (к ним, в частности, относятся взгляды Дильтея — а также так называемая феноменология) оказали влияние на социологию, отказывающуюся от "сциентизма" и признающую значимость специфически гуманитарных способов познания (феноменологическая социология и так называемые "постмодернистские" направления социологии). При этом позиция этих философов предполагает и признание значимости философии для науки вообще, для социологии в частности. Как бы то ни было, но и сейчас тесная взаимосвязь социологии и философии всегда имеет место, и она необходима. Во-первых, философия как мировоззрение (устанавливающая место человека в мире вообще, в обществе, в частности, размышляющая над проблемами смысла человеческой жизни и деятельности) обогащается, опираясь на социологические представления об обществе и человеческой деятельности. Во-вторых, социология не может обойтись без философии, ибо именно последняя обеспечивает понимание смысла человеческой деятельности вообще, социологической деятельности в частности. Философия дает так называемые гуманистические ориентиры социологу, определяет направления и характер самоконтроля в социологической работе (что он должен и чего не должен делать, к чему ему следует стремиться в социологической деятельности). Именно философия дает возможность рассматривать социологическую деятельность не только как средство удовлетворения определенных практических потребностей, но и как способ, обеспечивающий поиски духовности и совершенствования человека.

Социология и философия  является отнюдь не единственными науками, область исследования которых охватывает всю сферу человеческого поведения.

 

 К таким наукам относятся  также история и антропология. Социология имеет тесные связи  с этими науками и использует  накопленные ими знания в своих  целях. Как выше уже отмечалось, социология стала самостоятельной  наукой, отделившись от философии  или истории(как будет сказано позже), так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками. Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии — ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. В этом совпадении нет, однако, ничего методологически порочного, такие случаи известны и в других смежных науках, например, изучение психической системы человека и в психологии и в психиатрии и др. В подобных случаях речь может идти только о совпадении, смежности, но не о дублировании, так как каждая из научных систем акцентирует в одном и том же объекте все-таки разные его стороны для разных же научных и практических целей. Дополняя друг друга, смежные науки и обогащают друг друга.

Отношения Социологии и Истории, как одной из самых древних наук.. Своим развитием на протяжении столетии она(история) обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую “главу”. Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История накапливает огромный фактический материал; его обобщение позволяет видеть непрерывность исторического процесса, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии выступает как социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность означает, что новое вырастает из старого, а это в “современности” выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции. Но история идет за событиями и описывает их. Она не более того, что случилось в прошлом.

История всякий раз заканчивается  сегодня, постоянно “обращаясь”  в социологию. Историк идет за событиями и описывает их как “пространственно-временные целостности”. “Историческое время” - это “эпоха, схваченная мыслью” (Гегель). Оно схватывает сущность событий. Социальное время (время наличного общества - хронологическое или совокупное - конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося.Социологи используют данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляют общие свойства конкретных социальных явлений, дают этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регресса в истории.

Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые  дает ей история, для выработки общих  категорий социальной науки. История же исходит из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода. Следующая ниже схема отражает исторические корни и связи социологии с вышеупомянутыми близкими к ней науками и основами. Указанная в ней этнология (этнография) соответствует в некоторых странах социальной или культурной антропологии. Близкой к этнологии является фольклористика, изучающая народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры занимаются также археология и социология. Археология касается духовной культуры прошлого. Одним из макрообъектов социологии является духовная культура современного общества.

 

 

 

На схеме приведены в качестве примеров некоторые существенные области  социального поведения, которые  помимо социологии изучаются и более  конкретными специальными науками. Общность предметов исследования иногда осложняет проведение границ между  этими науками, хотя они и рассматривают  эти предметы с различных исходных пунктов и точек зрения, причем у социологии они зачастую шире, чем у других наук.

Общее название «общественные и  социальные науки», которое употребляется  по отношению к исследованию социальных общностей и социальных отношений, применяется иногда узко только к  социологии из-за ее обширности. Однако нормально социология считается  лишь одной из общественных наук.

Экономика изучает производство и  потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое  поведение человека вообще, использование  денег и капитала. Социология, в  свою очередь, стремится разработать  модели экономического поведения различных  групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономическими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. Многие социологи, особенно в бывших социалистических странах, вышли из сферы экономики.

Учение о государстве изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти  предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Социология сравнивается часто  с такими близкими к ней науками, как социальная психология и психология. В дополнение приведем краткую характеристику данного вопроса.

— Психология изучает, прежде всего, индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида.

— Социальная психология исследует  человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

— Социология изучает явления, относящиеся  к социальной системе.

На следующей схеме представлено место социологии среди наук, при  этом «точкой отсчета» является философия.

В таблице математика, история и  география названы общими науками, которые необходимы в исследованиях  других наук. К ним обращаются также  общественные науки. С другой стороны, ввиду обширности области исследования социологии как общественной науки  ее теории и результаты исследований используются, в свою очередь, специальными науками. Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме вышеуказанных специальных отраслей социологии, экономической социологии и политической социологии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию религии и социологию развивающихся стран.

Социология занимает, благодаря  своей универсальности, центральное  положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим  и определяющим фактором.

3. Методы исследования социальных наук

      Метод это способ, совокупность приемов изучения объекта, это технологический принцип изучения предмета. В социологии выделяют три группы методов.

     1. Общенаучные  методы, к которым можно отнести  анализ и синтез, восхождение  от частного к общему, статистический  метод и т.д.

     2. Общие подходы.  Н. Смелзер выделил пять основных подходов. Демографический - используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями. Психологический - объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей, используется для изучения социализации личности, девиантного поведения и т.п. Коллективистский - применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т.д. Интеракционистский (интеракция - социальное взаимодействие) - рассматривает общественную жизнь людей как многообразие взаимодействий, обусловленных социальными ролями. Культурологический - применяется при анализе поведения на основе его соответствия таким элементам культуры, как законы, табу, обычаи, традиции. 

Кроме подходов, выделенных Н. Смелзером, выделяют:

- системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему - совокупность взаимосвязанных частей;

- сравнительный, изучающий  поведение людей, конфликты, модернизацию  в разных культурных контекстах;

- функциональный, исследующий  общество, его подсистемы на основании  анализа функций каждого элемента;

- структурный, изучающий  социальные общности с позиций  всестороннего исследования их  структурных единиц (слоев, групп,  личностей), социальных связей между  ними и их динамики.

 

 

 

 

4. Методы конкретного социологического исследования

  Важнейшим методом  получения первичной информации  является наблюдение. Это метод  сбора первичной информации об  изучаемом объекте путем направленного,  систематического и непосредственного  восприятия и регистрации с  точки зрения целей и задач  исследования. Наблюдение применяется  тогда, когда информация, не может  быть получена никакими иными  способами, или при изучении  поведения людей в привычных,  часто повторяющихся обстоятельствах,  когда действия индивидов и  групп приобретают «автоматизированный»  характер, а также в экстремальных  случаях - для выявления типичных  реакций людей на чрезвычайные  ситуации. Наблюдение в социологическом  исследовании может служить для  достижения различных целей: как  источник информации, как дополнительные  сведения об изучаемом объекте,  как средство проверки данных, полученных иными способами. Существует  несколько типов наблюдения: не стандартизированное, когда определен только объект наблюдения; стандартизированное - заранее определены объект, предмет и цели наблюдения; не включенное - исследователь находится вне изучаемого объекта; включенное - исследователь включен в изучаемый социальный процесс; полевое - проводится в реальной жизненной ситуации; -лабораторное - осуществляется в искусственно созданных и контролируемых условиях; систематическое - проводится в соответствии с определенным графиком (изучение динамики процессов); эпизодическое и случайное; одномоментное - фиксация определенного явления или события, происходящего в определенном месте и времени; панельное - длительное наблюдение за одним и тем же объектом; контролируемое и неконтролируемое.

     Анализ документов - это совокупность методических  приемов и процедур, применяемых  для извлечения из документальных  источников социологической информации  при изучении социальных процессов  и явлений в целях решения  определенных исследовательских  задач. Документом в социологии  называется специально созданный  предмет, предназначенный для  передачи и хранения информации. Любое социологическое исследование  должно начинаться с анализа  существующих по исследуемой  проблеме документов. Существуют  два основных метода анализа  документов - традиционный и формализованный  или контент-анализ (анализ содержания).

Информация о работе Объект,предмет и метод социологии, связь с другими науками