Традиционный анализ - совокупность
определенных логических построений,
направленных на раскрытие основного
содержания изучаемого документа. Эффективность
традиционного анализа зависит
от: содержания и направленности документа;
условий, целей и задач исследования;
научной квалификации исследователя.
Традиционный анализ несет в себе
возможность нарушения принципа
объективности в объяснении документа.
Контент-анализ ориентирован на извлечение
социологической информации из больших
массивов документальных источников.
В процессе контент-анализа в изучаемом
тексте выделяются определенные, интересующие
исследователя элементы содержания (термины,
имена политических деятелей, суждения,
точки зрения, различные виды публикаций
и т.д.). Единицы контент-анализа классифицируют,
подсчитывают и проводят количественный
анализ. Контент-анализ целесообразно
дополнять другими методами исследования
или же использовать его в качестве дополнительного
метода.
Эксперимент
- это метод исследования, позволяющий
получить информацию о количественном
и качественном изменении показателей
деятельности изучаемого социального
объекта в результате воздействия
на него вводимых или видоизменяемых
экспериментатором и контролируемых
им новых факторов.Социологический
эксперимент основывается на разработке
гипотетической модели изучаемого явления
или процесса. На основе использования
данной модели изучаемый социальный объект
описывается как целостная система переменных,
среди которых выделяется независимая
переменная. Это экспериментальный фактор,
действие которого подчинено управлению
и контролю экспериментатора и который
выступает в качестве гипотетической
причины определенных изменений в зависимой
переменной. Зависимые переменные - это
свойства, отношения, взаимозависимости
изучаемой социальной системы, имеющие
существенное значение для ее функционирования,
но независящие от экспериментатора. В
качестве изучаемых в эксперименте зависимых
переменных выделяются индивидуальные
знания, навыки, групповые мнения, стереотипы
поведения и т.д. По характеру экспериментальной
ситуации эксперименты в социологии бывают:
полевые и лабораторные, линейные и параллельные.
В полевом эксперименте объект (группа)
находится в естественных условиях своего
функционирования, при этом членам группы
может быть известно или нет о том, что
они участвуют в эксперименте.
В лабораторном эксперименте
экспериментальная ситуация и
экспериментальные группы формируются
искусственно. Линейный эксперимент
отличается тем, что анализу
подвергается одна и та же
группа, являющаяся и контрольной
(ее первоначальное состояние), и
экспериментальной (ее состояние
после изменения нескольких характеристик).
В параллельном эксперименте
одновременно участвуют две группы:
контрольная и экспериментальная.
Опрос - это
метод сбора первичной социологической
информации посредством письменного
или устного обращения исследователя
к определенной совокупности
людей (респондентов) с вопросами,
содержание которых связано с
исследуемой социологом проблемы.
Интересующая исследователя информация
может быть получена с помощью
очного или телефонного интервью,
заполнения респондентом анкет-вопросников.
Опрос предоставляет исследователю
информацию пяти типов: факты,
знания, мнения, отношения и поведенческие
отчеты. К фактам относятся биографические
сведения о респонденте. Знания
- суждения респондента об окружающем
мире. Мнение - суждения респондента
о его предпочтениях или взглядах
на определенные явления и
события. Отношения - сравнительно
устойчивые настроения респондентов
и их оценки определенных событий,
явлений, людей. Поведенческие
отчеты - это утверждения опрашиваемых
о том, как они поступают в том или ином
случае.
Одним из наиболее распространенных
видов опроса является анкетирование.
Анкетирование - метод опроса, при
котором общение между исследователем
и респондентом, являющимся источником
информации, опосредуется анкетой. Анкета
- упорядоченный по последовательности,
содержанию и форме набор вопросительных
суждений, воплощенный в виде опросного
листа. Вопросы могут быть открытыми,
когда от респондента требуется
в свободной форме выразить свое
мнение, и закрытыми, если нужно выбрать
один из предложенных альтернативных
ответов. Качество анкеты определяется
степенью соблюдения двух основных условий:
1) формулировка вопросов
должна соответствовать исследовательской
задаче;
2) формулировка должна
соответствовать возможностям респондента
как источника информации (вопросы
должны быть понятны и не
оскорбительны для респондента).
Помимо анкетирования
применяется метод интервьюирования.
Интервьюирование - беседа по предварительно
разработанному подробному плану,
или на основе заранее подготовленного
опросного листа, в котором
даются все интересующие вопросы
в определенной последовательности
и с заданными формулировками.
Участие интервьюера позволяет
максимально приспособить вопросы
бланка-интервью к возможностям
отвечающего. Различают три вида
интервью: формализованное, фокусированное
и свободное. Формализованное
- строго регламентированное общение
интервьюера и респондента в
соответствии с детально разработанным
вопросником и инструкцией. Фокусированное
- сбор мнений и оценок по
поводу конкретной ситуации, явления,
его последствий или причин. Респондентов
знакомят с предметом беседы.
Вопросы подготовлены, но могут
задаваться в любой последовательности
и в любой формулировке. Свободное
интервью проводится без опросника
или плана беседы, определяется только
тема интервью. Полученная таким образом
информация уникальна и обрабатывается
не статистически, а с помощью традиционных
методов анализа документов.
Разновидностью
опроса являются исследовательская
беседа и экспертный опрос.
Исследовательская беседа по
форме близка к свободному
интервью, характеризуется совместным
поиском истины исследователем
и респондентом. Метод экспертной
оценки применяется тогда, когда
для оценки явления невозможно
выделить объект, соответственно, использовать
его в качестве источника информации.
Для исследования проблемы задействуются
компетентные лица - экспертов, имеющих
глубокие знания о предмете
или объекте исследования. Опросы
компетентных лиц именуются экспертными,
а результаты опросов - экспертными
оценками. Можно выделить две
основные функции экспертного
опроса в социологическом исследовании:
оценка состояния, включая причины
и прогноз тенденций развития
различных явлений и процессов
социальной действительности. Достоверность
данных здесь не зависит от
численности опрошенных.
В проведении
социологического исследования
используются также социально-психологические
методы. К ним относятся метод
независимых характеристик, метод
социометрии, изучающий структуру
социальной группы с целью
выявления в ней микрогрупп и
лидеров на основе взаимооценок всех членов
коллектива. На социометрию похож метод
парных сравнений.
К социально-психологическим
методам относятся также методики
изучения личности, с помощью которых
исследуются личностные качества отдельных
индивидов и членов коллектива в
процессе их межличностного взаимодействия.
Все исследовательские методы
имеют свои преимущества и недостатки.
Поэтому принято сочетать несколько
методов в рамках одного исследования
для того, чтобы с помощью каждого
из них дополнить и проверить
другие, — процесс, известный как
триангуляция. Увидеть ценность сочетания
методов — а также, более общие,
проблемы и ловушки в реальном
социологическом исследовании —
можно, рассмотрев конкретную исследовательскую
работу.
Заключение:
В системе гуманитарных наук
социология занимает особое место. Это
объясняется следующими причинами,
которые в свою очередь призваны подвести
черту этой работе:
- она является наукой об обществе,
его явлениях и процессах;
- она включает в себя общую социологическую
теорию, или теорию общества, которая выступает
как теория и методология всех других
гуманитарных наук;
- все гуманитарные науки, изучающие различные
стороны жизнедеятельности общества и
человека, всегда включают в себя социальный
аспект, т. е. те законы, которые исследуются
в той или иной сфере общественной жизни
и реализуются через деятельность людей;
-техника и методика изучения человека
и его деятельности, которые разрабатываются
социологией, необходимы для всех общественных
и гуманитарных наук, так как используются
ими для своих исследований;
- со всеми науками об обществе социология
связана социальным аспектом его жизни;
отсюда социально-экономические, социально-демографические
и другие исследования, на основе которых
рождаются новые «пограничные» науки:
социальная психология, социобиология,
социальная экология и др.
Специфика социологии заключается
в ее пограничном положении между естественнонаучным
и социогуманитарным знанием. Значение
социологии для других наук заключается
в том, что она дает научно обоснованную
теорию об обществе и его структурах, обеспечивает
понимание законов взаимодействия его
различных структур.
В заключении своей так сказать
работы, хотелось бы подчеркнуть. Социология
в определенном смысле ограничена, как
бы загнана в свой "угол зрения" и
не может претендовать на то, чем занимаются
и что могут, используя свои средства,
другие науки, изучающие общество и человека.
Но в то же время ей присуща большая широта
охвата и способность к обобщениям, умение
опереться на данные самых различных общественных
дисциплин. Социологические исследования
редко бывают интересны единственно интеллектуальному
сообществу социологов. Часто их результаты
становятся известны многим в обществе
через печать или каким-либо иным способом.
Этот факт имеет далеко идущие последствия.
Социология — не только наука о современном
обществе, она также становится значительным
элементом его выживания.
Список литературы:
1.Социология. Основы общей теории:
Учебник для вузов / Отв. ред. академик
РАН Г. В. Осипов.- М.: Норма, 2003. – 912с.
2. Вебер М. О некоторых категориях
понимающей социологии / Избранные
произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С.495- 510.
3. Смелзер Н. Социология / Под
ред. В.А. Ядова.- М.: Феникс, 1994. — 688 с.
4. Кравченко, А.И. Основы социологии
и политологии: Учебное пособие для вузов.-
М.: Академический проект, 2002.
5. Энтони Г. Социология. – 2005.
6. Асп Э. Введение в социологию.
7. Кравченко А. И. Введение в
социологию: Учебное пособие. - М.: Новая
школа, 1995.
8. М. Ю. Горбунова: Общая социология.
Конспект лекций №1,2.
9. Сорокин П. Человек. Цивилизация.
Общество. – М., 1992.
10. Харчева, В. Г. Основы социологии.
- М.: Логос, 2000. – С. 92.
11. Тощенко, Ж.Т. Социология.
Общий курс. - М.: Юрайт, 2001. – С. 24.