Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:19, контрольная работа
В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.
ВВЕДЕНИЕ
3
I
Предмет социологии образования
4
II
Эффективность и качество образования
7
III
Противоречия и перпективы образования
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованных источников
17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра Социальных дисциплин
Семестровая работа № 2
По дисциплине: Социология
Тема работы: Образование и общество.
Вариант 06
Выполнил:
студент группы БИ-11-2
Кадыров Ш.А.
Принимает:
Шокатаев Д.К.
Алматы, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
I |
Предмет социологии образования |
4 |
II |
Эффективность и качество образования |
7 |
III |
Противоречия и перпективы образования |
14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
16 | |
Список использованных источников |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.
Социологию образования
интересуют социальные характеристики
образования, влияние на него социальных
институтов, социальной макро- и микросреды.
Социология представляет собой целостную
систему социологических
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
Предметом социологии образования является изучение взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом.
Система образования включает в себя ряд звеньев: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования,
то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его
трудолюбия, многие другие нравственные
качества закладываются еще в
раннем детстве. Особую значимость приобретает
анализ ориентированности общества
на поддержку дошкольных форм образования,
на готовность родителей прибегать
к их помощи для подготовки детей
к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни.
Для познания специфики этой формы
образования особо значима
В отличие от дошкольного образования
и воспитания, которое охватывает
не каждого ребенка, средняя общеобразовательная
школа ориентирована на подготовку
к жизни всего без исключения
подрастающего поколения. При этом
социология образования нацелена на
изучение ценностей общего образования,
на ориентиры родителей и детей,
на их реакцию на внедрение новых
форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы
Особое место занимает исследование
профессионального образования
— профессионально-
Сегодня социология образования — одна из активно развивающихся отраслей как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Эмпирические исследования главным образом проводят преподаватели, привлекая студентов.
Кроме того, поскольку вопросы, касающиеся
уровня образования респондентов, включались
и включаются практически во все
социологические анкеты, то постепенно
накапливается огромная эмпирическая
информация, затрагивающая
1.2. Образование как социокультурный феномен.
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Образование выступает историко-культурным
феноменом менталитета
1.3. Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования
рассматривает влияние
Исследования затрагивают такие вопросы, как:
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:
1) теоретико-концептуальное содержание:
2) технологическая
Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.
Образование является открытой
социальной системой, оно связано
с другими социальными
2.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
Очевидно, что для того, чтобы
выявить эффективность, действенность
образования с точки зрения социологии,
необходима оценка данного социального
института, во-первых, с позиций тех
людей, которые учатся или повышают
свой уровень общеобразовательных
и профессиональных знаний. Во-вторых,
очень важно оценить социальную
позицию, цель, установки и ориентации
тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто
в силу своего профессионального
положения обеспечивает воспроизводство,
трансляцию и усвоение знаний. В-третьих,
это оценка тех, кто является потребителем
продукции общей и