Образование и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
I
Предмет социологии образования
4
II
Эффективность и качество образования
7
III
Противоречия и перпективы образования
14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16

Список использованных источников
17

Файлы: 1 файл

Sots_sem2.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

 

Кафедра Социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа № 2

По дисциплине: Социология

Тема работы: Образование и общество.

Вариант 06

 

 

 

 

 

 

 

 

             Выполнил:

             студент группы БИ-11-2

                Кадыров Ш.А.

             Принимает:

                  Шокатаев Д.К.

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

I

Предмет социологии образования

4

II

Эффективность и качество образования

7

III

Противоречия и перпективы образования

14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

 

Список  использованных источников

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее  время наблюдаются следующие  процессы:

1)  коммерциализация — расширение платной основы обучения;

2)  элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

3)  регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;

4)  децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

Социологию образования  интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную  систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого  уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая  образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом  социологическое исследование общих  социальных закономерностей образования  и воспитания как социального  процесса и их функций на всех уровнях  взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

 

 

 

 

    1. Предмет социологии образования

 

Предметом социологии образования является изучение взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом.  

Система образования включает в  себя ряд звеньев: дошкольное воспитание, общеобразовательную школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что  основы воспитанности человека, его  трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в  раннем детстве. Особую значимость приобретает  анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать  к их помощи для подготовки детей  к труду и рациональной организации  своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы  образования особо значима позиция  и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми —  воспитателей, нянечек, медицинских  работников, а также их готовности, понимания и стремления выполнить  возлагаемые на них обязанности  и надежды.

В отличие от дошкольного образования  и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная  школа ориентирована на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. При этом социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых  форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни  — это одна из важнейших проблем  социологии.

Особое место занимает исследование профессионального образования  — профессионально-технического, среднего специального и высшего профессионального. Для социологии образования важно  знание мотивов учащихся и студентов, эффективность обучения, оценка возможностей трудоустройства выпускников и  роль образования в их будущей  взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества.

Сегодня социология образования —  одна из активно развивающихся отраслей как в зарубежной, так и в  отечественной социологии. Эмпирические исследования главным образом проводят преподаватели, привлекая студентов.

Кроме того, поскольку вопросы, касающиеся уровня образования респондентов, включались и включаются практически во все  социологические анкеты, то постепенно накапливается огромная эмпирическая информация, затрагивающая междисциплинарную  проблематику. В социологию образования  стекаются данные из смежных областей: социологии молодежи, социологии труда, социологии культуры, исследований социальной структуры и т. д.  

 

1.2. Образование  как социокультурный феномен.

Образование -это процесс  и результат усвоения систематизированных  знаний, умений и навыков, необходимое  условие подготовки человека к жизни  и труду. Разные науки изучают  образование под своим углом  зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного  облика человека. Образование исследуется  как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения  накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в  рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования  не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации  учебной деятельности, как система  образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются  предпосылки для выявления и  развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных  обществом знаний, умений, культурного  наследия всех поколений.

 

1.3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования  рассматривает влияние образования  на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает  и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и  развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают  такие вопросы, как:

  • соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
  • пропорциональность морфологического строения структуры образования;
  • влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.

Исследование проблем  структуры образования связано  с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность  социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:

  • внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
  • внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур

1) теоретико-концептуальное  содержание:

  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
  • социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

2) технологическая последовательность  познавательной деятельности:

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
  • фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
  • проекты и модели социокультурной деятельности.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени  определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным  применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и  условиям проведения.

Образование является открытой социальной системой, оно связано  с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует  с другими социальными процессами и является одним из важнейших  механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

 

 

 2.1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.   

 

Очевидно, что для того, чтобы  выявить эффективность, действенность  образования с точки зрения социологии, необходима оценка данного социального  института, во-первых, с позиций тех  людей, которые учатся или повышают свой уровень общеобразовательных  и профессиональных знаний. Во-вторых, очень важно оценить социальную позицию, цель, установки и ориентации тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто  в силу своего профессионального  положения обеспечивает воспроизводство, трансляцию и усвоение знаний. В-третьих, это оценка тех, кто является потребителем продукции общей и профессиональной школы, кто получает в виде выпускников  учебных заведений молодых людей, претендующих на соответствие потребностям национального хозяйства. И, наконец, это нормативная база, на которую  опирается общество при эффективности  образования, когда сравниваются реальные и декларируемые показатели его функционирования.

Информация о работе Образование и общество