Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:19, контрольная работа
В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.
ВВЕДЕНИЕ
3
I
Предмет социологии образования
4
II
Эффективность и качество образования
7
III
Противоречия и перпективы образования
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованных источников
17
Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.
Если придерживаться формальных критериев – наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов –
женщины, хотя давно стало очевидным,
что в воспитании мальчиков, юношей
(да и девочек) школа испытывает острую
нехватку «мужского влияния». Хотя
за последнее время существенно
повышена зарплата учителей, средние
размеры заработка у работников
народного образования все еще
намного ниже, чем у рабочих
и инженерно-технических
Как показали специальные обследования
сельских учителей, большинство из
них в материально-бытовом
Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения, перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.
Формирование педагогических кадров
связано со спецификой их труда. Оно
органически не приемлет ущемления
их прав и авторитета, не терпит и
отвергает барски-высокомерное отношение
к ним. Упорядочение режима труда
и отдыха педагогов – тоже необходимая
предпосылка их гражданского и профессионального
роста. Улучшения требуют жилищно-
И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. В работах В.А.Жамина, С.Л.Костаняна, А.Б.Дайновского давно ставились эти проблемы. Очевидно", что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.
Одна из функций народного образования
– стимулирование самообразования,
самоподготовки, постоянной жажды знаний.
Самообразование, самостоятельное
приобретение знаний и навыков отнюдь
не исчерпывается школьной системой.
Конечно, школа может и должна
давать человеку навыки самостоятельной
работы с книгой, документом и т.п.
Но самообразование строится на базе
общего и профессионального
В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных научно-производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о плодотворных результатах участия подростков в опытно-экспериментальном производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий, материалов, приемов труда и т.п.
Социология образования как самостоятельная дисциплина сформировалась на рубеже XIX—XX вв. Разработкой проблем роли, назначения и функций образования и воспитания занимались Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, Дж. Пейн, У. Самнер, Л. Уорд. В дальнейшем эти идеи были развиты в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдьё (Франция), Ч. Бидуэлла, К. Дженкса, Дж. Коулмена (США), М. Ар-чер, Дж. Флауда (Англия) и др. Значительного развития социология образования достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, Я. Щепаньский и др.).
В России первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые (в связи с реформой средней школы 1864 г.) всесторонне и основательно описали состояние школьного дела. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились только в начале XX в. Обстоятельно занимался этими вопросами П.А. Сорокин. Он изучал образование как фактор социальной регуляции, важнейшее условие социальной стратификации и социальной мобильности личности в обществе. В 1920-е гг. социологи (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, B.C. Овчинников) внесли конкретные предложения, касающиеся обучения работающей молодежи, подготовки кадров новой интеллигенции, реализации программы ликвидации неграмотности населения.
Интенсивно развиваться
В конце XX в. российские социологи разрабатывали темы: общие проблемы социологии образования (В.И. Жуков, В.Я. Нечаев, Е.И. Кукушкина, Т.Н. Кух-тевич); учительство как специфическая социальная группа, состояние школьного образования (Ф.Г. Зиятдинова, Е.Э. Смирнова); проблемы профессионального образования (Г.Е. Зборовский, С.И. Григорьев, И.М. Ильинский); образ жизни учащейся молодежи (В.Т. Лисовский, А.М. Осипов); образование в условиях научно-технического прогресса (Ф.Э. Ше-реги, А.А. Овсянников), самообразование (Е.А. Шуклина).
В настоящее время разработка проблем социологии образования определяется стремлением отечественных социологов осмыслить изменения, которые происходят в процессе производства, обогащения и использования знания для проведения кардинальных преобразований в современном обществе, все чаще называемом обществом знаний.
Образование является объектом и предметом изучения целого рада наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики. Каждая из них находит свою грань в исследовании образовательных процессов. Есть специфика и у социологии. Это отношение общества к образованию, изучение его социальной ценности; понимание социальных и личных потребностей в образовании; влияние образования на социальный статус личности и динамику развития общества; оценка уровня знаний специалистов, эффективности и качества образования.
В качестве специальной социологической дисциплины социология образования изучаетобразование как социальный институт в процессе его взаимодействия с обществом, а также условия его возникновения и развития, его взаимоотношения с другими социальными институтами, социальные требования к образованию, социальное равенство и неравенство в сфере образования, роль образования в социализации личности.
Как особый социальный институт образование имеет свою структуру. Ее элементами являются: сеть образовательных учреждений (государственных и негосударственных); специфические социальные общности (педагоги и учащиеся); учебный процесс как особый вид деятельности.
Уровни образования включают: дошкольное, среднее, начальное профессиональное, среднее специальное и высшее образование. Как особое явление рассматривается послевузовское образование. Все больший интерес вызывает феномен непрерывного и второго высшего образования.
Рассматривая дошкольное образование, социология исходит из того, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой формируется первооснова его личностных качеств. Особую ценность приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования (A.M. Гендин, М.И. Сергеев), изучение форм и методов участия родителей в организации обучения ребенка (А.И. Антонов, Т.А. Гурко, B.C. Собкин), а также мотивы и интересы педагогов, призванных осуществлять образование и воспитание детей и молодежи (А.С. Запесоцкий, Д.И. Констан-тиновский, М.П. Карпенко).
Изучая среднее образование, социология исходит из того, что оно нацелено на подготовку к жизни в обществе всего подрастающего поколения. Исследуются ценности общего образования, ориентации родителей и детей на массовую или элитную школы, их реакции на внедрение новых форм образования и профессиональной ориентации.
Начальное профессиональное образование представляет собой оперативную форму включения молодых людей в трудовую и общественную жизнь. Для социологии образования важно знание мотивов профессионального выбора, эффективности этой формы обучения, ее роли в повышении квалификации и творческого потенциала личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность образования во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой участники этого процесса, и в первую очередь учащиеся и студенты, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В этой связи очень важно установить зависимость между социальной и профессиональной ориентацией. Социальная ориентация – это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательной из них. Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождественны. Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.
Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи.
Рост национального
В целом оптимум сочетания
Особое место в социологии образования занимает исследование роли и места профессионального образования — начального профессионального, среднего специального и высшего.
Список литературы