Образование и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
I
Предмет социологии образования
4
II
Эффективность и качество образования
7
III
Противоречия и перпективы образования
14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16

Список использованных источников
17

Файлы: 1 файл

Sots_sem2.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

Совершенствование народного образования  немыслимо без измерения той  ситуации, в которой находится  учительство, значительная часть педагогического корпуса.

Если придерживаться формальных критериев  – наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство  педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов –  женщины, хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно  повышена зарплата учителей, средние  размеры заработка у работников народного образования все еще  намного ниже, чем у рабочих  и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из них в материально-бытовом отношении  обеспечены значительно хуже других сельских специалистов. Учителя нередко  отвлекаются от выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними заданий. В  результате бюджет времени учителя  оказывается крайне напряженным.

Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без  должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения, перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно  органически не приемлет ущемления  их прав и авторитета, не терпит и  отвергает барски-высокомерное отношение  к ним. Упорядочение режима труда  и отдыха педагогов – тоже необходимая  предпосылка их гражданского и профессионального  роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые  условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение  их жильем, медицинской помощью, новой  литературой остается открытым вопросом.

И если в заключение этой темы упомянуть  некоторые проблемы материально-технического и финансового обеспечения, то можно  утверждать, что господство остаточного  принципа свело на нет всякие возможности  сделать действенный рывок в  качественно новом подходе к  нуждам народного образования. В  работах В.А.Жамина, С.Л.Костаняна, А.Б.Дайновского давно ставились эти проблемы. Очевидно", что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования  – стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное  приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной  работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические  и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых  поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью  логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия  старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов  в решении конкретных научно-производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о плодотворных результатах  участия подростков в опытно-экспериментальном  производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий, материалов, приемов труда и т.п.

 

 

    1. Противоречия и перспективы образования.

 

Социология образования как самостоятельная дисциплина сформировалась на рубеже XIX—XX вв. Разработкой проблем роли, назначения и функций образования и воспитания занимались Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, Дж. Пейн, У. Самнер, Л. Уорд. В дальнейшем эти идеи были развиты в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдьё (Франция), Ч. Бидуэлла, К. Дженкса, Дж. Коулмена (США), М. Ар-чер, Дж. Флауда (Англия) и др. Значительного развития социология образования достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, Я. Щепаньский и др.).

В России первые попытки анализа  состояния образованности населения  связаны с деятельностью земских статистиков, которые (в связи с реформой средней школы 1864 г.) всесторонне и основательно описали состояние школьного дела. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились только в начале XX в. Обстоятельно занимался этими вопросами П.А. Сорокин. Он изучал образование как фактор социальной регуляции, важнейшее условие социальной стратификации и социальной мобильности личности в обществе. В 1920-е гг. социологи (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, B.C. Овчинников) внесли конкретные предложения, касающиеся обучения работающей молодежи, подготовки кадров новой интеллигенции, реализации программы ликвидации неграмотности населения.

Интенсивно развиваться отечественная социология образования стала с конца 1960-х гг. (Л.Н. Коган, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин, Л.Г. Борисова, Е.А. Якуба и др.). В этот период активно изучались проблемы «революции в образовании», исследовались жизненные планы учащейся молодежи, социальный облик и образ жизни педагогических кадров.

В конце XX в. российские социологи  разрабатывали темы: общие проблемы социологии образования (В.И. Жуков, В.Я. Нечаев, Е.И. Кукушкина, Т.Н. Кух-тевич); учительство как специфическая социальная группа, состояние школьного образования (Ф.Г. Зиятдинова, Е.Э. Смирнова); проблемы профессионального образования (Г.Е. Зборовский, С.И. Григорьев, И.М. Ильинский); образ жизни учащейся молодежи (В.Т. Лисовский, А.М. Осипов); образование в условиях научно-технического прогресса (Ф.Э. Ше-реги, А.А. Овсянников), самообразование (Е.А. Шуклина).

В настоящее время разработка проблем социологии образования определяется стремлением отечественных социологов осмыслить изменения, которые происходят в процессе производства, обогащения и использования знания для проведения кардинальных преобразований в современном обществе, все чаще называемом обществом знаний.

Образование является объектом и предметом изучения целого рада наук: педагогики, психологии, философии, истории, экономики. Каждая из них находит свою грань в исследовании образовательных процессов. Есть специфика и у социологии. Это отношение общества к образованию, изучение его социальной ценности; понимание социальных и личных потребностей в образовании; влияние образования на социальный статус личности и динамику развития общества; оценка уровня знаний специалистов, эффективности и качества образования.

В качестве специальной социологической дисциплины социология образования изучаетобразование как социальный институт в процессе его взаимодействия с обществом, а также условия его возникновения и развития, его взаимоотношения с другими социальными институтами, социальные требования к образованию, социальное равенство и неравенство в сфере образования, роль образования в социализации личности.

Как особый социальный институт образование имеет свою структуру. Ее элементами являются: сеть образовательных учреждений (государственных и негосударственных); специфические социальные общности (педагоги и учащиеся); учебный процесс как особый вид деятельности.

Уровни образования включают: дошкольное, среднее, начальное профессиональное, среднее специальное и высшее образование. Как особое явление рассматривается послевузовское образование. Все больший интерес вызывает феномен непрерывного и второго высшего образования.

Рассматривая дошкольное образование, социология исходит из того, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой формируется первооснова его личностных качеств. Особую ценность приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования (A.M. Гендин, М.И. Сергеев), изучение форм и методов участия родителей в организации обучения ребенка (А.И. Антонов, Т.А. Гурко, B.C. Собкин), а также мотивы и интересы педагогов, призванных осуществлять образование и воспитание детей и молодежи (А.С. Запесоцкий, Д.И. Констан-тиновский, М.П. Карпенко).

Изучая среднее образование, социология исходит из того, что оно нацелено на подготовку к жизни в обществе всего подрастающего поколения. Исследуются ценности общего образования, ориентации родителей и детей на массовую или элитную школы, их реакции на внедрение новых форм образования и профессиональной ориентации.

Начальное профессиональное образование представляет собой оперативную форму включения молодых людей в трудовую и общественную жизнь. Для социологии образования важно знание мотивов профессионального выбора, эффективности этой формы обучения, ее роли в повышении квалификации и творческого потенциала личности.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эффективность образования во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой участники этого  процесса, и в первую очередь учащиеся и студенты, что они хотят реализовать  в своей жизни с помощью  образования. В этой связи очень  важно установить зависимость между  социальной и профессиональной ориентацией. Социальная ориентация – это определение  человеком своего места в системе  общественных отношений, выбор желаемого  социального положения и путей  его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательной  из них. Социальная ориентация взаимодействует  с профессиональной, хотя та и другая не тождественны. Они взаимосвязаны  постольку, поскольку социальное положение  человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.

Система образования еще плохо  формирует высокие духовные запросы  и эстетические вкусы, стойкий иммунитет  к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи.

Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым  проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, высокомерия  и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых людей.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной  и профессиональной подготовки еще  не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не соответствующие  духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование  становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его  роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеки от необходимого уровня.

Особое место в социологии образования занимает исследование роли и места профессионального образования — начального профессионального, среднего специального и высшего.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1988
  3. Социология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Алматы: санат. 1997.
  4. Н.Смелзер. Социология. –М., 1995
  5. Филиппов Ф.Р. Социология образования . –М., 1990
  6. Казахстан: особенности перехода и демократии. Коллективная монография. – Алматы, 2004. – С.225-245.
  7. Добрускин М.Е. рольгуманитарного образования в подготовке инженеров. 2001.
  8. Сорокина Н.Д. Перемены в образованиии динамика жизненных стратегии студентов. // Социс. – 2004. №10
  9. Старостина Т.В. ВУЗы на рынке образовательных услуг. // 2004

 


Информация о работе Образование и общество