Образование и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

В системе высшего образования, по оценкам специалистов, в настоящее время наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация — расширение платной основы обучения;
2) элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;
3) регионализация — замыкание абитуриентов на своих региональных вузах;
4) децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
I
Предмет социологии образования
4
II
Эффективность и качество образования
7
III
Противоречия и перпективы образования
14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16

Список использованных источников
17

Файлы: 1 файл

Sots_sem2.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

Именно с этих позиций и осуществляется социологическое изучение ключевых показателей любой системы и любого уровня образования. Прежде всего, это уровень знаний, которым обладают учащиеся и студенты, все население страны.

В 1988 году 89% работающих в народном хозяйстве имели среднее, среднее  специальное и высшее образование. Сама по себе цифра впечатляющая, особенно если сравнивать с предшествующими  этапами развития общества. Вместе с тем качество обучения и подготовки молодежи к жизни находилась в  вопиющем противоречии с современными потребностями общества. Более того, те достижения в образовании, которые  страна имела к концу 50-х годов, к началу 80-х были утрачены, что  привело к необходимости осознать новую историческую реальность и  определить формы и методы решения этой проблемы.

Суть проблемы состоит в том, что отечественная школа отстала  от мирового уровня в вопросах модернизации обучения, творческие находки новаторов-преподавателей и особенно учителей не получали признания. Средняя и высшая школа перестали  обеспечивать усвоение подлинных богатств человеческой культуры, общегуманистических нравственных ценностей.

Насколько тревожен факт снижения качества обучения, говорят данные выборочного  опроса жителей Москвы и Курска. На просьбу показать на контурной  карте ряд стран, Тихий океан, Персидский залив и Центральную  Америку – всего 16 наименований – правильный ответ был дан  в среднем в 7,4% случаев. Лишь 38% советских  людей нашли на карте Афганистан. 13% не смогли правильно показать свою страну (В.Г.Андреенков, 1993). В целом по знанию контурной карты советские граждане оказались среди замыкающих десятку (наряду с итальянцами и мексиканцами]. И поэтому вполне логичен вывод президента и председателя правления Национального географического общества Дж. Гровнора, инициатора данного исследования: «Без географической грамотности трудно представить сознательного человека – участника демократического политического процесса».

Аналогичные (или похожие) примеры  можно привести' по многим другим дисциплинам. Но особенно удивителен факт, когда  это незнание обнаруживают люди, которые  должны учить других или от их знания зависит жизнь других людей. И  особенно тревожно это звучит для  высшей школы. Процесс подготовки профессиональных «полузнаек» зашел очень далеко. Выборочный анализ работы отдельных  вузов подтверждает этот вывод: проверка студентов Башкирского медицинского института в 1988 году обнаружила, что 50% выпускников не могут поставить  несложный диагноз. Многие выпускники педагогических вузов достаточно безграмотны. Будущие инженеры на производстве теряются и не могут решить простые технические и технологические задачи.

Социологические исследования (Ф.Р.Филиппов) позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального  образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии –  в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно  раньше, чем профессиональная. Большинство  опрошенных учащихся пока мало информировано  о конкретном содержании избранного ими вида будущей трудовой деятельности, об условиях труда, его оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко бывает продиктован случайными мотивами (близостью профессионального  учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых). Рекомендации школы, роль кабинетов, профориентации назвали в качестве факторов выбора профессии лишь 4–5% опрошенных молодых людей.

Социальная ориентация образования  еще больше усилилась в период рыночных преобразований. Стремительно возросло число желающих получить финансовое, юридическое, экономическое образование  в силу того, что именно эти виды образования дают возможность занять лидирующее, высокообеспеченное положение в обществе. Так, исследование, проведенное в Красноярском крае в 1994 году и охватившее 13 городских и сельских школ (769 учащихся девятых и одиннадцатых классов), показало, что из числа девятиклассников, определившихся в выборе профессии, никто не пожелал стать рабочим в промышленном производстве; 3,1% хотели бы стать строительными рабочими; 2,4% – работниками сельского хозяйства; 2,4% – влиться в ряды ИТР. Не отличается от этих значений существенным образом профессиональный выбор учащихся 11-х классов, для которых доля ответов, приходившихся на вышеупомянутые роды деятельности, составила, соответственно 0,5, 0,9, 1,4 и 4,5% от числа ответивших.

Что касается сельскохозяйственной деятельности, то всего 6,3% от числа ответивших учащихся 9-х и 1,4% учащихся 11-х классов связывали  свой основной либо дополнительный (запасной) выбор профессии с этой крайне важной для общества сферой деятельности. Причем большинство из этих немногих высказывали желание стать агрономами, ветеринарами, охотниками, промысловиками, пчеловодами. О массовых и наиболее нужных на селе профессиях механизаторов и животноводов упомянули из 300 всего 3 (!) учащихся. Несмотря на настойчивую пропаганду фермерства, никто из опрошенных не пожелал испытать себя на этом важном для общества поприще.

Не лучше обстоят дела в отношении  возможности работать в промышленности. Выразил желание стать рабочим (выбор основной профессии) всего  один учащийся 11-го класса (из числа  девятиклассников – ни одного человека), да и тот хочет стать старателем (очевидно, надеясь найти золотой  самородок и разбогатеть). Лишь в  случае неудачи с основным выбором  готовы работать слесарями и токарями 6 учащихся 9-х классов (что составляет мизерную долю – 2,4% от числа ответивших). Не пользуются, как видим, почетом  среди учащейся молодежи и производственные профессии, требующие высшего и  среднего специального образования. Готовы влиться в ряды инженерно-технического персонала в общей сложности  с учетом основного и дополнительного  выборов всего 2,8% из числа ответивших девятиклассников и 4,5% – одиннадцатиклассников.

К проблеме цели очень тесно примыкает  проблема мотивов обучения и особенно повышения образования и квалификации. Поэтому если в общеобразовательной  школе интерес к обучению в  значительной степени подавлен и  действует установка «так надо», «родители требуют», «все учатся», то в среднеспециальных и особенно высших учебных заведениях интерес ярко выражен: желание «получить интересную профессию», «повысить свой авторитет», «приобщиться к интеллектуальной сфере жизни», «стать руководителем». В условиях рыночных отношений возрос мотив, связанный с возможностью получения высокой оплаты труда, с желанием приобрести экономическую самостоятельность и даже экономическую независимость не только от родителей, но и в известной мере от общества.

В середине 90-х годов В.И.Чупровым зарегистрировано новое явление в мотивации молодых людей: их желание соединить учебу с производительным трудом. В процессе исследования (1995 г., 2 тыс. респондентов, квотная выборка) было выявлено, что около 80% подростков, юношей и девушек уже включены в различные сферы вторичной занятости. Что касается труда, то совмещают учебу с работой 10,8% учащихся, в том числе 6,9% школьников, 11,7% учащихся ПТУ, 17,4% студентов техникумов и 15,7% студентов вузов.

Не меньшее значение при оценке эффективности и качества образования  имеет удовлетворенность процессом  получения знаний, самими знаниями, методами и формами их подачи и  усвоения, а также тем, насколько  знания помогут молодым людям  в их будущей жизни.

Согласно данным социологических  исследований (например, С.Г.Зырянов, 1992) удовлетворенность образованием низка: примерно каждый второй рабочий (43,3%) и  каждый четвертый служащий (26,8%) дали отрицательный ответ на этот вопрос. Особенно не удовлетворены им рабочие, что можно рассматривать как  ограничение их возможностей в социальном положении и социальном статусе, а также констатацию того факта, что школа (и родители) могли потребовать  от них значительно больших усилий по овладению знаниями.

 

2.2.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

   Молодежь вступает  в жизнь – трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование.  Однако оно очень серьезно  различается по качеству. Значительные  различия зависят от социальных  факторов: в специализированных  школах с углубленным изучением  отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских  школах выше, чем в сельских; в  дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в  связи с переходом страны к  рыночным отношениям. Появились  элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования  явно становится одним из показателей  социальной дифференциации. Желаемое  разнообразие в образовании оборачивается  социальной селекцией с помощью образования.

Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия  со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в  экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции  полагают, что образование – такая  же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому  должна функционировать так, чтобы  приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального  развития или одаренности. Возможность  платить и личная одаренность  – таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине  образовательной, а затем и социальной пирамиды.

В 1997/98 учебном году планировалось  принять 82 тыс. студентов по платной  форме обучения и около 60 тыс. –  в негосударственные высшие учебные  заведения, что составляет 26% от плана  в государственные вузы (542,6 тыс.), или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля «новых русских» и примкнувшим к ним  относительно богатых людей не превышает 10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в интересах  только отдельных социальных групп.

Аналогичные процессы происходят в  средней школе, хотя там имеются  свои специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и организаторами новых форм образования.

Профессиональное образование  – важный этап в гражданском становлении  личности, в ее гармоническом развитии. В работах С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского показано, что непонимание объективно необходимой связи развитости и  профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и  серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение  профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется  общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального  потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре  ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и  педагоги высоко оценивают возможность  творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование  форм экзаменов, расширение их участия  в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла  в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

Школа сейчас стоит перед непростым  выбором – найти оптимальные  пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они  ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией  существенную роль в становлении  личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых  людей большое влияние оказывает  механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов, классных руководителей, наставников  далеко не всегда содействует развитию и закреплению позитивного социального  опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно  как и демагогии, анархическим действиям.

Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка, туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.

Информационная революция побуждает  к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро – те знания, что ложатся в основу наук, и  периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их жизненный  опыт, главными были два условия: прочная  фундаментальная база знаний и потребность  учиться, уважение общества к тем, кто жаждет знаний.

Информация о работе Образование и общество