Образование как фактор социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.
Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других.

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

ФГБО УВПО «Орловский государственный  университет»

Факультет Педагогики и Психологии

Кафедра теории и технологии дошкольного образования

 

 

 

 

Реферативное сообщение  на тему:

«Образование как фактор социальной мобильности»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 32 группы

Алешина И.

Проверил:

Захарчук Л.А.

 

 

 

Орел, 2013 

Социальная мобильность: понятие и сущность

 Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.

 Человеческая история  складывается не только из  индивидуальных перемещений, но  также из движения больших  социальных групп. На смену  земельной аристократии приходит  финансовая буржуазия, малоквалифицированные  профессии вытесняются из современного  производства представителями так  называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами  роботизированных комплексов. Войны  и революции перекраивали социальную  структуру общества, поднимая на  вершину пирамиды одних и опуская  других.

 Подобные изменения  произошли и в российском обществе  после Октябрьской революции  1917 г. Происходят они и сегодня,  когда на смену партийной элите  пришла бизнес - элита.

 Но между слоями  и классами существуют барьеры,  мешающие свободному переходу  индивидов из одной статусной  группы в другую. Один из самых  главных барьеров возникает из-за  того, что социальные классы обладают  субкультурами, готовящими детей  представителей каждого класса  для участия в классовой субкультуре,  в которой они социализированы.  Обычный ребенок из семьи представителей  творческой интеллигенции с меньшей  вероятностью будет усваивать  привычки и нормы, помогающие  ему впоследствии работать крестьянином  или рабочим. То же можно  сказать о нормах, помогающих  ему в работе в качестве  крупного руководителя. Тем не  менее, в конечном счете, он  может стать не только писателем  (актером, художником), как его  родители, но и рабочим или  крупным руководителем. Просто  для продвижения из одного  слоя в другой или из одного  социального класса в другой  имеет значение "различие в  стартовых возможностях".

 Приведенные примеры  свидетельствуют о том, что  всякое социальное перемещение  происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более  или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного  места жительства на другое  предполагает определенный период  адаптации к новым условиям.

 Все социальные перемещения  личности или социальной группы  включают в процесс мобильности.  Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью  понимается любой переход индивида, или социального объекта, или  ценности, созданной или модифицированной  благодаря деятельности, от одной  социальной позиции к другой"[1]

 П. Сорокин различает  два типа социальной мобильности:  горизонтальную и вертикальную.

 Вертикальная мобильность:  каналы социальной регуляции.  Горизонтальная мобильность

 Вертикальная мобильность  является наиболее важным процессом,  представляющая собой совокупность  взаимодействий, способствующих переходу  индивида или социального объекта  из одного социального слоя  в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная  вертикальная мобильность), существенное  улучшение благосостояния (экономическая  вертикальная мобильность) или  переход в более высокий социальный  слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

 Общество может возвышать  статус одних индивидов и понижать  статус других. И это понятно:  одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять  с высших статусов других индивидов,  не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают  восходящую и нисходящую социальные  мобильности, или социальный подъем  или социальное падение. Восходящие  течения профессиональной, экономической  и политической мобильности существуют  в двух основных формах: как  индивидуальный подъем, или инфильтрация  индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

 По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность  в той или иной степени существует  в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные "отверстия", "люфты", "мембраны" через которые индивиды перемещаются вверх и вниз. Особое внимание Сорокина привлекали социальные институты - армия, церковь, семья, собственность, образование, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

 Для того чтобы полностью  изменить социальный статус, у  индивидов часто возникает проблема  вхождения в новую субкультуру  группы с более высоким статусом, а также связанная с этим  проблема взаимодействий с представителями  новой социальной среды. Поэтому  для преодоления культурного  барьера и барьера общения  индивиды в процессе социальной  мобильности прибегают к каналам  социальной циркуляции.

 Горизонтальная мобильность  подразумевает переход индивида  из одной социальной группы  в другую, расположенную на одном  и том же уровне. Примером служат  перемещение из православной  в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь  образованную), из одной профессии  в другую. Подобные движения происходит  без заметного изменения социального  положения в вертикальном направлении.  Горизонтальная мобильность подразумевает  изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.

 

Дифференциация общества. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его  структуры, дифференциация (разделение, расслоение).Процессы, определяющие дифференциацию общества: разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам; удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столетие возникли или приобрели массовый характер такие новые потребности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные группы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих; расширение представлений людей о природе и обществе. Появление новых ценностей и норм.

Интеграция общества. Наряду с дифференциацией, которая ведет  к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и  вертикальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (восстановление целого, объединение  частей).Интеграция — это процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры. При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы. Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Факторы, способствующие интеграции общества: единая культура общества как система материальных и идеальных объектов, позволяющая взаимодействовать отдельным личностям, социальным группам и организациям; единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспринимать, а затем воспроизводить единую культуру; система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства общества, заставляет различных индивидов и группы подчиняться единым правилам, действовать по единым социальным нормам.

 

Образование, как  доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора  социальной мобильности

 В обществах переходного  типа, каким является современная  Россия, особенно важным как для  развития и верификации общей  теории, так и для решения конкретных  задач социологии является изучение  и прогнозирование процессов  социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения  этих процессов в сознании  россиян.

 Образование становится  одним из решающих факторов  социального расслоения, так как:

 с одной стороны,  глобализация и перенос отношений  соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических  ресурсов в область информационных  технологий требует определенного  уровня образования и культуры;

 с другой стороны,  в условиях трансформации российского  общества образование как институт  социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного  опыта, а во-вторых, формирование  новых корпоративных ценностей,  необходимых для возникающих  социальных слоев.

 Большинство западных  социологов в качестве доминантного  фактора социальной мобильности  в современных обществах выделяют  экономический, который становится  базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

 Другой основной фактор  социальной мобильности - профессия.  Действительно, в индустриальном  обществе развитие передовых  технологий дает толчок появлению  множества новых профессий, требующих  высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся  высокооплачиваемыми и престижными,  с другой. Вследствие этого возрастает  уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной  на необходимости повышения квалификационного  уровня.

 Это, в свою очередь,  определяет высокую значимость  образования как фактора социальной  мобильности. М. Вебер в качестве  критерия притязаний на "…позитивные  или негативные привилегии в  отношении социального престижа" указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии. [2]С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами"[3].

 Следовательно, полученное  образование и выработанные в  процессе его получения манеры  и стиль жизни, а также профессиональный  статус и связанное с ним  материальное вознаграждение дают  индивиду основания претендовать  на более высокую социальную  позицию и принадлежащий этой  позиции престиж.

 Социальные функции  образования

 Социологический анализ  проблем развития образования  подтверждает, что образование выступает  как интегральная, обобщающая ценность  духовной культуры. Наряду с политической  и правовой культурой образование  формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Информация о работе Образование как фактор социальной мобильности