Образование как фактор социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.
Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других.

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 34.75 Кб (Скачать файл)

 Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в "трудовой ресурс". Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

 Гомогенизация общества  через организованную социализацию  индивидов - привитие сходных  социальных характеристик во  имя целостности общества.

 По мере того, как  в обществе все большее количество  достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой  становится и такая функция  образования, как активизация  социальных перемещений. Образование  во всем мире закономерно становится  главным каналом социальных перемещений,  как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

 Так же стоит отметить  роль образования в социальной  селекции. В образовании индивиды  разводятся по потокам, предопределяющим  их будущий статус. Формальное  обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются  тесты. Но тесты содержат определенный  культурный контекст, понимание  которого зависит от соотношения  доминантной культуры (на которой  построены тесты) и культурных  особенностей микросреды первичной  социализации обучаемого. Чем больше  дистанция между этими культурными  типами, тем меньше внимания от  учителя получает ученик и  тем вероятнее, что он не  справится с тестом. Образовательная  карьера индивида, таким образом,  во многом обусловлена социальным  положением его родителей. Это  так же подтверждает ключевую  роль образования в процессе  дифференциации общества.

 Воспроизводство социальных  классов, групп и слоев, принадлежность  к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает большое влияние на разнородность и мобильность общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда.

Роль и место  образования в преобразовании общества. Маргинальность как состояние образованных слоев общества

 

 

Трансформация российского  общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации, изменяющих мотивацию деятельности и возможность экономических  достижений практически всех категорий  населения. Радикальные изменения  отношений собственности и власти привели к формированию новой  шкалы равенства-неравенства в  социальной организации общества. Основная тенденция трансформации российского  общества - углубление социального  неравенства.

 

Такое положение вещей  ведет к усилению дезинтеграционных  процессов, поляризации и социального  неравенства, ограничению восходящей мобильности и, в конечном счете, к замкнутости верхних слоев, т.е. к тому, от чего общество пытается уйти. Этот процесс сопровождается маргинализацией значительной части населения. Отличительной чертой состояния маргинальности в России является, во-первых, то, что она вызвана массовой нисходящей мобильностью в условиях общего кризиса и радикальных реформ, и, во-вторых, она носит преимущественно вынужденный характер под влиянием внешних факторов, связанных с социально-экономической и социокультурной трансформацией общества в целом, которая заставила социальные группы, имевшие ранее высокий статус, изменить или полностью утратить его и связанные с ним социальную среду, социальные связи и систему ценностных ориентаций.

 

Состояние маргинальности характерно, в первую очередь, для большинства групп, отличающихся довольно высоким уровнем образования и имевших в прошлом высокий социально-профессиональный статус. Этими маргиналами являются, во-первых, работники "бюджетной сферы": учителя, врачи, преподаватели вузов и работники академических и отраслевых НИИ; во-вторых, большую группу составляют часть управленческого персонала предприятий ВПК; и в-третьих - мигранты из бывших союзных республик, ставших независимыми национальными государствами4. Из всех этих групп наиболее уязвимыми оказались работники ВПК и конверсионных предприятий, поскольку "особенности функционирования предприятий в советский период (закрытость, опека со стороны государства, социальные, экономические привилегии и т.д.) свели к минимуму вариативность поведения работников оборонного комплекса, снизили гибкость реагирования на меняющиеся обстоятельства в социальной среде"5. В целом можно сказать, что российское общество "потеряло" слой интеллектуалов и интеллигенции, выполняющих в рамках культурно-нормативной системы основную функцию передачи базовых ценностей и культурных стандартов и являющихся интегрирующей силой современного общества.

 

Таким образом, маргинальная позиция образованных слоев российского  общества, в большей степени навязанная новой экономической ситуацией, не может не влиять на статус образования  в системе ценностей россиян. Поскольку высшее образование, главным  образом техническое, в данной ситуации становится в большей степени  фактором нисходящей социальной мобильности, следовательно, снижается ценность самого образования.

Понятие и классификация  демографических прогнозов

История развития демографического прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями  правительств, различных государственных  органов в данных о населении, пониманием роли демографического фактора в развитии общества, состоянием научных исследований в сфере экономики, статистики, математики.

Первоначальные попытки  определения “демографического  будущего”, чаще всего сводились  к определению на перспективу  общей численности населения  в условиях, когда темпы изменения  численности, и его возрастно-половая  структура были в среднем на протяжении длительного периода, практически  неизменными. В большинстве стран  Западной Европы, во всяком случае до начала XIX века, типичной была высокая рождаемость и смертность, и сравнительно стабильная возрастно-половая структура населения [6,c346].

Демографические прогнозы исчисляются  во многих странах мира. Их систематически публикуют ООН.

Демографический прогноз - это  научно обоснованное предвидение основных параметров движения населения и  будущей демографической ситуации: численности, возрастно-половой и  семейной структуры, рождаемости, смертности, миграции. Необходимость демографического прогнозирования связана с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов  в целом. Без предварительного демографического прогноза невозможно представить себе перспективы производства и потребления  товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических  проблем и т.д. Именно поэтому  деятельность по прогнозированию динамики численности и структуры населения, численности и структуры семей, отдельных демографических процессов  составляет важнейшую часть общей  деятельности международных, государственных  и неправительственных организаций, учреждений и научных институтов. В нашей стране первый прогноз  динамики и структуры населения  был выполнен еще в 1921 г. под руководством Е. Тарасова и С.Г. Струмилина. В его  основу были положены итоги переписи населения 1920 г.

С научных позиций особая роль демографического прогнозирования  вытекает из важнейшего общенаучного принципа, согласно которому ценность и плодотворность всякой научной  теории не только и не столько определяется тем, в какой мере данная теория связывает  воедино накопленные научные  факты, сколько способностью теории предсказывать новые, ранее не известные  свойства и явления. С этой точки  зрения демографический прогноз  может рассматриваться и как  критерий оценки положенной в его  основу теории.

 Устойчивое состояние  экономики это чисто физическое  понятие. Любые нефизические компоненты  экономики (например, знание) могут  расти бесконечно. Но физические  компоненты (например, запасы природных  ресурсов, человеческая популяция,  размер капитала) ограничены и  определяются внутренними свойствами  системы. Экономика может достичь  устойчивого состояния после  периода роста или после периода  сокращения или антироста. Цель состоит в том, чтобы достичь устойчивого масштаба, не превышающего экологических ограничений.

Экономисты используют показатель валового внутреннего продукта (ВВП) для измерения размеров экономики  в долларах или других денежных единицах. Реальный ВВП — с поправкой  на инфляцию — в экономике устойчивого  состояния остается достаточно стабильной величиной, без роста или сокращения от года к году. Герман один из основоположников экологической экономики и критик неоклассической экономической теории, определяет экономику устойчивого состояния как экономику с постоянными количествами людей и предметов, поддерживаемых на некотором желательном уровне достаточности за счет минимально возможного уровня вспомогательной активности, то есть при наименьших возможных перемещениях материи и энергии от первой стадии производства до конечной стадии потребления.

Таким образом, экономика  устойчивого состояния стремится  к стабильным или незначительно  колеблющимся величинам численности  населения, потребления энергии и материалов. Рождаемость равна смертности, инвестиции равны амортизации.

 Информирование о положении на рынке труда – это государственная услуга, результатом предоставления которой является получение гражданином сведений о нормативно-правовом регулировании социально-трудовых отношений, спросе и предложении на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе, востребованности трудовых услуг с учетом уровня профессиональной квалификации, подготовки, переподготовки и вовлечения граждан в процесс производства, межтерриториального и межотраслевого перераспределения рабочей силы, использования иностранных работников.

Услуга предоставляется  в соответствии с требованиями Административного регламента по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 13 июня 2007 г., № 415).

 Получателями государственной  услуги по информированию о  положении на рынке трудаявляются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

 Требования к порядку  предоставления государственной  услуги

 Государственная услуга  предоставляется по следующим  принципам:

-обеспечение свободы  поиска, получения, передачи и  распространения информации законными  способами;

-открытость, доступность  и достоверность информации о  положении на рынке труда.

Государственная услуга предоставляется  неопределенному кругу лиц с  использованием средств массовой информации, сети Интернет, информационно-телекоммуникационных сетей, средств связи, иными законными способами.

Государственная услуга предоставляется  при обращении получателя государственной  услуги с заявлением-анкетой о  предоставлении государственной услуги. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное  обращение за государственной услугой.

Государственная услуга предоставляется  бесплатно.

Роль образования в интеграции общества и социальные изменения.

Наука влияет на производство и технологии не только посредством  генерации идей, но и по другим каналам - через экономику, организацию и т.д. В формировании культуры наукоемкого производства, основанного на знаниях, важное место принадлежит образованию, поскольку при современном производстве высокой сложности становится очевидным, что чем квалифицированнее работник, чем выше его общая культура и качество его труда.

Предполагается, что интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики. Цель осуществляемых в этой области национальных проектов и программ состоит в подъеме конкурентоспособности отечественных предприятий благодаря обучению их персонала передовым методам труда и трансферу между

бизнесом и наукой. Процессы интеграции развиваются в определенных организационных формах (технопарки, исследовательские университеты, НПО, консалтинговые фирмы и т.д.), которые способны решать исследовательские, образовательные и производственные задачи, а также удовлетворять потребности работодателей в высококвалифицированных специалистах.

Информация о работе Образование как фактор социальной мобильности