Общая характеристика функций права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права, впервые прозвучали на состоявшемся в 1966 г. в Праге симпозиуме по социальному обеспечению, на котором присутствовали ученые из стран так называемого социалистического лагеря. В работе симпозиума принимал участие известный советский ученый B.C. Андреев. Впоследствии им были сделаны глубокие теоретические разработки таких проблем, как понятия данной отрасли, ее предмета, метода, принципов правового регулирования. Многие из этих разработок до настоящего времени не утратили своего теоретического значения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….2
1 Теоретические аспекты функций социального обеспечения. ………….4
1.1 Возникновение и развитие права социального обеспечения как отрасли права……………………………………………………………………....….4
1.2 Понятие и сущность функций социального обеспечения…..……….13
2. Общая характеристика функций права социального обеспечения….18
2.1 Виды функций социального обеспечения ………..............................18
2.2 Экономическая и социальная функция как основополагающие функции права социального обеспечения ………………………………..................24
Заключение……………………………………………..……….……………31
Библиография………………………………………………………..……….

Файлы: 1 файл

kursovaya_Artyoma22(4).docx

— 127.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….2

1 Теоретические аспекты функций социального обеспечения. ………….4

1.1 Возникновение и развитие права социального обеспечения  как отрасли права……………………………………………………………………....….4

1.2 Понятие и сущность  функций социального обеспечения…..……….13

2. Общая характеристика функций права социального обеспечения….18

2.1 Виды функций социального обеспечения ………..............................18

2.2 Экономическая и социальная функция как основополагающие функции права социального обеспечения ………………………………..................24

Заключение……………………………………………..……….……………31

Библиография………………………………………………………..……….33

Приложение………………………………………………………….……….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоритические аспекты функций социального обеспечения

1.1Возникновение и развитие  права социального обеспечения  как отрасли права

 

Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права, впервые прозвучали на состоявшемся в 1966 г. в Праге симпозиуме по социальному обеспечению, на котором присутствовали ученые из стран так называемого социалистического лагеря. В работе симпозиума принимал участие известный советский ученый B.C. Андреев. Впоследствии им были сделаны глубокие теоретические разработки таких проблем, как понятия данной отрасли, ее предмета, метода, принципов правового регулирования. Многие из этих разработок до настоящего времени не утратили своего теоретического значения. Поэтому В. С. Андреева по праву можно считать основоположником учения о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли в системе советского, а сейчас и российского права.1

Социальное обеспечение  осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование. Конвенция МОТ №102 о минимальных  нормах социального обеспечения (1952 г.) относит к социальному обеспечению  системы социального страхования, как установленные государством, так и контролируемые государственными органами или проводимые в «соответствии  с установленными нормами как  результат совместных действий предпринимателей и рабочих» (ст. 6).

Следовательно, государственное  социальное страхование — это  обязательная система социального  обеспечения работника. Суть социального  страхования заключается в распределении  социального риска потери либо снижения заработка по независящим от работника  обстоятельствам на работодателей  и самих работающих, которые в  принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. При этом классические системы государственного социального страхования гарантируют застрахованным предоставление материальных благ (пенсий, пособий, иных услуг) по принципу соизмерения их с размерами сумм, уплачиваемых в страховые фонды.

Наряду с системами государственного социального страхования во многих странах формировались национальные системы (программы) социальной помощи населению за счет средств государства и без учета трудового вклада человека. Это так называемое социальное обеспечение в узком смысле слова. Виды и объем материальных благ, предоставляемых населению по таким системам, в разных странах различны. Это могут быть как денежные выплаты в случаях наступления социальных рисков, так и услуги, которые население получает бесплатно либо на льготных условиях. Во многих развитых странах самостоятельным основанием для получения социальной помощи по национальным системам признается уровень бедности.

Данный критерий устанавливается, как правило, законодательным путем  и позволяет выявить слои населения, относящиеся к числу малоимущих (неимущих). Лица, живущие в бедности, получают денежные пособия, продовольственную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки и пр. Иногда социальную помощь бедным называют вспомоществованием. Однако в некоторых странах термин «вспомоществование» имеет особое значение. Например, в Скандинавских странах вспомоществование — это право на равный доступ ко всем социальным услугам независимо от состояния бедности, богатства и т. п.2

Таким образом, в отличие  от систем социального страхования, охватывающих социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), системы социального  обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества.

В последнее время все  большую популярность как на международном уровне, так и внутри страны получает такой термин, как социальная защита населения. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения (1992 г.). В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. 3

Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных  бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки  населения». Это «ведомственное»  понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих  сопоставить или отграничить  социальную защиту населения от его  социального обеспечения. Не позволяет  это сделать и сформулированная в Концепции основная цель социальной защиты: «Социальная защита населения в нынешней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики».

Многофункциональность указанной  цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему  поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного  периода, который связан с формированием  в стране иной экономической системы. Однако даже спустя восемь лет говорить о перерастании системы социального обеспечения России в систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку государство постоянно демонстрирует населению свою экономическую несостоятельность.

Наряду с узковедомственным  понятием социальная защита в теории права социального обеспечения рассматривается и в более широком аспекте. В нее входит деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной поддержке граждан. Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики 4.

Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной  личности, по выявлению и нейтрализации  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни5.

В специальных работах  дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций  государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной — специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита — это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса6.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе  является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить о перерастании системы социального обеспечения  в нашей стране в более широкую  универсальную социально-экономическую  систему социальной защиты населения  сейчас еще преждевременно, поскольку  общественная практика пока не дает оснований  для такого вывода и, кроме того, возможности систем социального  обеспечения обществом полностью  не исчерпаны. В связи с этим представляется правильным утверждение о том, что «социальная защита населения является базовой категорией науки права социального обеспечения, включающей в себя общественные отношения по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения».

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль сформировалось в общей системе права относительно недавно.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к  числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и  те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических  отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение  как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической  формации.

Содержание престарелых  и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуется  господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая  обязанности по материальному обеспечению  стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы  социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное  нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время  имела характер награды, а не вида обеспечения нетрудоспособных.

Определенный интерес  представляет опыт становления и  эволюция систем социальной поддержки населения на Руси. Как свидетельствует Начальная летопись, Князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

«Русская Правда» Князя  Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался  и Владимир Мономах.

Историки отмечают, что  «по мере укрепления государства  в развитии общественного призрения  стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение  традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного  благодеяния и покровительства  убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего  начала, совершенствование форм и  масштабов государственного общественного  призрения при сохранении и поощрении  благотворительной деятельности церкви». В качестве доказательства второго  направления в становлении системы  общественного призрения можно  привести Указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.

По Указу Царя Федора Алексеевича  от 1682 г. в Москве было построено  два госпиталя; те из числа нищенствующих  и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой  или ремеслом на общественную пользу».

Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер Конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающих и им подобных». В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а Указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.

Екатерина II в Манифесте от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных — главное для Верховной власти. В принятом ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). Соответствующие средства для организации и содержания этих учреждений выделялись в качестве первоначального капитала из государственной казны, а изданное в 1785 г. «Городовое Положение» узаконило требование к городам об отчислении из своих доходов части средств Приказам общественного призрения. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.

Информация о работе Общая характеристика функций права социального обеспечения