Общая характеристика функций права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права, впервые прозвучали на состоявшемся в 1966 г. в Праге симпозиуме по социальному обеспечению, на котором присутствовали ученые из стран так называемого социалистического лагеря. В работе симпозиума принимал участие известный советский ученый B.C. Андреев. Впоследствии им были сделаны глубокие теоретические разработки таких проблем, как понятия данной отрасли, ее предмета, метода, принципов правового регулирования. Многие из этих разработок до настоящего времени не утратили своего теоретического значения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….2
1 Теоретические аспекты функций социального обеспечения. ………….4
1.1 Возникновение и развитие права социального обеспечения как отрасли права……………………………………………………………………....….4
1.2 Понятие и сущность функций социального обеспечения…..……….13
2. Общая характеристика функций права социального обеспечения….18
2.1 Виды функций социального обеспечения ………..............................18
2.2 Экономическая и социальная функция как основополагающие функции права социального обеспечения ………………………………..................24
Заключение……………………………………………..……….……………31
Библиография………………………………………………………..……….

Файлы: 1 файл

kursovaya_Artyoma22(4).docx

— 127.19 Кб (Скачать файл)

Инвалидные дома для значительного  числа призреваемых появились при Николае I. К инвалидам в этот период относили тех, кто был не способен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.

Сеть благотворительных  учреждений, находящихся под покровительством Императрицы Марии Федоровны (жены Павла I), в 1854 г., т.е. после ее смерти, была объединена под общим названием «Ведомство учреждений Императрицы Марии». Благотворительностью, предоставляемой этими учреждениями, в течение 1898 г. воспользовалось более 7 млн. человек, не считая 20 млн. случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тыс. человек.

Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре категории:

1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;

3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. Очевидно, такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка: 15 июня 1883 г. рейхстаг принял закон об обязательном государственном страховании на случай болезни; в июле 1884 г. — закон о страховании от несчастных случаев. Закон от 22 июля 1889 г. ввел обязательное страхование по инвалидности и по старости.

 

 

1.2.Понятие и сущность функций социального обеспечения.

В  процессе  жизни  каждый  человек  находится  в  опасности  перед  наступлением обстоятельств,  которые  могут  отразиться  на  состоянии  его  здоровья  и  привести  к  утрате заработной  платы – основного  источника  средств  существования.  К  таким  обстоятельствам относятся:  болезнь,  старость,  инвалидность,  потеря  кормильца  и  другие.  Преодолеть  эти  обстоятельства  самостоятельно  во  многих  случаях  невозможно.  Они  тесно  связаны  с производственной деятельностью и практически  не зависят от воли отдельного человека. Но при этом они прямо влияют на социальную стабильность общества. Поэтому  государство принимает на  себя  определенную  долю  ответственности  за  их  наступление  и  создает  систему  социальной защиты, предоставляет  государственные пенсии, социальные пособия и услуги. Бесплатная форма  предоставления  услуг  уходит  в  прошлое,  поскольку  в  системе  социальной  защиты  населения  появляются страховые методы. Концепция  социальной  защиты  населения  России  применительно  к  новым  условиям находится  в  процессе  доработки.  По  многим  ее  положениям  среди  специалистов  нет  единого мнения.  Но  при  всей  новизне  концепция  должна  базироваться  на  результатах  и  выводах отечественных  ученых,  ранее  исследовавших  такие  важные  составные  элементы  социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование. Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.

В то же время социальное обеспечение – это и правовая категория, так как государства  реализуют политику перераспределения  доходов посредством правового  механизма, закрепляя нормативным  путем организационно – правовые способы осуществления социального  обеспечения; порядок образования  соответствующих финансовой систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в  поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает  статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.

Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном  этапе;

1) государственный характер  устанавливаемых в обществе организационно  – правовых способов распределения  совокупного общественного продукта  через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах  права либо в договорах, санкционированных  государством, круга лиц, подлежащих  обеспечению;

4) нормирование государством  социального стандарта обеспечения,  ниже которого оно не может  быть, путем законодательного закрепления  видов обеспечения, его уровня  и условий предоставления.

Выделив признаки социального  обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного  понятия не выработано. Это объясняется  тем, что социальное обеспечение  – это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.

Специалисты в области права социального обеспечения трактуют социальное обеспечение следующим образом: « Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса»7. «Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством»

Можно встретить и такое  определение, как «социальное обеспечение  – система общественных отношений, складывающихся между гражданами и  органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий  и других видов обеспечения при  наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность».Л.Ржаницина определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом: «Социальное обеспечение – это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определяющим общефедеральное законодательство как обязательное для всех участников и уровней»8.

К.Н.Гусов и М.О.Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества».Таким образом, эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности.

В системе социальной защиты населения принято выделять следующие  уровни: 
- со стороны государства и муниципальных органов управления;

- со стороны работодателей, администрации фирм, предприятий;

- со стороны профсоюзов, различного рода неправительственных организаций и трудовых коллективов;

- семейная защита и самозащита.

По объекту могут быть выделены следующие формы социальной защиты:

- детства;

- малообеспеченных семей и граждан;

- женщин и многодетных матерей;  

- безработных;

- лиц пенсионного возраста;

- больных и инвалидов;

- поддержка социальных отраслей: здравоохранения и образования

 

В  этой главе были выделены сущностные принципы социального обеспечения, даны разносторонние определения социального обеспечения, Разность трактования вызвана тем что социальное обеспечение явление многоаспектное и трудно выделить окончательно точный вариант. В главе были выделены уровни и формы социальной защиты. Было рассмотрено возникновение и развитие права социального обеспечения как отрасли российского права. Право социального обеспечения как отрасаль в общей системе права было создано в 1966 году в Праге. До этого подобие социального обеспечения осуществлялось церквями и князьями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Общая характеристика функций права социального обеспечения

2.1. Виды функций социального обеспечения

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории  граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально  значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального  положения граждан по сравнению  с остальными членами общества. Роль и место социального обеспечения  в жизни общества обусловливается  тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет  решить. Важнейшей функцией социального  обеспечения является выплата гражданам пенсий - ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Пенсионные отношения  в нашей стране регулируются Законом  «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами. Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях [2.2,с.14].

Среди функций социального  обеспечения следует выделить следующие:

1) экономическую; 

2) защитную;

3) политическую;

4) социально-реабилитационную;

5) демографическую; 

6) производственную.

Безусловно, одной из основных функций является экономическая  функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

Защитная функция социального  обеспечения предполагает как экономические  меры со стороны субъектов социального  обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения  реализуется отраслями, имеющими как  публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей.

Социальное обеспечение  связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено  трудовой деятельностью, а уровень  обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального  страхования это влияние будет  возрастать, поскольку усилится стимулирующее  значение социального обеспечения  для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение  способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

Социальная функция социального  обеспечения способствует поддержанию  социального статуса граждан  при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных  видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью  поддержания достойного уровня жизни  и предупреждения обнищания. С помощью  социальной функции осуществляется и реабилитационное направление  социального обеспечения, целью  которого является восстановление (полностью  либо частично) полноценной жизнедеятельности  человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Политическая функция  позволяет государству специфическими для социального обеспечения  средствами реализовывать основные направления социальной политики. Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека9. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной зашиты.

Социальная политика как  целенаправленное воздействие государства  на условия жизни людей с целью  реализации конституционных положений  осуществляется главным образом  через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом  введено новое основание для  предоставления социального обеспечения  в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

Информация о работе Общая характеристика функций права социального обеспечения