Общая характеристика пенсионных правоотношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

В случае невыполнения него обязанности и получения лишних сумм пенсии пенсионер должен возместить органу социальной защиты населения причиненный ущерб.
Цель курсовой работы - дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Пенсионная система. Понятие и виды пенсий…………………..........5
1.1. Пенсии по государственному пенсионному страхованию………..…..5
Глава 2. Обязательное пенсионное страхование в РФ………………………..16
Глава 3.Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ……………......23
3.1.Понятие негосударственного пенсионного фонда…………………23
3.2.Формирование пенсионных резервов……………………………..….26
3.3. Действие пенсионного фонда……………………………………….…27
Заключение…………………………………………………………..………...…30
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая Соц.2.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)
    • Перечень лиц, имеющих по Закону право на одновременное получение двух пенсий, включает в себя:

- граждан ставших инвалидами вследствие военной травмы;

- участников Великой Отечественной войны;

- родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы;

- вдов погибших военнослужащих, не вступивших в новый брак;

- нетрудоспособных членов семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.3

По государственному пенсионному обеспечению установлены следующие виды пенсий:

    • пенсия за выслугу лет,
    • пенсия по старости,
    • пенсия по инвалидности
    • социальная пенсия.4

Следует отметить, что  в ранее действовавшем Законе № 340-1 пенсия за выслугу лет относилась к трудовым видам пенсий, но в  новом законодательстве она поменяла свой экономический смысл и назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим.

Пенсия по старости назначается  гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. 

Пенсию по инвалидности получают те категории граждан, которые имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 4 Закона № 166-ФЗ, за исключением федеральных государственных служащих.

Социальная пенсия по условиям Закона № 166-ФЗ назначается  только нетрудоспособным гражданам.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца в случае смерти военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных  катастроф, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, принадлежит членам их семей.

Источником финансирования всех указанных выплат согласно ст. 6 Закона № 166-ФЗ являются средства федерального бюджета.

Пенсия за выслугу  лет существовала и в прошлом. Право на получение этой пенсии распространялось на лиц, занятых на длительной подземной и другой работе с особо вредными условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью. Специально были выделены права на получение пенсии за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, в профессиональных аварийно-спасательных службах, гражданской авиации и на других видах работ.

В настоящем Законе пенсия за выслугу лет назначается федеральным  государственным служащим и военнослужащим. 

Пенсию по старости получают граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.

На пенсию по инвалидности имеют право военнослужащие, участники  Великой Отечественной войны  и граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам.

В Законе отмечается, что члены семей военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в результате их смерти имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

В связи с тем, что  настоящий Федеральный закон  появился впервые, условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению можно сопоставить с условиями назначения пенсий по Закону «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в котором условия пенсионирования государственных служащих, а тем более военнослужащих отдельно не выделялись. Однако это отнюдь не означает того, что пенсионное обеспечение государственных служащих не регулировалось. На эту категорию граждан распространялись общие условия пенсионного обеспечения, нередко дополняемые отдельными правовыми актами.

Статья 7 настоящего Закона регулирует условия назначения пенсий. Право на пенсию за выслугу лет  требует от претендента на нее  выполнения двух условий.

Во-первых, необходимо иметь  стаж работы на государственной службе не менее 15 лет и, во-вторых, увольняться по следующим причинам: в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, из-за сокращения штата государственных служащих в федеральных органах государственной власти, по причине прекращения своих полномочий, по причине достижения предельного возраста, установленного Федеральным законом для занимаемой должности на федеральной государственной службе, в связи с обнаружением несоответствия состояния здоровья и требований, предъявляемых к лицу, занимающему должность в государственной федеральной системе, и, наконец, по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Необходимо отметить очень важное требование для государственных  служащих. Те из них, кто увольняется, переходя на пенсионное обеспечение, за исключением увольняемых по причине ликвидации государственных федеральных организаций, в том случае, если имеют стаж замещения должности не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии и тем самым приобретает характер награды, похожую на эмеритальную пенсию, существовавшую в дореволюционной России. Нельзя выпускать из виду, что пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию. В этом пенсия за выслугу лет принципиально отличается от обычной трудовой пенсии, которую Закон не запрещает получать в период продолжения трудовой деятельности.

Статьей 8 Закона № 166-ФЗ определены категории  военнослужащих, подлежащих государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся, в частности, военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Военнослужащему данной категории может быть назначена пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения им службы или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В случае гибели (смерти) военнослужащего  данной категории течение вышеназванных  периодов времени нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Все прочие категории военнослужащих (т.е. за исключение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве со. Дат, матросов, сержантов и старшин), могут претендовать на получение пенсии за выслугу лет, по инвалидности, а нетрудоспособные члены их семей – на пенсию по случаю потери кормильца.

Пенсия за выслугу лет назначается  военнослужащим данной категории: имеющим  на день увольнения со службы выслугу  на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы не менее 20 лет; либо уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшим на день увольнения 45-летнего возраста, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба , и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Условия назначения пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов сержантов и старшин, и остальным военнослужащим одинаковы.

Пенсия по случаю потери кормильца  назначается семьям военнослужащих (за исключением граждан, проходивших  военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или н позднее 3 месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пеней онеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты ем; пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену, и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Участникам Великой Отечественной  войны пенсия по государственному пенсионному  обеспечению назначается при  наличии инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсии по государственному пенсионному  обеспечению назначаются в соответствии со ст. 10 Закона № 166-ФЗ. Пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 – 10 лет (в зависимости от категории получателя указанного вида пенсии) при наличии не менее 5 лет трудового стажа. Гражданам, ставшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидами с ограничением способности к трудовой деятельности III, II и I степени, пенсия по инвалидности назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Нетрудоспособным членам семей указанных граждан пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от стажа кормильца.

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а  также нетрудоспособным членам их семей  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, предусмотренные ст. 11 Закона № 166-ФЗ, соответствуют условиям ст. 113 Закона № 340-1 и ст. 27 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Условия назначения пенсий продолжаются в последующих 8-11 статьях настоящего Закона. В каждой статье регулируются условия пенсионного обеспечения  различных социальных групп населения  в отношении и необходимости  выполнения обязательных условий для получения права на конкретную пенсию по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации.

Так, в статье 7 настоящего Закона расписаны  особенности и условия назначения различных пенсий участникам Великой  Отечественной войны в порядке, предусмотренном Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В статье 11, посвященной условиям назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, следует обратить внимание на социальный состав реальных и потенциальных пенсионеров. В сравнении с Законом от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» перечень граждан, которым предоставлено право на социальную пенсию, практически не изменился. Добавлены лишь граждане малочисленных народов Севера, достигшие 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

В системе пенсионного  обеспечения пенсии, предоставляемые  инвалидам, занимают одно из важных мест, так как с их помощью решается проблема обеспечения инвалидов средствами к жизни. В этой связи первостепенное значение приобретает порядок установления инвалидности. С этой целью создан и действует специальный орган — Государственная служба медико-социальной экспертизы. Его заключение является решающим в признании гражданина (гражданки) инвалидом и основой для государственных органов государственного пенсионного обеспечения при принятии решения о назначении социальной пенсии.

глава 2. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации

 

  В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное страхование.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.5

Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учёт пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления.

Устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе  обязательного пенсионного страхования , а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. И доп. От 29.06.2004)

Настоящий Федеральный закон устанавливает  организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации , настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Информация о работе Общая характеристика пенсионных правоотношений в РФ