Общая характеристика пенсионных правоотношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

В случае невыполнения него обязанности и получения лишних сумм пенсии пенсионер должен возместить органу социальной защиты населения причиненный ущерб.
Цель курсовой работы - дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Пенсионная система. Понятие и виды пенсий…………………..........5
1.1. Пенсии по государственному пенсионному страхованию………..…..5
Глава 2. Обязательное пенсионное страхование в РФ………………………..16
Глава 3.Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ……………......23
3.1.Понятие негосударственного пенсионного фонда…………………23
3.2.Формирование пенсионных резервов……………………………..….26
3.3. Действие пенсионного фонда……………………………………….…27
Заключение…………………………………………………………..………...…30
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

курсовая Соц.2.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Финансируются правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации  за счет средств бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, в том  числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской

Федерации из федерального бюджета

Правоотношения, связанные  с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления  контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, 6

Участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию  являются федеральные органы государственной  власти, страхователи, страховщик и  застрахованные лица.7

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному  пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации  могут являться негосударственные  пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Страхователями по обязательному  пенсионному страхованию

являются:

    1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.8

    • Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях Федерального закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

В целях закона к страхователям  приравниваются физические лица, добровольно  вступающие в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 рассматриваемого Федерального закона. К ним относятся граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя или за другое физическое лицо , за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом.

К застрахованным лицам  относятся граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой

нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.9

В соответствии с ч.2. ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» право на обязательное пенсионное страхование  в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Расчетный пенсионный капитал  формируется из общей суммы страховых  взносов и иных поступлений на финансирование страховой части  трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для  индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»10

Правовую основу и  принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий) устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. От 31.12.2002).

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

    • создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
    • обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке,
    • определяющих размер пенсии при ее назначении;
    • создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
    • развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • создание условий для контроля за уплатой страховых взносов
    • застрахованными лицами;
    • информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;
    • упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.11
    • Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:
    • единства и федерального характера государственного пенсионного
    • страхования в Российской Федерации;
    • всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;
    • доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
    • использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;
    • соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в
    • процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

 

3.1. Понятие негосударственного пенсионного фонда

  Негосударственная пенсия формируется добровольно самими работниками и их работодателями (или только работниками) за счет накоплений и инвестирования добровольных взносов.

Общие принципы такового вида страхования установлены Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции федеральных законов от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ).

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение  участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Деятельность фонда  по негосударственному пенсионному  обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных  пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения  населения.13

Конкретные условия страхования устанавливаются соответствующими договорами, заключаемыми страховщиком – негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

Договор о негосударственном  пенсионном обеспечении - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда  в пользу участника фонда , в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию.14

В случае заключения такого договора негосударственная пенсия выплачивается пенсионеру в дополнение к трудовой пенсии и независимо от нее. Размер такой пенсии не зависит  от продолжительности производственного стажа и величины заработной платы застрахованного лица, а определяется суммой накопленных страховых взносов, продолжительностью периода её получения и получаемым на этапе пенсионных выплат инвестиционным доходом.

Средства, находящиеся на персонифицированном пенсионном счете застрахованного лица, выплачиваются ему в виде негосударственной пенсии. Они сохраняются за вкладчиком при его переходе на другое место работы и могут передаваться по наследству. При некоторых обстоятельствах (например, заболевание, приводящее к инвалидности и досрочному наступлению пенсионных оснований) период пенсионных выплат может наступить до достижения пенсионного воздействия.

 

3.2. Формирование  пенсионных резервов

Для обеспечения своей  платежеспособности по обязательствам    перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.

Пенсионные резервы - это совокупность средств, находящихся  в собст

венности фонда и  предназначенных для обеспечения  выплат негосударственных пенсий15

Пенсионные резервы  формируются за счет:

    • пенсионных взносов;
    • дохода фонда от размещения пенсионных взносов.

Пенсионные резервы  создаются по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных  для обеспечения покрытия этих обязательств. Нормативный размер пенсионных резервов устанавливается государственным уполномоченным органом16

Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах  надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных резервов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.17

Размещение пенсионных резервов, сформированных в соответствии с правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в  интересах участников.

Фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего, который (которые) должен (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить возврат переданных ему (им) фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации , за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Российской Федерации, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Управляющий (управляющие) несет (несут) ответственность перед фондом (фондами) и его (их) участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на него (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управляющий (управляющие) не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам фонда (фондов).

Для управления пенсионными  резервами фонда (фондов) управляющий (управляющие) должен (должны) иметь  необходимые разрешения (лицензии) в соответствии с требованиями , установленными законодательством Российской Федерации.

Государственный уполномоченный орган определяет требования к составу  и структуре пенсионных резервов в соответствии с правилами размещения пенсионных резервов, утвержденными  Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Общая характеристика пенсионных правоотношений в РФ