Общее понятие и экономические модели конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Представители социальных наук привыкли критиковать экономистов, которые, по их мнению, рисуют слишком упрощенные картины хозяйства и общества. Они преувеличивают роль рыночных отношений, сам рынок представляют слишком абстрактно, а действия людей сводят к бесхитростным схемам поведения homo oeconomicus. В данной работе много справедливого, но хотелось бы поставить вопрос иначе: чем критиковать других, не лучше ли попытаться выработать свое понимание, которое кажется более адекватным. Не тратить столько усилий на доказательства того, что традиционные экономические взгляды никуда не годятся, а предложить иную рамку рассуждений, позволяющую расширить угол нашего обзора, не впадая в то же время в грех беспорядочного описательства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ
Общие определения
Рынок как продукт регулирования

Раздел II. СТРУКТУРЫ И ИНСТИТУТЫ РЫНКА
2.1 Соотношение структур и институтов рынка
2.1.1 Основные структурные элементы
2.2 Основные структурные элементы
2.3 Институты рынка
2.3.1. Основные институциональные элементы
2.3.2 Формальные и неформальные институты

Раздел III. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
3.1 Общее понятие и экономические модели конкуренции
3.2 Две экономические модели конкуренции

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ РЫНКА.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)
  • ресурсы (формы капитала),
  • организации,
  • деловые связи.

 
В свою очередь, основные институты рынка в этой схеме также содержат три элемента: 

  • права собственности,
  • управленческие схемы,
  • правила обмена.

 
Нетрудно заметить, что наша исходная схема строится по принципу трех парных соответствий. Хозяйственные ресурсы, под которыми понимаются в данном случае основные факторы производства, принимающие форму капитала, предполагают права собственности — особые формы доступа к этим ресурсам. Построение организационных структур включает в себя реализацию тех или  иных управленческих схем — принципов, на которых строится организационный  порядок. Наконец, установление устойчивых деловых связей между самостоятельными участниками рынка реализуется  посредством определенных правил обмена (см. рис. 4.1).

 
Структуры

 

 

 
Институты

 
Р есурсы

 

 

 
Права собственности

 
О рганизации

 

 

 
Управленческие схемы

 
Д еловые связи

 

 

 
Правила обмена


 
Рис. 4.1. Основные структуры и институты рынка 

Основные структурные  элементы

 
Теперь представим эти конституирующие  элементы рынка чуть более подробно, начав со структурных элементов.

 
Хозяйственные ресурсы (формы капитала). Состояние рынка в сильной степени зависит от масштаба и пропорций распределения хозяйственных ресурсов, которые принимают форму накопленного капитала. Понятие капитала ныне в социальных науках трактуется достаточно широко и потому требует своего уточнения. Мы понимаем под капиталом накапливаемый хозяйственный ресурс, которыйприносит дополнительную стоимость путем взаимной конвертации своих разнообразных форм. Любые структуры и институты, о которых пойдет речь далее, тоже без труда могут быть представлены как разновидности хозяйственных ресурсов. Понимая это, в данном случае мы ограничим понятие ресурсов основными факторами производства — средствами производства и рабочей силой. 
 
Средства производства облачаются в форму экономического капитала. Это основная форма капитала, которая включает:  

  • денежные активы, 
  • материальные активы,
  • информационные и технологические активы,
  • товарные запасы. 

Организационные структуры. Участники рынка не являются простыми точками на карте хозяйственных взаимодействий. Они формируюторганизации — иерархически выстроенные, относительно замкнутые совокупности рабочих мест и занятых на них работников, деятельность которых регулируется из единого центра. Это регулирование осуществляется руководителями организации с использованием системы формальных административных правил и неформальных предписаний, должностных порядков и статусных привилегий75. С их помощью организационные структуры отгораживают себя от внешнего рынка, формируют свои внутренние рынки и устанавливают более тесный контроль над деятельностью работников76
 
Создание подобных организационных структур связано с интеграцией разных технологических процессов. Она может выступать в форме вертикальной или горизонтальной интеграции в зависимости от того, происходит ли объединение последовательных звеньев одной технологической цепи или параллельных звеньев разных технологических цепей.  
 
Целесообразно выделить две основные формы организационных структур (фирм, компаний): 

  • предприятие,
  • бизнес.

Первая, наиболее простая  организационная структура — предприятие — предполагает создание единого юридического лица для ведения хозяйственной деятельности.

 
Более сложная форма — бизнес — представляет собой организационную структуру, состоящую из совокупности взаимосвязанных предприятий в одной или нескольких сферах деятельности.  
 
 
Деловые связи. На рынке складываются относительно устойчивые отношения между разными предприятиями и бизнесами, которые независимы в финансовом и управленческом отношениях. Мы будем называть их деловыми связями, понимая под ними повторяющиеся контакты между разными организационными структурами. Эти контакты в их менее развитой форме заключаются во взаимном наблюдении, а в более развитой форме — в непосредственном взаимодействии представителей организационных структур. В свою очередь, взаимодействие может ограничиваться обменом информацией, а может воплотиться в осуществлении сделок  
 
 
 
 
Рис. 4.2. Формы деловых связей  
между организационными структурами 
 
Деловые связи выступают в нескольких структурных формах, включая: 

  • стратегические альянсы,
  • деловые сети,
  • деловые ассоциации.

 
Первой формой структурной связи  двух и более независимых хозяйственных  агентов выступают стратегические альянсы (strategic alliances). Они определяются как деловые коалиции, или пулы, основанные на соглашении о совместной деятельности между разными компаниями, сохраняющими при этом свою формальную и реальную самостоятельность. Эти соглашения могут закрепляться формальными контрактными обязательствами, но могут опираться и на неформальные (не прописанные) соглашения. Их заключение преследует цель объединения усилий и повышения конкурентных преимуществ. Важно, что стратегические альянсы заключаются на определенный период времени или для реализации отдельных проектов, за пределами которых их действие прекращается. 
 
Более широкой формой структурной связи являются деловые сети (business networks). Они представляют собой совокупность устойчивых множественных связей между формально независимыми участниками рынка78. Причем каждое предприятие или бизнес, как правило, включены сразу в несколько разных деловых сетей, переплетение которых и размечает пространство взаимосвязанных рынков. 
 
Деловые связи между представителями разных компаний могут устанавливаться также посредством образования деловых ассоциаций —объединений предприятий и бизнесов, предполагающих формальное членство. Эти объединения могут быть основаны на общей отраслевой принадлежности, сходном институциональном устройстве, единых концепциях контроля над рынками или близких политических предпочтениях.  

 
В заключение необходимо еще раз  подчеркнуть особое значение трех структурных  элементов — бизнеса, стратегического  альянса и деловых сетей, —  занимающих промежуточное положение  между максимально гибкими случайными связями участников рынка и относительно жесткой административной иерархией.Сведение рыночных трансакций к случайным связям, а самих участников рынка к юридическим лицам существенно обедняет анализ, поскольку упускаются из виду мощные структурные пласты, пронизывающие все пространство рынка. 
 

 

ИНСТИТУТЫ РЫНКА

 
Невозможно понять, как работают рыночные структуры, не раскрыв содержание понятия «институты». Мы уже определяли их как правила поведения и способы их поддержания и говорили о том, что институты одновременно ограничивают и стимулируют повседневные действия хозяйственных агентов. Необходимо, однако, пояснить вторую часть определения институтов, связанную с поддержанием правил, или понуждением к их исполнению (enforcement of rules). Мы считаем неточной трактовку институтов как правил поведения и субъектов (инстанций), ответственных за их соблюдение83. Здесь происходит, увы, нередкое смешение институтов и структур рынка. Наша позиция состоит в том, что необходимо более последовательное определение институтов как совокупности правил. При этом, однако, следует учесть, что эти правила неоднородны и включают две взаимосвязанные группы. Первую группу образуют правила, регулирующие действия участников рынка. Мы назовем их правилами игры. Правила, входящие во вторую группу, регламентируют поведение структур, которые контролируют соблюдение правил первого рода. Это своего рода правила поддержания правил, которые будут называться нами правилами контроля84
 
Таким образом, мы вышли на весьма принципиальный момент с точки зрения последующего изложения: институты — это не смесь правил и структур, а совокупность правил игры и правил контроля. 

Основные институциональные  элементы

 
Теперь перейдем к характеристике основных институциональных элементов  рынка. Они включают:  

  • права собственности;
  • управленческие схемы;
  • правила обмена85

 
Права собственности. Чтобы развернуть какую-либо хозяйственную деятельность, нужно прежде всего получить и определить права собственности (property rights). Они понимаются нами как обоснованные (легитимные) притязания на распоряжение ограниченными ресурсами и извлекаемыми доходами86. Основным источником легитимности прав собственности являются законы. Но сводить дело только к юридической стороне принципиально не верно. Другим источником выступают социальные нормы. Так, например, нанесение ущерба чужой собственности сдерживается отнюдь не только угрозами формального наказания, но и ожидаемым неодобрением со стороны окружающих. 
 
Следует выделить два основных вида притязаний: на ресурсы (формы капитала) и на доходы. Вход на рынок связан с реализацией притязаний на ресурсы (claims on resources). Они связаны с организацией предприятий, получением прав собственности, исключением (ограничением) доступа других агентов к этим правам, их защитой от сторонних посягательств. Данные притязания осуществляются путем: 

  • получения прав на осуществление деятельности (регистрация предприятия, лицензирование деятельности, сертификация продукта, получение прочих разрешений);
  • получения доступа к ресурсам (материальным, финансовым, трудовым, нежилым помещениям, коммуникационным сетям, информации, технологиям).

 
Притязания на ресурсы могут предъявляться, как минимум, по четырем основаниям: 

  • незакрепленность прав собственности (например в виду отсутствия патента на изобретение);
  • открытость прав собственности (например в случае ее продажи или приватизации посредством аукциона);
  • неспецифицированность (размытость) прав собственности, когда они представляют собой спорную территорию;
  • оспаривание прав собственности и требований их передачи (например в оплату задолженности кредиторам).

 
Если новому участнику удалось  войти на тот или иной рынок  и развернуть хозяйственную деятельность, то возникают притязания на доходы(claims on revenues). Они сопряжены с присвоением и распределением получаемых доходов, их защитой от посягательств со стороны других участников рынка. При этом притязания на доходы могут быть: 

  • формальными — соответствующими закону и фиксируемыми документально;
  • неформальными — не соответствующими закону и не фиксируемыми в отчетных документах. 

 

Управленческие  схемы. Получив и специфицировав права собственности на использование ресурсов и присвоение доходов, руководители компаний делают следующий шаг — выстраивают управленческие схемы — способы построения экономических и административных связей внутри хозяйственной организации.

 

Управленческая схема  представляет собой институциональное  оформление организационной структуры  предприятия или бизнеса. Она  вырабатывается для того, чтобы осуществлять взаимодействие между звеньями организации, перераспределять ресурсы, наконец, закрывать свою деятельность от других участников рынка, делая ее менее прозрачной.

 
Правила обмена. Наряду со спецификацией прав собственности и построением управленческих схем приходится заботиться о правилах обмена (rules of exchange). Это третий элемент основных институтов рынка. Правила обмена определяют порядок взаимодействия между независимыми участниками рынка. Они регулируют выбор деловых партнеров, характер установленных с ними отношений, порядок исполнения сделок. В целом правила обмена оформляют следующие виды деятельности: 

  • поиск и отбор деловых партнеров и клиентов;
  • стратификацию партнеров и клиентов;
  • заключение контрактных и неконтрактных деловых соглашений;
  • поддержание деловых соглашений.

 
Правила обмена наполняют деловые сети конкретным содержанием, значительная часть которого имеет неэкономический характер и включает отношения: 

  • доверия и взаимных обязательств,
  • взаимной помощи и поддержки,
  • политической лояльности,
  • дружбы и личной привязанности.

 
Все эти отношения становятся неотъемлемой частью сетевого мира. 
 
 
 
Формальные и неформальные институты.

 
Разделение регулирующих правил на формальные и неформальные является одним из важных элементов современной институциональной теории.  

Само по себе признание  важности разделения формальных и неформальных правил настолько же тривиально, как  и утверждение, что «институты имеют  значение». Мы склонны считать, что  главной проблемой (сегодня и  в принципе) является не избыток или дефицит формальных правил, а их структура, а также способ, каким они вводятся в хозяйственную систему. Иными словами, дело не в том, что формальные правила отсутствуют или, наоборот, все слишком зарегулировано. Главный вопрос заключается в том, каковы наиболее распространенные способы связи формальных и неформальных правил.

Информация о работе Общее понятие и экономические модели конкуренции