Общение как взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Файлы: 1 файл

курсовая по ММСИ.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в  обмене информацией, а также в  восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

     Тема  общения как взаимодействия является актуальной, так как является еще  не до конца изученной. Этому вопросу  посвящено множество научных  трудов, но все же ученым не удалось  до конца постичь все тайны  общения как взаимодействия.

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятия «Общение»;

2. Рассмотреть основные аспекты общения;

3. Изучить общение как взаимодействия.

Объектом исследования является процесс общения.

Предметом исследования является общение как взаимодействие.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Общение как процесс.

1.1 Общение как способ коммуникации.

     Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению  психического контакта. Психический  контакт обеспечивает в общении  взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует  общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

     Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит  непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют  сами коммуниканты,  общающиеся. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят об аудио - вербальном (слухо - словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально - вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико - тактильному (двигально - осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. Употребление этих терминов условно, иногда в более - менее аналогичном смысле употребляют и другие.

Общение - это  форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению  психического контакта. Психический  контакт обеспечивает в общении  взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует  общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение - сложный  и весьма многоплановый процесс  установления и развития контактов  и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга . Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов  и др.) к феномену общения настолько  велик, что рассмотрение проблем  общения осложняется различием  трактовок как самого понятия "общение", так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.  
 
 

     Структура общения. К структуре общения  можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так: коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу. Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия общение, так и нахождением его места в иерархии других социально - психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др. Так, А.С. Золотнякова понимала общение как социально - и личностно - ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно - регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой. В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят систему межличностного взаимодействия, ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев понимает общение, не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно. Социален любой процесс человеческой деятельности, даже когда он является деятельностью индивида. Это не «индивидуальная деятельность», вне общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует. В то же время он подходит к общению как к условию любой деятельности человека. С этой позицией согласны многие авторы. Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что "любая деятельность невозможна без общения". Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности. В свою очередь общение как вид деятельности и общение как взаимодействие, рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение. Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения. Таким образом, в социально - психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально - психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение. Однако существует и другая точка зрения, которая переводит основной вопрос социальной психологии в другую иерархическую плоскость, т.е. именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. В этой довольно обстоятельной и полезной работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально - психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. Психологические же отношения – результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако следует только оговориться, а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними – это однопорядковые, но в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого. Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними. Возникает вопрос, каким образом наметившееся в социальной психологии интересное (можно сказать, принципиально важное для уточнения и дальнейшего развития социально - психологической теории) направление затрагивает методологическую базу социальной психологии, факторы, определяющие характер и содержание общения – источник формирования социальной психики. Принципиальный вопрос здесь, по сути, один, — что является первичным, а что – вторичным? Взаимодействие или общение? Решить этот вопрос – значит решить (по мнению сторонников нового направления) основной вопрос социальной психологии. Существование связей с общественностью как организационной системы уже априори подразумевает необходимость взаимодействия различных социальных групп (будь то организация или другая общественность) с внешним окружением (окружающей средой) и планированием взаимодействия с ней из-за изменяющегося во времени (с определенной скоростью и в определенном пространстве) влияния среды на все слагаемые сферы организация - общественность. Любые действия берут свои начала из анализа конкретной ситуации в границах поля взаимодействия, состоящей из трех элементов – организации, общественности и коммуникативной деятельности. И здесь нет противоречия в иерархии этих феноменов, т.к. раскрытие и реализация нужного для организации и ее службы взаимодействия с общественностью происходит через коммуникационную деятельность (общение). Не противоречит поставленному принципиальному вопросу и предметное поле социальной психологии – общение, рассматриваемое как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимоотношений. Выделенный предмет исследования, в конечном счете, представляет одну из форм взаимодействия.

     Продолжая анализ различных подходов к феномену общения, следует сказать, что эту  проблему исследовали и философы. "С философской точки зрения," — пишет В.М. Соковнин, — "общение – это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания". Б.Д. Парыгин считает, что общение является необходимым условием существования личности и ее социализации. Л.П. Буева выделяет влияние общения на поведенческие формы деятельности. М.Е. Каган рассматривает общение как форму взаимоотношений для достижения общности действующих субъектов их совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого.

Из всего  этого обилия трактовок общения  можно выделить главные:

1) общение  – вид самостоятельной человеческой  деятельности;

2) общение  может входить в иную деятельность  в статусе ее структурных элементов; 

3) общение  – одна из форм взаимодействия.

     В специальной социально - психологической литературе (да и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Существенную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция ролевого поведения, а во Франции – учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию процессов поведения и сознания у отдельных индивидов изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся в условиях сотрудничества между людьми, то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Отправным пунктом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как система коммуникаций и межличностные отношения. Односторонность такой позиции была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции. Наиболее известным нашему читателю представителем символического интеракционизма в социальной психологии является Т.Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации. Это означает, что поведение человека рассматривается, как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Поэтому внимание исследователя должно быть сосредоточено на взаимном обмене, который происходит между человеческими существами, поскольку они вступают в контакт друг с другом. С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности. Важным аспектом для социальной психологии с точки зрения интеракционистского подхода является признание, что фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Однако, включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. И еще одна важная мысль: соответствующей единицей для изучения коммуникации является социальная ситуация, в которой происходит общение. Идея о том, что в реальных человеческих отношениях существуют две мотивационные системы дает возможность понять выделенные А.А. Леонтьевым виды общения, его предмет, систему коммуникаций, а также проблему субъекта общения. Общение ( А.А. Леонтьев) может выступать в двух основных видах: предметно - ориентированном (некоммуникативная деятельность) и «чистое» общение: социально - ориентированное (ораторская речь, массовая коммуникация и т.п.) и личностно - ориентированное. "Целесообразно допустить," — пишет А.А. Леонтьев, — "что в социально - ориентированном общении его предметом является не конкретный человек или конкретная аудитория, а социальное взаимодействие внутри определенного социального коллектива." Действительно, мотивом любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества (социальной группы, коллектива, его саморегуляции). Используемые в этом тезисе идеи Г.В. Гусева непосредственно накладываются на регуляционную функцию, когда одна часть общества (группа, организация) воздействует на другую ее часть (общественность) с целью оптимизации взаимоотношений и увеличения его социально - психологической сплоченности, повышения уровня сознательности и доверия, уровня информированности и т.п. "В этом случае," — отмечает А.А. Леонтьев, — "процессы взаимодействия осуществляются внутри совокупного субъекта". Субъект же социально - ориентированного общения – оратор, коммуникатор. Личностно - ориентированное общение выступает в двух вариантах: диктальное общение, т.е. общение, связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение тождественно предметно - ориентированному, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант – модальное общение — это то, что в обиходе называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия. Но в данном случае деятельность, для которой необходимо взаимодействие, не носит непосредственно социального характера, а отсюда и само взаимодействие реализует в первую очередь не общественные отношения, а возникающие на их основе и приобретающие относительную самостоятельность личностные, психологические взаимоотношения людей, выступающие именно как психологические взаимоотношения или их отражение в сознании участников общения. Мотивом (предметом) общения является в этом случае не кооперация, а согласие. Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников. Результат коммуникации – это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально - ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей. Таким образом, мы приходим, к правомерности совокупного объекта общения" и к хорошо сформулированной А.У. Харашем мысли, что в общепсихологическом плане, с точки зрения принципа деятельности, исследование общения – это раскрытие его личностно - смысловой стороны, имеющей своим поведенческим фасадом систему коммуникаций, которая и по выражению Т. Шибутани – "это, прежде всего, способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Опираясь на анализ общения как деятельности и обозначая его как коммуникативную деятельность, рассмотрим суть построения процесса общения. Процесс коммуникативной деятельности в социальной психологии мы будем рассматривать как «систему сопряженных актов». Каждый такой сопряженный акт – это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться (согласно М.М. Бахтину) диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации сопряженных актов. Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа, массы (применительно к системе ПР – сама ее структура, отдельные специалисты). Общение субъекта - организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой – как личностно - массовый. Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно - методологическое основание – личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности. Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии ПР означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений. Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом – инициатором общения; б) субъектом – партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие. Каждый акт общения представляет собой цепь (алгоритм) взаимосвязанных коммуникативных действий: В зависимости от уровня психологического единства группы, применяемой модели функционирования системы ПР каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

1) монологической;

2) диалогической; 

3) полилогической.

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

     Смешение  понятий общения и коммуникаций берет свое начало в середине ХХ века в результате этологических  исследований в западной науке. Общение  тогда стало рассматриваться  как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в мире животных, в связи с чем получили распространение такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему «получателю». Такая коммуникативная редукция получила поддержку в новой научной дисциплине – теории коммуникации. В свое время мы анализировали систему коммуникации, построенную на основе методов теории К. Шенона, отнеся ее к известным в литературе социально - психологическим моделям ПР. Отличительным признаком в функционировании таких моделей являются содержательные аспекты отношений субъектов, т.е. то, что вкладывается в сам процесс коммуникации. Весьма показательна в этом отношении (как и теория К.Шенона) книга К. Черри о человеческой коммуникации (русский перевод: К.Черри, “Человек и информация”). Вряд ли стоит удивляться, что столь широкое понимание коммуникации заставило переводчика книги использовать для перевода термина «коммуникация» три разных слова – «коммуникация», «общение» и «связь». Изложение своего понимания коммуникации автор начинает таким определением: Коммуникация является по сути своей общественным делом. Люди развернули множество различных коммуникационных систем, которые сделали возможной их общественную жизнь. Наиболее значительной из этих коммуникационных систем является, конечно, человеческая речь и язык, играющий огромную роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться. Слово «коммуникация», означает буквально «участие», и именно в той мере, в какой вы и я находимся в состоянии коммуникации, мы соучаствуем. Мы образуем не столько союз, сколько единство. В той мере, в какой мы друг с другом соглашаемся, мы говорим, что мы одного мнения, или же что мы понимаем один другого. Это и есть единство. Поэтому, по мнению К.Черри, группу людей, общество, культуру правомерно определять как «людей в состоянии коммуникации».

     Средства  общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения  от одного существа к другому. Кодирование  информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Информация о работе Общение как взаимодействие