Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ общественного мнения как социального института, а так же анализа механизмов его формирования.
Задачи:
Провести отбор литературы по данной тематике.
Рассмотреть общественное мнение как социальный институт.
Охарактеризовать типы управления общественным мнением.
Сегодня надо говорить о формировании сознания широких масс, формой проявления которого и служит мировое общественное мнение, имеющее новую качественную определенность - демократический характер.
Платформой этого движения, к которому примыкают люди разных социальных слоев, разного вероисповедания, цвета кожи, должно быть сохранение колыбели человечества - Земли. Число сторонников сохранения жизни на Земле велико.
Становление мирового общественного мнения – необходимое условие коренных социальных преобразований, изменения отношений между высокоразвитыми и развивающимися странами. Это мнение носит социально-политический характер, так как именно такой характер имеют чаще всего сами мировые проблемы, являющиеся предметом мирового общественного мнения.
Итак, общественное мнение -
это состояние массового
В поле зрения общественного
мнения попадают лишь те проблемы, события,
которые вызывают общественный интерес,
отличаются актуальностью и
В качестве субъекта общественного мнения выступают классы, группы, слои населения. Формирование общественного мнения может быть стихийным и сознательным. Оно может содержать в себе правильные и иллюзорные представления о действительности. Набирает силу и мировое общественное мнение, предмет которого - глобальные вопросы сохранения жизни на Земле [20. с.36].
Общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе к общественным событиям деятельность различных групп отдельных личностей, выражая позицию или осуждения по тем или иным общественным мнениям, регулирует поведение социальных групп, индивидов, институтов и формирует нормы общественных отношений.
Социальный институт или общественный институт – устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. [23]
Функционирование
Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, гласно выражаемого мнения, там нет, и не может быть общественного мнения.
Общественное мнение выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений. [20 с.209] Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя некоторые существенные признаки этого феномена.
«Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.
Во – вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения.
В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей.
В-пятых общественное мнение складывается
только при условии доступа
В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена».
[11 с.428-429]
Следует заметить, что термин «общественное мнение» используется в двух смыслах:
1)мнение, поддерживаемое реальным
числом людей, представителями
отдельной социальной группы
и субкультуры в данном
2) доминирующее мнение, среди всех представителей общественности.
Исходя, из первого определения, общественного
мнения может быть много, и их число зависит
от степени гетерогенности и степени неравенства
в обществе. По второму определению можно
сделать вывод, что
общественное мнение представляет собой
лишь мнение большинства представителей
общественности, некий консенсус большого
количества точек зрения по обсуждаемой
проблеме. В научной литературе понятие
«общественное мнение» может применяться
как в первом, так и во втором смыслах.
Как социальный институт развитого общества общественное мнение выполняет ряд функций. Российские социологи В.В. Припечкин и И.А. Андреева выделяли свои социальные функции общественного мнения:
Что касается сферы проявления
общественного мнения – это политика,
право, нравственность, экономика, наука,
культура, религия и т. д. Наиболее
отчётливо общественное мнение даёт
о себе знать в сфере политики.
Политическую окраску имеет общественное
мнение и в правовой сфере, где поступки
людей оцениваются с позиции действующих
и желаемых правовых норм.
Так же можно посмотреть общие признаки социальных институтов в приложении.
Глава 2. Формирования общественного мнения средствами PR
2.1. Средства, используемые в PR и классификация PR – технологии
Связи с общественностью (public relations) - усилия по налаживанию хороших отношений с общественностью, включающие в себя использование редакционного, а не платного, места в средствах массовой информации, формирование благоприятного имиджа компании и опровержение нежелательных слухов, историй или событий. Основными направлениями установления внешних связей являются поддержание связей с прессой, лоббизм и рекомендации.
Раньше использовался термин паблисити - простое распространение разнообразной информации о компании и её продукции в средствах массовой информации, не имеющее ярко выраженного коммерческого характера. Однако понятие связей с общественностью объединяет более разнообразные виды деятельности, чем те, которые осуществлялись в рамках паблисити. Отделы связей с общественностью выполняют функции [23. с.389-397]:
Основным из средств связей с общественностью являются новости. Иногда все происходит естественным образом, а иногда специалисты предлагают провести какое-нибудь мероприятие, которое и станет новостью. Публичные выступления тоже могут создать популярность. Еще одним распространенным средством связей с общественностью является проведение различных специальных мероприятий, начиная от пресс-конференций, дней открытых дверей и выставок с фейерверками, до воздушных шаров, мультимедиа-презентаций и представлений с участием звезд эстрады, чтобы заинтересовать разные слои общественности. Кроме того, специалисты по связям с общественностью готовят печатные материалы, включающие ежегодные отчеты, брошюры, статьи, сборники и журналы с новостями. Все чаще в качестве средств для поддержания связей используются аудиовизуальные материалы: фильмы, слайды, видео - и аудиокассеты. Логотип, канцелярские принадлежности, брошюры, бланки, визитки, здания, униформа и даже автомобили и грузовики - все это может повлиять на общественное мнение, если выглядит привлекательно, оригинально и запоминается. Можно заслужить расположение общественности, вкладывая деньги и время в общественно-полезную деятельность: кампании по сбору средств для решения неотложных проблем - например, кампания по борьбе с неграмотностью, поддержка благотворительных фондов или оказание помощи престарелым и людям с физическими недостатками - способствуют завоеванию признания общественности. Спонсорство - любое действие, посредством которого приобретают признание общественности. В Европе это направление бурно развивается, поскольку считается одним из инструментов маркетинга и проявляется в виде вложений огромных сумм в спортивные и культурные мероприятия различными компаниями. Web-страница также оказывается неплохим средством связи с общественностью. Потребители и другие представители общественности посещают страницу для получения информации или просто ради интереса. [2. с.159-166]
Классификация PR-технологий:
Информация о работе Общественное мнение как социальный институт