Общественное мнение в газете «Комсомольская Правда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Средства массовой информации (СМИ) являются инструментом информационного воздействия, существенно влияющим на формирование общественного мнения. СМИ могут формировать как положительный имидж властей, так и отрицательный, и во многом это - не объективная передача данных, а отражение личного отношения редакции к действующей власти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ……………………..…6
2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ГАЗЕТЕ "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" ………..........................................................................................…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....…23
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

общ мне.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Орловский  Государственный Университет»

Филологический  факультет

 

Кафедра журналистики и связей с общественностью

 

 

 

Реферат на тему: «Общественное мнение в газете «Комсомольская Правда»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 1 курса отделения журналистики

Козлова Ксения

Проверил: Шинков М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Орел – 2013

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так  и в письменной форме) и характеризующее  явное (или скрытое) отношение больших  социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Общественное  мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих  суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять.

При формировании общественного мнения граждан очень  важна степень влияния информации на человеческое сознание. Сила духовного  воздействия на граждан зависит  от предлагаемых властью целей, ценностей, идей. Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении власть должна руководствоваться соображениями адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы, предлагаемые программы, замыслы и планы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.

В последнее  время в России наблюдается положительная тенденция со стороны властей к созданию и совершенствованию механизма взаимодействия власти с общественностью. Достаточно заметными являются службы, подобные службам РR, в Администрации президента, в Правительстве России, в силовых структурах и в ряде других федеральных ведомств и в субъектах федерации, отделы по связям с общественностью.

Важнейшими  РR-технологиями являются создание положительных  образов (имиджей) представителей власти, их политическая реклама. Как разновидность  информационных маркетинговых технологий политическая реклама власти воплощает в себе постоянную заинтересованность рекламодателя не столько в информировании граждан, сколько в формировании желательного для власти общественного мнения.

СМИ так же являются инструментом информационного воздействия, существенно влияющим на формирование общественного мнения.

Каждое средство массовой коммуникации имеет свои преимущества, каждому присущи свойства, позволяющие  эффективно выполнять определенные социально-политические функции в деле формирования общественного мнения.

По сути СМИ  являются главным инструментом выражения  и во многом формирования общественного  мнения. Однако не СМИ и тем более  не журналисты должны осуществлять "четвертую  власть". "Четвертая власть" - это общественное мнение, формируемое самим обществом и его общественно-политическими структурами и выражаемое через средства массовой коммуникации, включая традиционные СМИ.

Каждый специалист по public relations (паблик рилейшнз - связей с общественностью) должен хорошо разбираться в технологии изучения общественного мнения. Это необходимо для самостоятельного выполнения исследовательской работы, и для контроля и критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой по другим каналам.

Основной  метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:

- Социологические  исследования,

- Коммуникационный  аудит,

- Неформальные  исследования.

Результаты  изучения общественного мнения фиксируют его состояние лишь на момент проведения опроса респондентов.

Один из методов  изучения общественного мнения - это  мониторинг СМИ и последующий  контент-анализ информации из СМИ.

Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ.

Контент-анализ - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.

Применение  метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.

Средства  массовой информации (СМИ) являются инструментом информационного воздействия, существенно  влияющим на формирование общественного  мнения. СМИ могут формировать как положительный имидж властей, так и отрицательный, и во многом это - не объективная передача данных, а отражение личного отношения редакции к действующей власти.

  1. Сущность общественного мнения

Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас на слуху. Оно относится к  числу тех социальных явлений, которые  не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение:

Во-первых, как  своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в  каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический  феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков  масс, способным придавать им широкий  размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов  руководящих органов, хозяйственных  руководителей всех рангов вольно или  невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Общественное  мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуникацию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим определенную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуждается в "общности мышления" и наоборот.

Каналы воздействия  власти на формирование общественного  мнения

В силу того, что люди по-разному воспринимают информацию, интерпретируя ее содержание на основе определенных правил, привычек, способов восприятия (кодов), даже в зависимости от своего конкретного состояния в процессе обмена информацией, принципиальное значение имеет способность людей осмысленно воспринимать сообщения. Такое субъективизированное восприятие, истолкование и усвоение информации именуется коммуникацией.

Наличие разнообразных  целей и методов, структур и участников политических процессов в сфере  государственной власти и местного самоуправления обуславливает сложную, многомерную структуру информационно-коммуникативного обмена между людьми. В основе любых информационных процессов лежит линейная структура коммуникации. По мнению Г. Лассуэлла, выделение основополагающих компонентов такой структуры предполагает ответ на вопросы: кто говорит? что говорит? по какому каналу? кому? с каким эффектом?

Иная более  сложная структура информационно-коммуникативных  процессов, предполагает учет их различных  уровней. Так, канадский ученый Дж. Томсон предлагает различать семантический, технический и инфлуентальный (англ. influence - влияние) уровни информационно-коммуникативных связей. Данные уровни позволяют вычленить наиболее существенные и качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают самое их существование, а с другой - определяют условия эффективного взаимодействия политических субъектов с их информационными партнерами.

Семантический уровень раскрывает зависимость  процессов передачи информации и  возникновения, коммуникации между  субъектами от употребляемых знаково-языковых форм. С этой точки зрения во внимание принимается способность используемых людьми языковых средств (знаков, символов, изображений), которые сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию реципиентами. В этом смысле принимаются в расчет как вербальные (словесные), так и невербальные (жесты, мимика, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета и т.д.) средства передачи информации, которые используются разнообразными политическими (официальными и неофициальными, формальными и неформальными) субъектами.

По сути, выделение  семантических структур показывает значение тех языковых форм, при  помощи которых может либо состояться, либо не состояться коммуникация и  формирование общественного мнения. Например, органы власти нередко формируют политические тексты в излишне теоретизированном виде, что затрудняет их понимание рядовыми гражданами и снижает мобилизационные возможности власти. Отдельные газеты, журналы и телеканалы чрезмерно широко употребляют иностранные или специальные термины, которые существенно затрудняют смысловое прочтение информации обычными людьми. Несоответствие семантических структур типу общения, возможностям субъектов либо их внутренние изъяны способны вместо связующих эффектов породить коммуникационный вакуум в отношениях власти с населением, что может иметь далеко идущие негативные последствия.

При формировании общественного мнения граждан очень  важна степень влияния информации на человеческое сознание. Сила духовного  воздействия на граждан зависит от предлагаемых властью целей, ценностей, идей. Для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении власть должна руководствоваться соображениями адресности подачи информации, учитывать особенности аудитории, которая имеет дело с теми или иными сообщениями. Формулируемые лозунги и призывы, предлагаемые программы, замыслы и планы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки.

Исключительно важное значение приобретает и обеспечение  единства смыслового и временного параметров информационных сообщений. Люди, сталкивающиеся в жизни с многочисленными  проблемами и противоречиями, видя попытки власти посредством информации заменить реальные отношения выдуманными проблемами, утрачивают уважение к данной власти, ее идеологии и режиму в целом.

Информация о работе Общественное мнение в газете «Комсомольская Правда»