Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:40, реферат
Средства массовой информации (СМИ) являются инструментом информационного воздействия, существенно влияющим на формирование общественного мнения. СМИ могут формировать как положительный имидж властей, так и отрицательный, и во многом это - не объективная передача данных, а отражение личного отношения редакции к действующей власти.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ……………………..…6
2. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ГАЗЕТЕ "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" ………..........................................................................................…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....…23
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………...24
Внушение, основанное на влиянии одного человека на другого или группу людей и базирующееся на авторитете и доверии внушающему, представлено куда реже, чем убеждение на страницах «Комсомольской правды». Обычно это материалы, касающиеся введения новых правил или напоминания о соблюдении старых, но чрезвычайно важных. «Во время уборки на даче надевайте маску!» - одна из таких статей. Хотя это не статья в прямом смысле слова, а короткий свод советов от Роспотребнадзора. Эта информация сейчас действительно актуальна, ведь весна – время, когда можно подхватить мышиную лихорадку.
Такая форма психологического влияния как подражание наименее характерна для СМИ. Она проявляется в сознательном или бессознательном копировании поведения другого человека. Как же журналист может создать материал, используя прием подражания? Например, попробовав себя в роли представителя другой профессии или начав использовать какой-нибудь необычный тип поведения. Глядя на себя глазами другого, мы более склонны анализировать свои поступки и окружающую действительность в целом. По-новому взглянуть на понятие вежливости в наше время помогают материалы нашей газеты. Один из них - «Пропустить вперед? Эти беременные вообще обнаглели!» - рассказывает об опыте корреспондентки «Комсомольской правды», которая прицепив накладной живот, отправилась наблюдать за реакцией людей в разных общественных местах. Наблюдения получились не из приятных. Но с точки зрения воспитания читателей, на мой взгляд, должно дать хороший эффект.
К причинам или движущим силам общественного мнения традиционно относят массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей. Естественно, что любое средство массовой информации опирается на эти причины при формировании общественного мнения. И «Комсомольская правда», на мой взгляд, хороший пример того, как нужно выбирать темы для материалов. Здесь пишут о том, что действительно интересно большинству в данный период времени. Будь то какие-либо заметные и значимые события (рубрика «Происшествия»), новости экономической (рубрика «Экономика») и политической жизни (рубрика «Политика»), нововведения в сфере образования (рубрика «Образование») и т.д. Здоровье, любовь, желание хорошо выглядеть – все это массовые потребности. И они также находят отражение в рубриках газеты.
«Комсомольская правда» делает акцент и на то, чтобы затрагивать интересы людей и рассказывать об их хобби. Для этого существуют рубрики «Спорт.by», «Шоппинг», «Авто» и другие. Постоянно обновляемые, содержащие последние новости и актуальную информацию, их материалы создают у читателей целостную картину восприятия, знакомят с различными возможностями и, тем самым, формируют общественное мнение.
Как уже говорилось выше, осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов, внутренне присущих самой природе этого мнения. Человек обсуждает чаще всего то, что затрагивает именно его интересы и права. С последними возникает особенно много вопросов. И в «Комсосмольской правде» это поняли. Для обсуждения «наболевшего» в газете есть рубрика «Ваши права». «Могут ли уволить беременную?», «Какие меры могут применить из-за задолженности за квартплату?», «Что делать, если меня оскорбили в Интернете?» - на эти и другие актуальные для многих вопросы даются комментарии экспертов. Так, например, на вопрос «Могут ли уволить беременную?» отвечает ведущий специалист по персоналу ЗАО «КП-ПРЕСС» Элеонора Рубанова. Эксперты – это авторитет, а авторитет автора в СМИ, как известно, существенно влияет на формирование общественного мнения.
Одной из стадий жизненного
цикла общественного мнения является,
по мнению американских ученых, вовлечение
лидеров общественного мнения. Примеров
использования этого факта
Общественное мнение также тесно связано с понятием повестки дня общественности. Многие исследователи полагают, что, создавая свою повестку дня, СМИ оказывают влияние на общественное мнение. Суть заключается в том, что СМИ определяют, какие сюжеты более, а какие менее важны. То есть, СМИ, в принципе, могут оказывать существенное воздействие на сознание, не влияя на предрасположение. И люди нередко судят о значимости события не по его реальной важности, а по «картинке» в средствах массовой информации, освещающих данный факт. Для подрастающего поколения, смерть Александра Лазарева не является каким-то особенно трагическим событием – многие даже не знают, кто этот человек. Но в номере за 4 мая 2011 г. эта новость размещена на обложке и является главной темой, повесткой дня – так у читателей возникает чувство значимости события.
С точки практического применения в «Комсомольской правде» я рассмотрела некоторые из законов общественного мнения, выделенные американским специалистом по паблик рилейшнз Хадли Кентрилом.
Общественное мнение очень чувствительно к значительным событиям. Из значительных событий последних дней особенно выделяется смерть Усамы бен Ладена. В номере за 4 мая эта тема на обложке – «Обама следил за уничтожением Усамы в прямом эфире».
Общественное мнение, как правило, быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью. Яркий пример – ситуация на бирже труда. Статья за 30 апреля о том, что «некоторые фирмы не работают уже по два месяца, сотрудников отправляют в бессрочные отпуска» вызвала ожидаемый резонанс, ведь это не просто прогноз, а констатация факта. В комментариях читатели обсуждают и другие критические явления, такие как подорожание автомобилей, рост курса доллара и т.д.
С психологической точки зрения, общественное мнение главным образом управляется корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна связь с личным интересом. Например, заметка «Медитация снимает боль лучше, чем морфий!» привлекает, в первую очередь тем, что обещает дать информацию о том, как избавиться от болей, и только потом тем, что содержит отчет о проведенных учеными исследованиях.
Общественное мнение, так же как и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в рейтинге самых обсуждаемых статей всегда лидируют материалы, дающие пищу для обсуждения с позиции «нравится – не нравится». Например, на данный момент 3-е место в рейтинге самых обсуждаемых статей занимает материал о том, как отдыхает Ирина Дорофеева. С комментариями такого рода: «Далеко не ее поклонница, но ради справедливости замечу, что фигура у нее довольно красивая».
Общественное мнение формируется по принципу стимул-реакция. Стимулом является информация, поступающая в общество через масс-медиа. Реакция – это изменение поведения людей в обществе в ответ на поступающую информацию. В газете «Комсомольская правда» этот принцип хорошо прослеживается, благодаря тому, что у газеты есть официальный сайт в Интернете, где любой пользователь может оставить свой комментарий к статье. Причем эта форма общения издания с аудиторией довольно популярна. Так, за последнюю неделю апреля на сайте был оставлен 1201 отклик. Кроме того, возможность обратной связи дает редакции огромные возможности в понимании того, что на данный момент больше интересует читателя, какие темы наиболее востребованы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя социологическое исследование, можно сделать выводы о том, что общественное мнение в настоящее время ведет незначительную, но важную роль в нашей жизни. В первую очередь это влияние оказывается на социально-политическую сторону нашей жизни. Так как мы живем в демократической стране, и диалог государства с общественностью таким образом просто необходим.
Почему же этот процент незначительный? Полагаю, что дело в том, что общественное мнение хоть и должно присутствовать в жизни общества, но не может быть всегда истинным и верным, потому-то не стоит уделять ему огромного внимания. Хотя в той или иной мере общественное мнение в подтексте влияет, в данном случае, на публикации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гавра Д.П.
Общественное мнение как социол
2. Капитонов
Э.А. История и теория
3. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. - 640 С.
4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 768 С. (Классический университетский учебник).
5. Социология
общественного мнения -http://www.socioline.ru/
6. Методология
и методика изучения
Информация о работе Общественное мнение в газете «Комсомольская Правда»