Общество и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

Содержание работы

Введение
1. Глава: Определение понятия «культура».
2. Глава: Взаимодействие культуры и общества.
3. Глава: Культура духовная и материальная.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат-заказ 1.docx

— 303.37 Кб (Скачать файл)

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между  собой (рис.6).[8]

Рисунок 6 – Основные формы культуры.

 

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также  те материальные ценности, которые  в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

  1. природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
  2. искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
  3. синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);
  4. социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
  5. социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят  науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая  материальна, и содержание, которое  идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного  вида культуры, а содержание - то, что  они значат для личности и общества. Духовную культуру так же, как и  материальную можно классифицировать, т.е. на основании степени творчески-преобразующей  деятельности создавшего ее человека.

Исходя из этого критерия выделяют подвиды духовной культуры:

  1. произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
  2. театральное искусство (театральные образы);
  3. произведения изобразительного искусства (живопись, графика);
  4. музыкальное искусство (музыкальные образы);
  5. различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
  6. общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).

Таким образом, материальная культура - это совокупность норм, навыков, знаний и т.д., связанных с адаптацией данного общества к биофизическому окружению, то есть к природе (включая  и физиологию самого человека), а  духовная культура - это то, что связано  с регулированием отношений внутри самого сообщества. Такое деление  обоснованно, хотя также довольно условно.

 

 

 

Заключение.

Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.

Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального  и духовного труда, в системе  социальных норм и учреждений, в  духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между  собой и к самим себе.

Культура передается от одного поколения  другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что  создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт  взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны  друг с другом общими интересами.

Общество – это система отношений  и способов объективного воздействия  на человека. Формы социальной регуляции  принимаются как определенные правила, необходимые для существования  в обществе. Но для того чтобы  соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые  зависят от степени развития культурного  мира человека, т.е. человек несет  печать конкретной культуры и конкретного  общества.

Основные элементы культуры:

  1. понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;
  2. отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;
  3. ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;
  4. правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры.

Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно  говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так  же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его  в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.

 

 

Основные формы культуры:

  1. высокая (элитарная) культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты;
  2. народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы;
  3. развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.

Общество в целом и отдельные  составляющие его группы обладают специфическими культурами.

Система норм и ценностей, которая  отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется  от нее.

Контркультурой называется разновидность  субкультуры, которая находится  в конфликте с господствующей культурой. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1.         Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – 48 с.

2.         Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.

3.         Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - 367 с.

4.         Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.

5.         Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.

 

[1] Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - С..33-35.

[2] Сорвин К.В. Учебное пособие  по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.56.

[3] Там же. - С.57.

[4] Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов,  А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и  др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и  др. - М.: Просвещение, 2008. -С.289.

[5] Сорвин К.В. Учебное пособие  по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - С.55.

[6] Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – С.9.

Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу  «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. -С.104.

[8] Культурология: Учебное пособие  / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов  н/Д: Феникс, 2005. - С.84-86.




Информация о работе Общество и культура