Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность правовой культуры общества и показать ее современное значение. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение правовой культуры и показать взаимосвязь правосознания и правовой культуры.
2) Изучить структуру и функции правовой культуры
3) Проанализировать роль правовой культуры в жизни общества
4) Показать значение правового воспитания
5) Дать анализ правовой культуры современной России.
Введение………………………………………………………………..3-4 стр.
1. Теоретические основы правовой культуры………………………..5 стр.
1.1 Правосознание и правовая культура………………………………5-6 стр.
1.2 Структура, виды и функции правовой культуры………………….7-11 стр.
2. Роль правовой культуры в жизни общества………………………12-13 стр.
3. Правовое воспитание………………………………………………..14- 17 стр.
4. Правовая культура России…………………………………………..18-22 стр.
Заключение ……………………………………………………………23-24 стр.
Список использованной литературы……………………………………25 стр.
Международный Юридический Институт
Факультет:
Кафедра:
(Печенкина Светлана Сергеевна)
На тему: «правовая культура общества»
Руководитель:_________________
Студент(ка):Печенкина Светлана Сергеевна/Ф.И.О.
Москва – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы правовой культуры………………………..5 стр.
1.1 Правосознание и правовая культура………………………………5-6 стр.
1.2 Структура, виды и функции правовой культуры………………….7-11 стр.
2. Роль правовой культуры в жизни общества………………………12-13 стр.
3. Правовое воспитание……………………………
4. Правовая культура России…………………………………………..18-22 стр.
Заключение ……………………………………………………………23-24 стр.
Список использованной литературы……………………………………25 стр.
Введение
Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
В юриспруденции содержание понятия «правовая культура личности» раскрывается как правовое сознание индивида. Базой данного социального явления выступают совокупность знаний о праве, способность применять нормативные установления в повседневной жизни для защиты установленных прав и свобод, а также умение регулировать с помощью закона правовые отношения.
В нашей стране правовая культура населения пока еще очень низка и явно не отвечает современным требованиям. Дело не только в глубокой криминализованности общества, но и в том, что даже законопослушные граждане не слишком склонны считаться с законами. И это – одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными у нас. Результаты правовой реформы и уровень правовой культуры, взаимозависимы. Они не появляются, сами собой. Нужны громадные совместные усилия государства и общества, семьи, средств массовой информации, граждан для продвижения правовой реформы и развития правовой культуры.
Недостаточность изученности темы и ее востребованность в современной науке и обществе, а так же формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность правовой культуры общества и показать ее современное значение. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение правовой
культуры и показать
2) Изучить структуру и функции правовой культуры
3) Проанализировать роль
4) Показать значение правового воспитания
5) Дать анализ правовой культуры современной России.
Для решения поставленных задач была собрана информация из различных учебников и учебных пособий.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Правосознание и правовая культура
Как известно, правосознание и правовая культура общества выступают в качестве одних важнейших элементов системы ценностей, на которых основывается жизнедеятельность последнего. Деформация указанных элементов, пренебрежительное отношение к праву и соблюдению действующего законодательства неизбежно влекут за собой криминализацию социальной жизни. Более того, право не может эффективно действовать без правосознания и даже вообще существовать без него. Право действует, осуществляет все свои социальные функции только в органической взаимосвязи с правовым сознанием. Вне правового сознания, способного понять нормы права, перевести их на уровень конкретных правовых решений, а затем и юридически значимых действий, право лишается своего социального значения, превращаясь в мертвое право.1 В свою очередь, развитое правосознание и основанная на нем правовая культура населения способствуют созданию среды нетерпимости к правонарушениям, уважительного отношения к законам государства, а также правам и свободам человека и гражданина. Высокая правовая культура во многом служит залогом стабильности и безопасности государства, а также основ его конституционного строя, гарантией правопорядка и безопасности населения, защищая данные институты от негативных проявлений экстремизма и терроризма.
Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны, отражают объём прав и
______________________________
1 В.М. Сырых. Социология права. М., 2001. C. 78.
свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, которое традиционно разделяют на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы.
«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».1
Понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:
1.правовая культура общества;
2.правовая культура личности.
Любые исследования правовой
культуры ориентированы на анализ хотя
и различных, но естественно предполагающих
друг друга объектов — правовой
культуры личности и правовой культуры
всего общества. Такой подход позволяет
считать выделение соответствен
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что правовая культура и правосознание выступают в качестве важных составляющих элементов поддержания законности и правопорядка.
______________________________
1 А.В. Якушев «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.
1.2 Структура, виды, и функции правовой культуры
Структуру и функции правовой культуры целесообразно рассмотреть, уясняя ее сущность, роль и место в становлении гражданского общества и правового государства. При этом нельзя ограничиться лишь перечислением ее элементов и их общей характеристикой, но требуется выяснить соотношение этих элементов, обосновав их целостное, системное единство и выделив среди них центральные элементы и элементы «второго» порядка.
Особое внимание хочется
обратить на деятельностную природу
правовой культуры. Если попытаться выяснить
место различных видов
1) деятельность непосредственно в правовой сфере;
2) деятельность неправового
характера, но связанная со
сферой действия права.
Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения правовой культуры, ее социальном уровне, содержании и т.д.
Правовая культура личности выражается в трех состояниях — в правовых культурных ориентацию, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации.
Структуру правовой культуры личности можно разбить на такие элементы, как:
1) психологический (правовая психология)
2) идеологический (правовая идеология)
3) поведенческий (юридически значимое поведение)
______________________________
1 В. М Горшенев., И. Б. Шахов «Контроль как правовая форма деятельности». М., 1987.
Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах.1
Познавательно-
Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.
Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него.
Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы
поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей.
______________________________
1Теория государства и права/ под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. -М.,1999. - С. 333
Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой
сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.
Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.
Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.
Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие.
Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и наличию уровня политико-правовой культуры.
Правосоциализаторская функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.
Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права.