Правовая культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность правовой культуры общества и показать ее современное значение. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение правовой культуры и показать взаимосвязь правосознания и правовой культуры.
2) Изучить структуру и функции правовой культуры
3) Проанализировать роль правовой культуры в жизни общества
4) Показать значение правового воспитания
5) Дать анализ правовой культуры современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3-4 стр.
1. Теоретические основы правовой культуры………………………..5 стр.
1.1 Правосознание и правовая культура………………………………5-6 стр.
1.2 Структура, виды и функции правовой культуры………………….7-11 стр.
2. Роль правовой культуры в жизни общества………………………12-13 стр.
3. Правовое воспитание………………………………………………..14- 17 стр.
4. Правовая культура России…………………………………………..18-22 стр.
Заключение ……………………………………………………………23-24 стр.
Список использованной литературы……………………………………25 стр.

Файлы: 1 файл

терия государства и права курсовая.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)


Международный Юридический Институт

 

 

Факультет:

Кафедра:

 

 

(Печенкина Светлана Сергеевна)

 

На тему: «правовая культура общества»

 

Руководитель:____________________________/ уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.

Студент(ка):Печенкина Светлана Сергеевна/Ф.И.О.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………..3-4 стр.

1. Теоретические основы правовой культуры………………………..5 стр.

1.1 Правосознание и правовая культура………………………………5-6 стр.

1.2 Структура, виды и функции правовой культуры………………….7-11 стр.

2. Роль правовой культуры  в жизни общества………………………12-13 стр.

3. Правовое воспитание………………………………………………..14- 17 стр.

4. Правовая культура России…………………………………………..18-22 стр.

Заключение ……………………………………………………………23-24 стр.

Список использованной литературы……………………………………25 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовая культура —  неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета  народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

В юриспруденции содержание понятия «правовая культура личности» раскрывается как правовое сознание индивида. Базой данного социального явления выступают совокупность знаний о праве, способность применять нормативные установления в повседневной жизни для защиты установленных прав и свобод, а также умение регулировать с помощью закона правовые отношения.

В нашей стране правовая культура населения пока еще очень  низка и явно не отвечает современным  требованиям. Дело не только в глубокой криминализованности общества, но и  в том, что даже законопослушные  граждане не слишком склонны считаться с законами. И это – одна из главных причин того, что юридические нормы, эффективные в цивилизованных странах, оказываются неэффективными у нас. Результаты правовой реформы и уровень правовой культуры, взаимозависимы. Они не появляются, сами собой. Нужны громадные совместные усилия государства и общества, семьи, средств массовой информации, граждан для продвижения правовой реформы и развития правовой культуры.

Недостаточность изученности темы и ее востребованность в современной  науке и обществе, а так же формирование правовой государственности России, укрепление системы государственной власти немыслимы без соответствующего уровня правовой культуры. России необходим быстрый и решительный прорыв в правокультурное пространство, нужна своеобразная ассимиляция национальных и мировых достижений в сфере права. Отсюда вытекает актуальность исследования и заслуженное внимание к этой проблеме юридической науки.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность правовой культуры общества и показать ее современное значение. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Дать определение правовой  культуры и показать взаимосвязь  правосознания и правовой культуры.

2) Изучить структуру и функции  правовой культуры 

3) Проанализировать роль правовой  культуры в жизни общества

4) Показать значение правового воспитания

5) Дать анализ правовой культуры  современной России.

Для решения поставленных  задач  была собрана информация из различных  учебников и учебных пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Правосознание и правовая  культура

Как известно, правосознание  и правовая культура общества выступают  в качестве одних важнейших элементов  системы ценностей, на которых основывается жизнедеятельность последнего. Деформация указанных элементов, пренебрежительное отношение к праву и соблюдению действующего законодательства неизбежно влекут за собой криминализацию социальной жизни. Более того, право не может эффективно действовать без правосознания и даже вообще существовать без него. Право действует, осуществляет все свои социальные функции только в органической взаимосвязи с правовым сознанием. Вне правового сознания, способного понять нормы права, перевести их на уровень конкретных правовых решений, а затем и юридически значимых действий, право лишается своего социального значения, превращаясь в мертвое право.1 В свою очередь, развитое правосознание и основанная на нем правовая культура населения способствуют созданию среды нетерпимости к правонарушениям, уважительного отношения к законам государства, а также правам и свободам человека и гражданина. Высокая правовая культура во многом служит залогом стабильности и безопасности государства, а также основ его конституционного строя, гарантией правопорядка и безопасности населения, защищая данные институты от негативных проявлений экстремизма и терроризма.

Правовое сознание даёт представление  о духовных ценностях личности и  общества с субъективной стороны. Оно  выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном  виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны, отражают объём прав и

___________________________________________________

1 В.М. Сырых. Социология права. М., 2001. C. 78.

свобод человека и  степень его защищённости в данном обществе.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное  структурное образование, которое  традиционно разделяют на два  элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы.

«Правовая культура —  это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».1

Понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

1.правовая культура общества;

2.правовая культура личности.

Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет  считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что правовая культура и правосознание выступают  в качестве важных составляющих элементов  поддержания законности и правопорядка.

 

 

 

 

 

_______________________________________________

1 А.В. Якушев «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000. с.161.

1.2 Структура,  виды, и функции правовой культуры

Структуру и функции  правовой культуры целесообразно рассмотреть, уясняя ее сущность, роль и место в становлении гражданского общества и правового государства. При этом нельзя ограничиться лишь перечислением ее элементов и их общей характеристикой, но требуется выяснить соотношение этих элементов, обосновав их целостное, системное единство и выделив среди них центральные элементы и элементы «второго» порядка.

Особое внимание хочется  обратить на деятельностную природу  правовой культуры. Если попытаться выяснить место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре, то необходимо, прежде всего, иметь в виду две области:

1) деятельность непосредственно  в правовой сфере;

2) деятельность неправового  характера, но связанная со  сферой действия права. Понимание  первой не представляет особой  сложности, хотя и здесь появляются весьма нетрадиционные выходы на смежные сферы.1

Структура правовой культуры личности весьма многогранна. Здесь  можно вести речь о нескольких плоскостях структуры: формах выражения  правовой культуры, ее социальном уровне, содержании и т.д.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях —  в правовых культурных ориентацию, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации.

 Структуру правовой культуры личности можно разбить на такие элементы, как:

1) психологический (правовая  психология)

2) идеологический (правовая  идеология)

3) поведенческий (юридически  значимое поведение)

 

_____________________________________________

1 В. М Горшенев., И. Б. Шахов «Контроль как правовая форма деятельности». М., 1987.

Выделение структурных  элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание  может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах.1

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана  с теоретической и организаторской  деятельностью по формированию правового  государства и обеспечению становления  гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него.

Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы

поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев, граждан, концентрации их усилий на формировании правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей.

 

___________________________________________________

1Теория государства и права/ под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. -М.,1999. - С. 333

Она позволяет не только осуществлять правовое общение между  гражданами, но и регулировать их взаимоотношения  в правовой

сфере. Регулятивная функция  правовой культуры реализуется через  правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Анализируемая функция  проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие.

Эта устойчивая система  оценок в свою очередь зависит  от нашего мировоззрения и наличию уровня политико-правовой культуры.

Правосоциализаторская функция правовой культуры может  быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние  оказывает правовая действительность. Вместе с тем, необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично не знакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Такое общение опосредуется юридическими произведениями, и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает в качестве формы межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных существ в сфере права.

Информация о работе Правовая культура общества