Общество как целостная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:34, лекция

Описание работы

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 31.85 Кб (Скачать файл)

 

Поведение индивидов в  нем основывается исключительно  на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.

 

Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности  характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются  в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.

 

Термин «индустриальное  общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах  Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.

 

В основе теории индустриального  общества лежит идея о том, что  в результате промышленной революции  происходит трансформация традиционного  общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

 

1) развитая и сложная  система разделения труда и  профессиональной специализации;

 

2) механизация и автоматизация  производства и управления;

 

3) массовое производство  товаров на широкий рынок;

 

4) высокая развитость средств  коммуникации и транспорта;

 

5) рост урбанизации и  социальной мобильности;

 

6) увеличение доходов на  душу населения и качественные  сдвиги в структуре потребления;

 

7) формирование гражданского  общества.

 

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального  или информационного общества. Эта  теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.

 

Основой трансформации индустриального  общества и превращения его в  постиндустриальное принято считать  развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного  общества являются:

 

1) глобальный характер  информации, которая прорывает государственные  границы и организационные барьеры;

 

2) рост возможностей сбора,  обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

 

3) рост влияния информации  на различные сферы деятельности;

 

4) расширение демократии, децентрализация общества.

 

В обществе существуют различные  подходы к оценке феномена информационного  общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.

 

Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального  контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.

 

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В  рамках этой концепции также существует классификация обществ.

 

В основе цивилизованного  подхода лежит идея своеобразия  пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями  выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение  Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой  и других цивилизаций.

 

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации  обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и  моралью народа.

 

Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий  определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода  в качестве основания для классификации  обществ является складывающаяся в  них культура.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При  этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

 

4. Гражданское общество, его  признаки и основания

 

 

Термин «гражданское общество»  восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно  понятию политического общества и противопоставляется понятию  «семья», с одной стороны, и понятию  «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами  Гегеля как «дифференциацию, которая  выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество»  приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и  его можно охарактеризовать как  совокупность социальных отношений  и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

 

Автономия гражданского общества от государства не отменяет их взаимосвязи, а наоборот, способствует взаимоконтролю и взаимоограничению государственных  и негосударственных структур. В  результате этого стимулируется  движение к правовому государству, согласующему свою деятельность с законом, и ответственному обществу, учитывающему объективные потребности государства.

 

Одна из важнейших задач  гражданского общества – добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь, а наоборот, охраняло ее.

 

Степень воплощения этого  императива в реалиях публичной  жизни – важный показатель существования  гражданского общества. Гражданское  общество имеет признаки, отличающие его от других негосударственных  образований: церкви, общественных объединений, традиционной общины. Среди этих признаков  можно выделить следующие:

 

1) комплексность, переплетенность хозяйственно-экономических, организационно-политических, социально-демографических и культурно-национальных отношений;

 

2) децентрализованный характер, т. е. невозможность создания  гражданского общества централизованными  органами государственной власти;

 

3) динамизм, подвижность различных  ассоциаций при свободе их  возникновения, ликвидации, деления,  перегруппировки, переориентации;

 

4) демократизм, который  определяется самостоятельностью  и самодеятельным характером  гражданских ассоциаций;

 

5) зависимость от образа  жизни людей, генетическая и  функциональная связь с материальной  жизнью общества.

 

Помимо отличительных  признаков, гражданское общество имеет  и свою четкую структуру. Его элементы существуют во всех сферах общества, что  характеризует его как сложную  социальную систему. В экономической  сфере элементами гражданского общества являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, индивидуальные предприниматели и др.

 

В социальной сфере гражданское  общество представлено сельскими общинами, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья, органами местного самоуправления, объединениями по интересам.

 

В общественно-политической сфере это различные общественные объединения и движения, лоббистские  образования, профессиональные союзы, избиратели. В духовной сфере проявления гражданского общества – негосударственные  средства массовой информации, религиозные  объединения, творческие союзы, культурно-национальные общества и автономии.

 

Итак, нетрудно увидеть, что  гражданское общество является сложным  образованием, которое охватывает различные  сферы общества. Во многом это обуславливается  многогранностью функциональных задач, которые оно выполняет. Среди  них:

 

1) воспроизведение ценностей,  обычаев, норм, позволяющих осуществлять  комфортное общежитие;

 

2) формирование и поддержка  среды, в которой формируется  активный социальный тип гражданина;

 

3) поддержание моральных  устоев общества: порядочности, честности,  гуманности, достоинства человека;

 

4) обеспечение формирования  разнообразных форм собственности,  многоукладной рыночной экономики;

 

5) регулирование взаимоотношений  частных лиц, групп, организаций,  разрешение конфликтов;

 

6) осуществление самоуправления  во всех сферах и на всех  уровнях общественной жизни;

 

7) сочетание социальных  симметрий и асимметрий в структурах  гражданского общества, что позволяет  поддерживать социальную справедливость;

 

8) создание форм демократического  оппонирования и демократической  конструктивной оппозиции.

 

Так как гражданское общество имеет выходы во все сферы и  активно включается в политическую жизнь, то именно оно способствует формированию интересов и потребностей людей. Интересы и потребности людей  нередко осознаются как включенные в социальный статус человека и гражданина. Другими словами они осознаются как сочетание интереса человека с его достоинством. Это сочетание воспроизводится в форме прав и свобод человека и гражданина. Эти права классифицируются в зависимости от включенности человека в те или иные ассоциации на три группы:

 

1) естественно-антропологические,  реализуемые в рамках семьи,  местной общины, личного состояния;

 

2) духовно-культурные, выражающие  достоинство человека как мыслящего  существа, включенного в сферу  мировой культуры, духовных традиций  этноса;

 

3) агентно-профессиональные, реализующиеся как способность человека производить материальные и нематериальные ценности, выступающие как товары и услуги и потребляемые другими людьми.

 

Формирование гражданского общества в России началось только в начале XX в., когда бурно происходило формирование легальных политических партий, складывался парламентаризм. Однако этот процесс был прерван большевизацией государственной власти.

 

Следующий этап становления  гражданского общества начался лишь в 90-е гг. XX в. Однако этот этап был  осложнен значительным ослаблением  государства и разрывом между  ним и обществом.

 

Поэтому вместо общественных объединений и организаций силу набирали организованные преступные группировки, коррумпированные чиновники, криминальные финансовые группы.

 

В итоге посредниками между  гражданским обществом и государством стали мощные лоббисты и олигархические элементы. В результате не сложилась  нормальная партийная система, ослабли  профсоюзные объединения, возрос абсентеизм избирателей, атомизация гражданского общества. Все это указывает на невозможность говорить сегодня об окончательном формировании в России гражданского общества.

 

5. Развитие общества. Понятия  эволюции, прогресса и модернизации

 

 

Социальное развитие –  это изменение общества, которое  приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального  развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

 

Необратимость – это постоянство  процессов накопления количественных и качественных перемен.

 

Направленность – это  те линии, по которым совершается  накопление.

 

Закономерность – это  необходимый процесс накопления перемен.

 

Важная характеристика социального  развития – период времени, в течение  которого оно осуществляется. Необходимо также учитывать, что основные черты  социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

 

В социологической науке  сформировались три подхода к  рассмотрению процессов развития общества.

 

1. Развитие общества имеет  линейно-восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд  последовательных стадий, причем  на каждой из них используются  особые способы накопления и  передачи знаний, коммуникации, добывания  средств жизнеобеспечения, а также  разные степени сложности структур  общества. К сторонникам данного  подхода развития общества следует  отнести марксистов, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и  др.

 

2. Развитие общества имеет  циклический, повторяющийся характер. В данном случае модель, описывающая  развитие общества и его изменения,  опирается на аналогию между  обществом и природой. Одним из  примеров циклических процессов  в жизни обществ можно считать  исторические циклы, которые проходят  все цивилизации, – от их  возникновения через расцвет  к распаду. Представители данного  подхода – Н. Данилевский, О.  Шпенглер, Л. Гумилев и др.

 

3. Нелинейное развитие  общества. Реальный ход событий  в мире, особенно в последние  десятилетия, показал, что нелинейное  видение социальных изменений  и социального развития более  всего соответствует происходящим  в обществе процессам. Ученые  выделяют «точку изменений» –  бифуркацию, т. е. такую поворотную  точку, после которой изменения  и в целом развитие может пойти не в прежнем, а в совершенно ином, возможно даже непредвиденном направлении. Нелинейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий.

Информация о работе Общество как целостная система