Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа
Цель работы рассмотреть общество как систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях;
2.Изучить связь культуры и общества;
3.Рассмотреть основные характеристики общества как системы;
4. Обобщить полученную информацию по данной теме;
5.Предложить собственное виденье темы.
Введение …………………………………………………………………………… 3
Понятие общества …………………………………………………………….. 4
Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях ……………………………………………………………………………. 6
Культура как базис общества ………………………………………………… 10
Общество как сложная динамическая система ……………………………… 14
Основные характеристики общества как системы ………………………….. 16
Заключение ……………………………………………………………………….. 18
Практическое задание …………………………………………………………… 20
Библиографический список …………………………………………………….. 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Контрольная работа по дисциплине «Социология»
Тема: «Общество как система»
Исполнитель: Земская В.С. | |
Студент группы: ЭПп – 12 Сб | |
Научный руководитель: Кузнецова В.Ф. | |
Дата сдачи: 18.03.2013 |
|
Оценка:_______________________ |
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Практическое задание …………………………………………………………… 20
Библиографический список …………………………………………………….. 21
ВВЕДЕНИЕ
«Общество как система» одна из
важных и актуальных тем на сегодняшний
день.
Тема данной работы актуальна потому,
что современная социология рассматривает
общество как совокупную деятельность
людей, направленную на производство,
поддержание и воспроизводство их жизни.
При этом общество представляет собой
не простую совокупность различных частей
и элементов, а единый целостный организм,
открытую саморазвивающуюся систему.
Актуальность
данного исследования определила цель
и задачи работы:
Цель работы рассмотреть общество как
систему.
Для достижения цели необходимо решить
следующие задачи:
1. Проанализировать трактовки общества
в истории социологии и современных социальных
теориях;
2.Изучить связь культуры и общества;
3.Рассмотреть основные характеристики
общества как системы;
4. Обобщить полученную информацию по данной
теме;
5.Предложить собственное виденье темы.
Для раскрытия поставленной темы определена
следующая структура: работа состоит из
введения, трех глав, практической работы
и заключения.
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВО
Сложность общего определения понятия "общество" связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это - очень широкое по объему и характеру понятие. Во-вторых, общество - чрезвычайно сложное, многослойное и многогранное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. В-четвертых, "общество" - это стыковая категория и социальной философии, и социологии, и истории, и социальной психологии, и некоторых других наук, каждая из которых по-своему, в соответствии со своим предметом и методом исследования определяет общество. В-пятых, как уже отмечалось, понятие "общество" используется в жизни очень широко и многозначно, в том числе, как в широком, так и в более или менее узком смыслах, что необходимо требует каждый раз оговорки при его употреблении.
С учетом сказанного, можно
дать следующее общее
В более узком смысле слова, когда, например, речь идет о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н.Смелзер определяет общество как "объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность".
При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как "общество", "страна" и "государство", их необходимо строго разграничивать. "Страна" - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. "Государство" - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. "Общество" - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обусловливают необходимость рассматривать его как социальную систему (притом в ее наиболее общем и сложном виде) и обеспечивать соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это, как известно, для структурно-функционального направления в социологии.
Общество неоднородно
и имеет свое внутреннее строение
и состав, включающие большое число
разнопорядковых и
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Таким образом, под обществом
как социальной системой в социологии
понимается большая упорядоченная
совокупность социальных явлений и
процессов, более или менее тесно
взаимосвязанных и взаимодейств
ТРАКТОВКИ ОБЩЕСТВА В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕОРИЯХ
Современные трансформации российского общества уходят своими корнями в социально-политические преобразования, именуемые перестройкой, в ходе которой предполагалось улучшение политической и социальной системы советского общества. Этих позитивных результатов предполагалось достичь достаточно быстро. Прошли уже десятилетия, а многие проблемы не решены, так как системный кризис и системные реформы означают не только проведение экономических реформ и технологическую модернизацию, не только изменение политической системы, но и сохранение собственной идентичности в ходе идеологической переоценки ценностей.
Постепенно проблема социально-культурной идентичности вышла на первый план, так как именно прочные социально-культурные основания создают основу для стабильности и мобилизационного скачка.
Особенность современной ситуации заключаются в том, что новые условия национально-культурной идентичности коренным образом изменяются под влиянием перехода индустриальной цивилизации к информационной. Кроме того, Россия переживает кризис, обусловленный реставрационными процессами формационного характера. Масштабность, сложность и глубина такого рода трансформаций концептуально может быть осмыслена на социально-философском уровне.
Современное нормальное существование и развитие российского общества может быть таковым только при условии наличия адекватной социально-нормативной системы и удовлетворительно функционирующих базовых ценностей. Пока ситуация такова, что российский социум стоит перед Вызовом, который именуют по-разному: поиск «национальной идеи», создание «новой идеологии» и др. В сущности, речь идет о конструировании новой ценностно-нормативной системы, которая могла бы обеспечить стабильное и благополучное функционирование и эволюционирование российского социума. Исследование состояния и тенденций функционирования такой системы и является проблемой нашего исследования.
Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые так и называют – общественными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук ведущей является социология (буквально – «обществознание»). Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на целостное знание.
Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Это представление родилось практически одновременно с рождением научной мысли. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
каково соотношение
как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);
как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).
Мыслители древних обществ обычно
рассматривали жизнь людей как
часть всеобщего порядка, «космоса».
Применительно к «устройству
мира» слово «космос» впервые
стало использоваться
Параллельно с развитием натуралистических концепций начали развиваться и антропологические, подчеркивающие не единство человека с природой, а принципиальные различия между ними.
Долгое время в социальной мысли
общество рассматривалось с
Социальная мысль нового времени в трактовке общества исходила из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Ссылаясь на «естественные законы», мыслители нового времени придавали им, однако, совершенно социальный характер. Например, утверждение об изначальной «войне всех против всех», на смену которой приходит общественный договор, абсолютизирует дух индивидуализма нового времени. Согласно точке зрения этих мыслителей, в основу общества положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность. Тем самым антропологическая трактовка общества одержала победу над натуралистической, а индивидуалистическая – над коллективистской (органистической).
Эта мета-парадигма (общая картина)
понимания жизни общества легла
в основу западноевропейской цивилизации
и по мере ее экспансии стала восприниматься
как наиболее «правильная». Впрочем,
в 19–20 вв. было сделано немало попыток
создать альтернативную мета-парадигму.
Социалистическая и националистическая
идеологии попытались утвердить первенство
коллективистских начал над индивидуалистическими.
Многие философы (в том числе русские – Н.Ф.Федоров, К.Э.