Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть общество как систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях;
2.Изучить связь культуры и общества;
3.Рассмотреть основные характеристики общества как системы;
4. Обобщить полученную информацию по данной теме;
5.Предложить собственное виденье темы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
Понятие общества …………………………………………………………….. 4
Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях ……………………………………………………………………………. 6
Культура как базис общества ………………………………………………… 10
Общество как сложная динамическая система ……………………………… 14
Основные характеристики общества как системы ………………………….. 16
Заключение ……………………………………………………………………….. 18
Практическое задание …………………………………………………………… 20
Библиографический список …………………………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Социология. Общество как система.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ

 

 

    Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неудивительно, поскольку общество - исключительно сложный объект. Учитывая его многоуровневость, неоднозначность, абстрактность и другие характеристики, некоторые ученые пришли к выводу, что единое, универсальное определение общества дать вообще невозможно, и все имеющиеся в литературе определения, так или иначе, сводят общество к какому-нибудь одному признаку. С этой точки зрения определения общества могут быть разделены на три группы:    

 субъектное - когда общество рассматривается как особый самодеятельный коллектив людей.   

 деятельное - когда общество рассматривается как процесс коллективного бытия людей.   

 организационное - когда общество рассматривается как социальный институт, т.е. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.     

 Во всех этих  определениях есть рационально  зерно, так как общество действительно состоит из активнодействующих субъектов, связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями.     

 Продолжим выявление  сущностных характеристик общества. В отличие от философии XVII - XVIII вв., для которой был характерен социальный атомизм (т.е. общество рассматривалось как механическая сумма индивидов), современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга, не обособлены, а напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, вследствие чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система (система определяется как совокупность элементов, находящихся в закономерных отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Поэтому для описания общества ныне широко используются общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение». Достоинства системного подхода очевидны, важнейшее из них состоит в том, что, выстраивая субординацию структурных элементов общества, он позволяет рассматривать ее в динамике, помогая избежать тем самым однозначных, догматичных выводов, которые ограничивают ценность любой теории.     

 Составными элементами  общества являются люди, социальные  связи и действия, социальные  взаимодействия и отношения, социальные  институты и организации, социальные  группы, общности, социальные нормы  и ценности и другие. Каждый  из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.     

 Именно благодаря  своей структуре общество качественно  отличается как от произвольного,  хаотичного скопления людей, так  и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основная цель нашего исследования заключалась в том, чтобы проанализировать состояние  современной  системы российского  общества, как основы его саморазвития и воспроизводства. Как видно, проблемы, связанные с формированием новой  социально-нормативной системы в современной России, сопровождаются рядом противоречивых тенденций. Это деконструкция советской системы ценностей, возрождение православия, формирование правового государства, гражданского общества и новых механизмов социализации и самоорганизации. Существует множество негативных оценок в изменении ценностно-нормативной системы российского общества последних двух десятилетий. Часто это связывают с тем, что «новая нравственность», пробивающая себе дорогу в России, связана, с обуржуазиванием общественных отношений и ценностей. Новое поколение значительно свободнее в своих проявлениях, а это многократно повышает персональную ответственность за свои поступки, слова, дела. К тому же, многие элементы «ханжеской» морали, - показушной, формальной, - во многих случаях перестали иметь место. Кроме того, мораль современного общества (в отличие от религиозной морали) - становится все более рациональной - основанной на расчете, договоре, контракте. А это напрямую смыкает мораль с такой рациональной формой регуляции общественных отношений как право.

Сегодня большинство  россиян до конца не готовы принять  условия жизни «экономического  человека» и богатство в качестве основной ценности. Несмотря на го, что  современной экономике нужен  «экономический тип личности», мы понимаем, что без духовной составляющей этот социальный капитал не возникнет. Человек, живущий в социуме, перенимает сложившуюся систему ценностей, норм и правил поведения в различных ситуациях, запретах, санкциях за их нарушение. Современная нравственно-нормативная система предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Она требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха, в отличие от традиционной морали, где правила действий предписаны императивно жестко, но не предполагают подвергать их сомнению и оценке на весах разума. В отличие от механизмов традиционной морали мораль современного общества основана на простых принципах: во-первых, разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; во-вторых, права всех людей равны. Поскольку главный лозунг современного общества - «максимум счастья (потребления, наслаждения) для максимального числа людей», то моральные нормы не должны быть препятствием для реализации желаний того или иного человека - даже если кому-то эти желания не нравятся. Но только до тех пор, пока они не наносят ущерба другим людям. Это означает, что такого рода мораль своей антропологической основой имеет разумный эгоизм. Очевидно, что из этих принципов следует и необходимость порядочности. Например, обман другого человека - это, как правило, причинение ему ущерба, а значит, осуждается современной нравственностью.

Итак, в результате все  вышесказанного, мы видим, что общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Экономические трудности  и тем более кризисы (экономическая  сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к  обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается апатией, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными исследованиями, усилиями деятелей культуры, направленными на осознание истоков кризиса и путей выхода из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни. Именно так можно наглядно увидеть, что разрушение одного из составляющих структуры общества приведет к крушению всей системы.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

 

              1. Люди составляют общество только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее того, что их разъединяет. Людей объединяет ОБЩЕСТВО.

 

              1. Расположите в порядке убывания (от самого широкого до самого узкого) понятия: общество, страна, гражданское общество, государство, социальная группа.

 

ОБЩЕСТВО = ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, СТРАНА, СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Боголюбов Л.Н., Введение  в обществознание. Просвещение, М., 2001.

2. Вишневский Ю.П., Шапко В.Т. Социология. Екатеринбург, 1997.

3. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.И.Добренькова. М., 2001.

4. Гидденс Э. Социология. М., 1999. 
5. Заборова Е.Н., Кузнецова В.Ф., Тихомирова А.М., Черданцев В.В. Социология: Учебн. пособие для студентов факультета дистанционной подготовки. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. Экон. ун-та, 2001.

6. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов. Под ред. Г.С.Батыгина. М., 2000.

7. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1999.

8. Смелзер Н. Социология: Курс лекций. М., 1994 г.

9. Фролов С. С. Социология: Учебник. М., 1996 г.

10. Валюженич А.В., Общество  как система: "Самиздат".   г. Санкт-Петербург,  июль-август 1995.

11.  Внутреннее обоснование»  социальных переменных в динамической  модели системы общественного воспроизводства Шведовский В.А. «Вестник МГУ», Сер. 18, Социология и политология, том 18, № 1, 2007.

12. Рашковский Е., Хорос  В. Мировые цивилизации и современность. (К методологии анализа) // МЭ и  МО, 2001. № 12.

13. http://ru.wikipedia.org/

14. http://mostevent.ru/

15. http://udachny.ru/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общество как система