Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть общество как систему.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях;
2.Изучить связь культуры и общества;
3.Рассмотреть основные характеристики общества как системы;
4. Обобщить полученную информацию по данной теме;
5.Предложить собственное виденье темы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
Понятие общества …………………………………………………………….. 4
Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях ……………………………………………………………………………. 6
Культура как базис общества ………………………………………………… 10
Общество как сложная динамическая система ……………………………… 14
Основные характеристики общества как системы ………………………….. 16
Заключение ……………………………………………………………………….. 18
Практическое задание …………………………………………………………… 20
Библиографический список …………………………………………………….. 21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Социология. Общество как система.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

От свойственного древним и средневековым обществам нерасчлененного единства научных знаний об обществе и природе европейские мыслители эпохи нового времени перешли к дифференцированной системе самостоятельных наук. Общественные науки стали жестко отделены от наук о природе, а само гуманитарное знание распалось на несколько самостоятельных наук, долгое время слабо взаимодействующих друг с другом. Ранее всего, еще в 16 веке, обособилась политология (благодаря работам Н.Макиавелли), затем, в конце 18 – начале 19 веков – криминология (начиная с Ч.Беккариа), экономическая теория (с А.Смита) и этика (с И.Бентама). Это дробление продолжалось и в 19–20 веках (формирование как самостоятельных наук культурологии, языкознание, религиоведения, психологии, этнологии, этологии и т.д.).

Стремление к целостному знанию о жизни общества, однако, не исчезло. Оно привело к формированию специальной «науки об обществе», социологии, которая сложилась в 1830–1840-х благодаря, прежде всего трудам О.Конта. Выработанное им представление об обществе как о прогрессивно развивающемся организме стало фундаментом всего последующего развития не только социологической, но и других общественных наук.

В рамках общественных наук 19 века четко обозначились два основных подхода к изучению механизмов развития общества, подчеркивающих противоположные его аспекты – конфликт и солидарность (консенсус). Сторонники первого подхода считали, что общество лучше описывать в терминах столкновения интересов, сторонники второго предпочитали терминологию общих ценностей. Созданная в 1840–1860-е марксистская теория общественного развития, объясняющая все феномены общества «в конечном счете» экономическими процессами и внутренними противоречиями жизни общества, послужила фундаментом развития конфликтных (радикальных) теорий и до сих пор остается одним из самых влиятельных направлений социальной мысли. Консенсусное представление о жизни общества более типично для мыслителей-либералов.

Во второй половине 20 века обозначилась тенденция к сближению  друг с другом не только разных общественных наук, но и их всех с естественными и точными науками. Эта тенденция отразилась, прежде всего, в формировании и росте популярности основанной И.Пригожиным синергетики – науки о наиболее общих закономерностях развития и самоорганизации сложных систем (включая и общество). Тем самым на новом витке развития науки происходит как бы возвращение к представлениям древних о едином «космосе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА КАК БАЗИС  ОБЩЕСТВА

 

 

 Культура есть опыт деятельности  людей, имеющий, в конечном счете, жизненное значение для всей данной конкретной их общности в целом. Этот социально значимый, или общезначимый опыт жизнедеятельности людей закрепляется в словарном фонде, грамматике и вообще системе языка, в структурах и образах мышления, произведениях словесности (пословицах, поговорках, сказках, повестях, романах и т.п.), различного рода приемах и способах действий, нормах поведения, наконец, в различного вида созданных человеком материальных вещах (орудиях, сооружениях и т.п.). Нормы поведения, приемы и способы действия, правила мыслительной деятельности, правила грамматики – все это различные формы практограмм.    

 Все явления, в которых  воплощается общезначимый опыт, носят название явлений культуры. В силу того, что культура как  опыт всегда воплощается в явлениях культуры, существует в них, совокупность последних тоже может быть охарактеризована и обычно характеризуется как культура.    

 Культура, прежде всего, есть программа деятельности, поведения. Главный смысл социально значимого опыта в том, что он выступает для каждого конкретного человека, овладевшего им, в качестве руководства к действию, в качестве программы его поведения.    

 Время существования социо – исторического организма всегда превышает длительность жизни любого из его членов. Поэтому неизбежностью является постоянное обновление его человеческого состава. В обществе происходит смена поколений. На смену одному приходит другое.     

 И каждое новое поколение,  чтобы существовать, должно усвоить  опыт, которым обладало уходящее. Таким образом, в обществе идет смена поколений и одновременно передача культуры от одного поколения к другому. С понятием культуры неразрывно связано понятие преемственности. Культура есть опыт человеческой общности, который передается от одного поколения к другому.      

 Таким образом, и в человеческом  обществе существуют программы  поведения, и эти программы  передаются от поколения к  поколению. Однако передаются  иным, совершенно иным способом, чем генетические программы. Последние  записаны в молекулах ДНК и транслируется через зародышевые клетки. Программа, определяющая поведение людей, передается, минуя механизм биологической наследственности. Средствами ее передачи становится пример, показ, язык (членораздельная речь). В применении к генетике говорят о наследственности, в применении к культуре – о преемственности.       

 Конечно, культура не только  передается, но обогащается и  развивается. Однако никакое обогащение, никакое развитие культуры не  возможно без передачи опыта  от поколения к поколению. Культура всегда включает в себя как опыт, полученный от предшествующих поколений, т.е. традиции, так и собственный опыт нового поколения, т.е. инновации.     

 И здесь мы сталкиваемся  еще с одним понятием - накопления, аккумуляции. Социально значимый  опыт, являющийся программой человеческой деятельности, не только передается, но и накапливается. Процесс развития культуры носит кумулятивный характер.    

 Несомненно, что структура общества, прежде всего его социально-экономическая  структура, определяет то, каким становится человек. Однако, как явствует из всего сказанного выше, социально-экономический строй общества формирует личность человека не прямо, не непосредственно. Прямо, непосредственно личность человека формируется под влиянием существующей в обществе программы поведения, а этой программой является культура, ведущую роль в которой играет общественная воля, мораль. С этим и связан вывод значительного ряда исследователей, что решающая сила социализации человека есть культура, что именно в наличии культуры состоит главное отличие человека от животного.      

 Культура есть общезначимый  опыт. Поэтому она всегда есть  опыт определенных совокупностей  людей. Разные человеческие общности  жили в различных условиях. Поэтому  в каждой из них складывался  свой собственный опыт, отличный от опыта других объединений. Подобно тому, как человеческое общество в целом всегда представляло собой множество социо-исторических организмов, человеческая культура всегда существовала как множество различных культур. Такими культурами были, например, древнеегипетская, шумерская, хеттская, римская, русская и т.п. Их принято называть локальными культурами.    

 Отличались в культурном  отношении и такие социоисторические  организмы, которые принадлежали  к одному и тому же социально-экономическому типу, т.е. к одной и той же общественно-экономической формации или параформации. На базе одной и той же социально-экономической структуры возникали в сущности одинаковые, но по внешнему проявлению весьма отличающиеся друг от друга культуры. И это было неизбежно. Когда в эпоху первобытного общества происходило разделение той или иной первобытной общины на несколько новых, то в возникших социоисторических организмах первоначально существовала одна и та же культура. Однако в процессе дальнейшего развития постепенно начинали накапливаться различия в опыте и после прохождения определенного времени перед нами уже не одна культура, а несколько пусть близко родственных, но, тем не менее, различных культур.     

 Разные культуры, т.е.  разные программы поведения, делают различными и людей, которые являются их носителями. Личность человека специфична не только в социальном отношении, но и в культурном. Культурная специфика существовала всегда, на всех стадиях развития человеческого общества. С переходом от первобытного общества к классовому, цивилизованному возникли этносы. Этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп. С возникновением этносов культурная специфика или культурная специфичность приобрела форму этнической специфичности, или просто этничности. В результате личность с тех пор может быть охарактеризована как одновременно социально определенная и этнически специфичная. Социально-экономическая структура через культуру определяет сущность человека как общественного существа – личности, а своеобразие культуры оформляет этническое проявление этой социальной сущности.      

 Личность не остается неизменной. Она меняется с изменением общества и культуры. Изменение культуры возможно и без изменения общества. Хотя культура всегда продукт общества, всегда акциденция, а не субстанция, она, тем не менее, всегда обладает известной, а иногда и весьма значительной долей самостоятельности, которая наиболее ярко проявляется в ее развитии. Уже передача культуры от одного поколения членов общества к другому есть процесс отличный от процесса развития общества. А если принять во внимание столь характерную для процесса развития культуры аккумуляцию, то становится понятным, почему немалая часть исследователей стала рассматривать культуру как нечто совершенно самостоятельно и самостоятельно эволюционирующее. В результате у них понятие культуры в значительной степени заслонило понятие общества.      

 В последующем была  открыто, что культура может  передаваться не только внутри  общества, от одного поколения  к другому, но от одного общества  к другому. В случае культурной  диффузии культуры отделяется  не только от людей, которые ее создали, что имеет место и при межпоколенной передаче, но от и породившего ее общества. В результате у диффузионистов культура окончательно выступила как субстанция, а понятие общества отошло на задний план, а у некоторых из них.     

 Во всяком случае, после открытия культурной диффузии  стало ясным, что культура той  или иной группы людей может  претерпеть изменения в результате  воздействия культуры другой  группы людей. В определенных  условиях может даже произойти  замещение одной культуры другой. При этом культурная (этническая) ассимиляция может коснуться не только отдельных представителей того или иного этноса, не только отдельных его подразделений (субэтносов и этнографических групп), но и охватить весь этнос в целом. Чаще всего при этом происходит замещение и языка. Наиболее яркие примеры - замещение на территории Месопотамии в конце III – начале II тысячелетий до н.э. шумерской культуры аккадской и в долине Нила во втрой половине I тысячелетия н.э. древнеегипетской культуры – арабской. В результате и в том, и в другом случае произошло изменение этнической специфики личности при сохранении в основном ее социальной сущности.     

 Таким образом,  изменение этничности личности  возможно и без изменения ее  социальной сущности. А с другой стороны, самое существенное изменение социальной природы личности совершенно не обязательно предполагает изменение ее этнической специфики.     

 В основе изменения  социальной сущности личности  лежит преобразование социально-экономической  структуры общества, замена одних социально-экономических отношений другими. Изменение базиса общества с неизбежностью влечет за собой изменение его надстройки, а тем самым и его духовной, включая, прежде всего, нормативную культуры.      

 Но было бы нелепо  представлять, что с исчезновением старых социально-экономических отношений полностью исчезает старая надстройка, а затем возникшие новые социально-экономические заново на пустом место порождают новую надстройку. Происходит не исчезновение старой надстройки, а ее радикальное преобразование под воздействием возникающей системы социально-экономических отношений. Новая надстройка создается из материала старой. Какой будет новая надстройка, зависит, во-первых, от того, какова новая система социально-экономических отношений, во-вторых, от того, какой была старая надстройка и прежде всего от того, каким был опыт, накопленный обществом за предшествующие периоды своего развития. Старый социально значимый опыт никогда полностью не отбрасывается. Он используется и преобразуется.    

 Таким образом, существует  двоякое детерминирование новой  надстройки: «вертикальное», синхронное, базисное, социально-экономическое  и «горизонтальное», диахронное, культурное. Возникающая социально-экономическая  структура определяет, какой будет  социальная сущность новой культуры, характер ранее существовавшей культуры определяет внешнее проявление и форму новой культуры. Происходит не замещение старой культуры новой, а постепенная трансформация первой во вторую. Поэтому при всех самых глубоких социально-экономических преобразованиях культурная специфика обычно сохраняется. И прежде всего, остается язык. Тем самым продолжает существовать и этнос.    

 Это можно видеть  на примере большинства революций  нового и новейшего времени:  Английской XVII в., Великой Французской, Великой Октябрьской 1917 г. в России, Великой Китайской, завершившейся провозглашением КНР в 1949 г. и др. Везде произошло глубокое преобразование социально-экономической структуры общества и изменение культуры, но не замещение одних этносов другими. Радикально изменились люди, но эти изменения состояли в основном в коренном преобразовании их социальной сущности. Что же касается культурной специфичности, их этничности, то она в главном и основном сохранилась. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ  ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 

Мы уже видели, что  многие социологи рассматривали  общество как сложную динамическую систему. В общефилософском плане  понятие "система" означает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая  образует определенную целостность, единство. Принципами любой системы являются: целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого): инвариантность - способность оставаться неизменной, сохраняться при определенных преобразованиях; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого; структурность - взаимодействие частей: подсистем, элементов; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность, предполагающая координацию и субординацию элементов; множественность описания, когда в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует сочетания разнообразных подходов, построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект. 
          Включая в себя все эти признаки, общество и выступает как сложная динамическая система, в которой одновременно возникают, развиваются новые: ОТМИРАЮТ старые элементы и связи между ними. Идут процессы конвергенции, дивергенции и эмергенции - возникновения качественно новых систем. 
           Общество отличается от других систем тем, что в нем живут и действуют люди, но не как механическая совокупность, а как объединение, в рамках которого происходит их постоянное, устойчивое, достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. 
          Общество как система в социологии характеризуется общностью территории проживания, целостностью и устойчивостью, самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью и саморазвитием, самоорганизацией, уровнем культуры, находящем свое выражение в системе норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей. 
          Системное качество общества достигается за счет координации и субординации элементов и определенной согласованности, взаимной зависимости. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе. В результате координации и субординации общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Многие специалисты под интегральным системным качеством общества понимают эффективность, связанную с достижением "максимально полезного результата в рамках соответствующих ценностных ориентации" (4, с. 101). Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. 
           Общественная система неординарна, ее внутреннее строение включает большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений на разных уровнях организации. Самый верхний уровень общества - социальный. Это общество в его универсальном, целостном виде. Второй - уровень социального института. Стабильность социальных институтов является условием устойчивости всей системы. Третий - уровень социальной группы, в рамках которой происходит деятельность людей. Наконец, четвертый - уровень индивида, рассматриваемый как мир человека. 
         Общество можно рассматривать и через его срезы: субъективно-деятельный (индивиды, объединения индивидов, малые и большие социальные группы) функциональный (направленность человеческой деятельности); социокультурный (механизм эффективного функционирования общества); социоструктурный (классово-стратификационная структура). 
         Общество может быть представлено в виде объективной структуры и в виде результирующей суммы отдельных действий множества людей. Как довольно образно подметил шведский социолог П. Монсон, в первом аспекте мы имеем неизменную, статичную модель - общество как "парк", где каждый человек передвигается по заранее проложенным дорожкам, аллеям, отдыхает на поставленных скамейках и т.д. Такое видение общества возможно только с большой высоты, с высокого уровня абстракции. Во втором случае модель динамична, изменчива, она создается самими людьми. Общество здесь выглядит как "море", в котором каждое судно прокладывает сой собственный курс движения, выбирая наиболее удобный фарватер. Такой вид общества представляется с более низкого уровня абстракции.

Информация о работе Общество как система