Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 23:02, курсовая работа
Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д. С научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».
В данной работе объектом исследования является сложная целостная система общества.
Оглавление
Общество называют социальным организмом, чтобы подчеркнуть, что оно должно рассматриваться как сложная целостная система. В чем же состоит смысл такого подхода, как он способствует познанию общества? Дело в том, что он позволяет распространить на общество те общие и необходимые признаки, которыми обладает всякая система (разумеется, конкретизируя их с учетом специфики социальной реальности). В этой связи целесообразно обратиться к синергетике — одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем.
Самоорганизация человеческого общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами. Особенности самоорганизации общества связаны с понятием власти.
Каждый индивид — источник и приемник социальной информации, способный генерировать, передавать, хранить, отбирать и целесообразно использовать ее.
Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д. С научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».
В данной работе объектом исследования является сложная целостная система общества.
Субъект исследования – социальные группы, роли индивидов в социальных группах.
Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов:
В
обществе отдельные его
Социальный организм по Г. Спенсеру состоит из трех основных органов (институтов):
Весь
социальный контроль, по мнению
Г. Спенсера, держится на страхе.
Оба этих социальных института
возникли и постепенно
Системный характер общества
есть проявление системности
окружающего мира. Он не оспаривался
и не оспаривается никем из
мыслителей прошлого и
Общество как система есть
упорядоченная, самоуправляющаяся
и саморазвивающаяся
Представляя собой систему, общество
обладает, во-первых, сложной и иерархической
структурой, поскольку включает
различные элементы и уровни;
во-вторых, интегративным
Общество представляет собой открытую систему. Это означает, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам.
Cоциально-экономическая обусловленность объединения людей в общество представляется односторонней, поскольку не учитывает значения других факторов:
Западные ученые
рассматривают общество как взаимодействие
людей, объединенных общностью культуры
и проживающих в определенных географических
границах. Н. Смелзер – общество – объединение
людей, имеющее определенные географические
границы, общую законодательную и определенную
национальную идентичность [20.c 10]. Идентификация
здесь понимается как отождествление
себя с нацией или культурной общностью.
Г. Ленски и Дж. Ленски отмечают 5 свойств
общества:
Э.Шилз выделяет такие признаки общества как [8.c 29]:
Лидер — личность, за которой члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы, определяющие направление, а так же характер деятельности всей группы.
Лидер может быть как назначен официально, так и не занимать никакого официального положения, но при этом фактически руководить коллективом за счет своих организаторских способностей.
Официально назначенный лидер – это руководитель, которого назначили официально извне, а лидер группы саморганизовавшийся выдвигается “снизу”. При этом лидер данного типа не просто направляет и ведет последователей, а хочет вести их за собой, а последователи в свою очередь не просто идут за лидером, они хотят идти за ним.
Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.
Лидеру свойственны определенные психологические качества, а именно:
Однако, анализ реальных групп показал, что зачастую лидером может стать человек, и не обладающий выше перечисленными качествами, а так же, с другой стороны, человеку могут быть присуще даже все данные качества и он не являться лидером.
Возникла ситуативная теория лидерства, согласно ей лидером становится человек, который при возникновении в группе какой-нибудь ситуации имеет качества, способности, свойства, опыт, которые необходимы для оптимального разрешения такой ситуация для данной группы. В зависимости от ситуации группа выбирает разных людей в качестве лидера.
В своих исследованиях Б. Д. Парыгин выделил типы лидеров, которые делились по определенным критериям [17.c 56]:
От сюда можем сделать вывод, что лидером группы может быть именно тот человек который способен привести группу к разрешению сложившихся групповых ситуаций, проблем либо задач. Этот человек несет в себе наиболее значимые для этой группы личностные черты, он разделяет ценности, присущие группе.
Лидер — это «зеркало группы», он появляется в конкретной группе, какая группа — такой и лидер. Человек, являющийся лидером в одной группе, совсем не обязательно становится лидером в другой группе, поскольку в другой группе другие ценности, ожидания и требования выдвигаемые к лидеру.
Если рассматривать понятие лидера с точки зрения масштабности решаемых им задач, то стоит выделить следующие типы лидерства:
Существует определенная взаимосвязь между дальнейшей судьбой лидеров бытового, социального и политического типа. Первый тип лидера всегда имеет возможность передвинуться в лидеры другого типа.
Лидер которому присуще организаторские способности всегда может быстро, грамотно оценивать ситуацию, определять круг задач, которые необходимо первоочередно реализовать, он способен отличить осуществимое от безрезультатного, а так же достаточно точно определить сроки разрешения поставленных задач. Сама мысль о том, что основная отличительная черта способного лидера состоит в умении молниеносно определять эффективные пути, а так же средства решения задач, доказывается на каждом шагу. Например, Наполеон на этот счет высказывался так: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”[13.c 135] .
В основу таланта руководить людьми ложиться целый комплекс социально- психологических качеств, свойств. Главную роль здесь играет доверие и любовь масс группы к своему лидеру.
Признание высоких достоинств лидера, его заслуг, правильности принимаемых им решений, негласное наделение его полномочиями это и есть доверие к лидеру. Таким образом группа дает свое негласное согласие с носителем авторитета, подтверждая тем самым готовность действовать в соответствии с его установками. Поскольку, заставить идти за собой группу людей не применяя средства принуждения можно лишь путем безоговорочного доверия, так как люди находятся во внутреннем согласии и единении со своим лидером.
Информация о работе Общество как социальный организм, его группы и роли индивидов