Продолжение таб. 1
Организатор, или начальник
штаба |
Консервативен с обостренным
чувством долга и предсказуемым поведением |
Ярко выраженные организаторские
способности и практический здравый ум,
повышенная работоспособность, дисциплинирован |
Недостаточно гибок, невосприимчив
в отношении недосказанных идей |
Снабженец |
Энтузиаст, любознателен и коммуникабелен |
Легко находит в контакт с людьми,
быстро узнает обо всех нововведениях,
легко находит решения в процессе при
возникновении трудностей |
Склонность к быстрому снижению
интереса к делу, а после того, как остынет
появляется первоначальный энтузиазм |
Душа группы |
Мягок, чувствителен, направлен
на общение с людьми |
С готовностью отвечает на нужды
людей и требования сложившейся ситуации,
создавая при этом атмосферу дружной
работы |
Нерешителен в критические
моменты |
Отделочник, или контролер
|
Совестлив, старателен, питает
любовь к порядку, склонен всего опасаться |
Способен довести дело до конца,
педантичен, взыскателен |
Тревожность по пустякам, может
ограничивать свободу действий коллег |
Существует
еще несколько теорий формирования
лидера в группе, например [24.c 93]:
Итак ниже рассмотрим
каждую из них кратко.
Роль
в группе по Шиндлеру заключается
в следующем:
- Альфа - лидер, побуждает группу
к действиям, импонирует группе.
- Бета – это человек эксперт,
который имеет специальные знания и навыки,
всегда востребованные и уважаемые в группе,
а его поведение самокритично и рационально.
- Гамма – члены группы, которые пассивны и легко приспосабливаются, стараются сохранить свою анонимность, при чем большинство из них отождествляют
себя с альфой.
- Омега - самый «крайний» член, отстающий от группы в силу какого-то отличия либо страха.
- Дельта - противник, он же оппозиционер, активно выступающий
против лидера.
Роль в группе по Морено
состоит в том, что в соответствии с социометрической
методикой, которую предложил Я. Морено,
система межличностных взаимоотношений
заключается в следующих позициях:
- звезда (лидер) - член группы,
который имеет наиболее высокий положительный
статус, то есть пользуется авторитетом
у остальных и имеет на них влияние, определяет
алгоритм решения стоящих перед группой
задач.
- звезда - эмоционально притягательный
для остальных членов группы человек,
к которому хорошо, с симпатией относится
большая часть группы. Звезда может как
являться лидером, так и не иметь организаторских
способностей, необходимых для лидера,
и, соответственно, не являться им.;
- принятые - члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу;
- изолированные члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого самоустранения могут быть личностные особенности;
- отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем.
Рассмотрим роль социальной
группы в развитии общества и формировании
личности [1.c 35]:
- Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.
- Инструментальная
роль группы. Многие группы образуются ради
выполнения определенной работы. Эти группы
необходимы для осуществления дел, которые
трудно или невозможно выполнить одному
человеку (профессиональные группы).
- Экспрессивный аспект
в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др.
- Поддерживающая
роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для
ослабления неприятных чувств. Под воздействием
группы происходит ослабление некоторых
отрицательных эмоций, переживаемых членами
группы. Однако некоторые наоборот, могут
усилится под воздействием эмоций других
членов группы.
Когда совокупность людей становится
группой, формируются нормы и роли, на
основе которых устанавливается порядок
(или образец) взаимодействия. Исследователям
удалось установить ряд факторов, воздействующих
на их формирование. Среди этих факторов
одним из самых важных является размер
группы.
- Диады. Состоят из двух человек (например, влюбленных). Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы, требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами. В ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе.
- Триады. Группы из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. «Два человека составляют компанию, трое образуют толпу»: именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследования групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта
между ними. Если родители не ладят друг
с другом, ребенок может стать на сторону
одного из них.
- Более крупные группы. Более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений. В более крупных группах, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженности, поскольку их поведение подчинено конкретной цели, и они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большое давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Члены больших групп часто страдают из-за низкого морального духа, господствующего в группе, и высокого уровня абсентеизма (неучастия). Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и рядовыми членами групп, в ней могут утвердиться жесткие, обезличенные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. Наконец, в группе могут возникать фракции и вражда (Стэвидж, Барнетт, 1977) [9.c 125].
Рассмотрим специфические факторы,
которые присущи функционированию группы:
- Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся:
- формирование группового мнения;
- сплоченность группы;
- групповое давление и другие
способы регуляции поведения членов группы.
Группа может подчиняться одному
или двум своим членам, но в
процесс управления могут включаться
и все ее члены. Лидерство в
группе бывает демократическим или
авторитарным, кратковременным или длительным;
группа может стимулировать собственную
деятельность или стремиться снизить
активность; атмосфера внутри группы бывает
дружественной или враждебной и т.д. Эти
и многие другие образцы поведения и составляют
динамику группы.
В настоящее время изучение
групповой динамики стимулируется необходимостью
помочь организациям в решении проблем
управления процессами в группах.
- Коммуникации в группе. Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А.Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности группы из пяти членов при различных способах коммуникации.
А. Бавелас установил, что схемы
коммуникаций при выполнении группового
задания в значительной степени влияют
на результаты действий группы. Использование
различных способов в зависимости от ситуации
и целей группы позволяет эффективнее
решать практические проблемы.
Таким образом, изучение роли,
структуры и факторов функционирования
социальных групп требуется не только
с чисто теоретических позиций, но и для
практического применения:
- на производстве это поможет
руководителю повысить эффективность
работы;
- в семье - укрепить узы, связывающие
членов семьи и т.д.
Заключение
В данной работе был рассмотрен
вопрос об обществе как социальном организме,
была раскрыта его система и целостность,
определены социальные группы и роли отдельных
индивидов внутри них.
В настоящее время все большее
количество наук уделяет повышенное внимание
вопросам лидерства в организации. Этой
теме посвящено немалое количество исследований
и научных публикаций.
Человек, который желает стать
лидером, должен обладать определенными
качествами, дающими ему возможность грамотно
и быстро реагировать в различных ситуациях.
Да, лидерским качествам можно научиться.
Благодаря им человек может приобрести
авторитет, и сотрудники неуклонно признают
его лидером.
Лидеру свойственно выполнять
множество социальных ролей, при этом
каждая из них требует наличия определенных
знаний и навыков. Среди проблем, подвластных
решению лидера основными являются:
- утверждение и развитие определенного
типа организационной культуры;
- построение эффективной коммуникации
в организации;
- формирование рабочих групп и управление
ими;
- управление конфликтами;
- построение коалиций и развитие партнерских отношений;
- своевременное реагирование
на динамику внешней среды и управление
изменениями.
Важно отметить, что в каждой
группе состоящей из двух и более индивидов,
каждый член играет определенную роль,
а зачастую и не одну. В процессе написания
работы мною были рассмотрены и охарактеризованы
все восемь ролей, которые присутствуют
в каждой группе, в соответствии с теорией
Белбина, взятой за основу. Причем каждый
из членов группы подсознательно встает
на определенную позицию и играет конкретную
роль. Это происходит либо благодаря его
внутренним качествам, которые он раскрывает
самостоятельно, либо благодаря тому,
что лидер группы, видя набор качеств характеризующих
определенную роль, подталкивает члена
группы на определенную позицию и место
в группе.
Однако, зачастую в группе для
каждой из ролей, может быть не один человек,
который способен выполнять эту функцию
и здесь очень важно, чтобы лидер группы
грамотно оценил возможности каждого
из них, учитывая все недостатки, положительные
качества и характеристики роли. И то на
сколько сильно будет проявление положительных
качеств и характеристик человека, а так
же снисходительны недостатки, от этого
и будет зависеть кто же займет ту или
иную роль в группе.
Стоит отметить, что роль групп
в нашем обществе очень велика, поскольку
каждый человек стремиться быть социально
адаптированным, ведь тогда он не одинок,
у него появляется стремление развиваться,
и находиться в гармонии с самим собой
и с обществом.
Состоя в группе, человек приобретает
определенные навыки, которые помогают
ему не только на работе (например, принять
верное решение на производстве, повысить
эффективность труда), но и в быту (например,
наладить контакт с семьей, либо сделать
более крепкими отношения с родственниками).