Общество как социальный организм, его группы и роли индивидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Второй случай - это применение понятия группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д. С научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».
В данной работе объектом исследования является сложная целостная система общества.

Файлы: 1 файл

Лидер, роли, группы.docx

— 104.19 Кб (Скачать файл)

Структура механизмов, которыми лидер воздействует на массу зависит от  свойств последователей, поскольку он находится  в  сильнейшей  зависимости  от  коллектива.

Для группы образ лидера с одной стороны это— модель, которой он должен всецело соответствовать, с  другой стороны он должен выражать интересы группы.

Только соблюдая это условие  последователи не просто идут за своим лидером, но и изъявляют желание идти за ним.

Учитывая свойства последователей  лидером  вырабатываются определенные структуры воздействия на них. Структуры должны:

  1. Инициировать активность, координировать  действия  группы  и  обеспечивать  ее внешние  связи  и  престиж.
  2. Отрегулировать межличностные отношения внутри группы,  обеспечивать  личностную  поддержку между членами группы.

        Лидерство — это в первую очередь процесс социальной организации и управления. Обязательным  условием  лидерства является   обладание    властью    в определенных   формальных   либо   неформальных   организациях   разнообразных уровней  и   масштаба    (государственного, правительственных учреждений,   местного  самоуправления, народных  и  общественных   групп,   движений).  

       Формализованная   власть лидера  закрепляется  законом.  Но несмотря на это во  всех случаях лидер имеет  социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в  обществе   или   в   коллективах людей, которые за ним следуют.

Идеологическая роль лидера в процессе достижения конечного результата является, пожалуй, наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности. Причем, здесь нужно говорить о целях и задачах в общественном смысле.  
     Когда мы говорим о целях и задачах бизнеса в общественном смысле, имеется в виду следующий спектр вопросов [3.c 82]:

  • Что мы можем сделать нового? 
  • Что мы можем сделать лучше других?
  • Кому нужно то, что мы собираемся делать?
  • Сможем ли мы получить прибыль?
  • Как мы будем это делать?
  • Что для этого нужно? 

      Причем, последние вопросы уже более конкретизированы и зачастую ответы на них содержат технические характеристики, детальный анализ.  
   Таким образом, присутствует необходимость формализовать общественную потребность и общественную оправданность того или иного вида деятельности. И лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию такой деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.  
   Есть специальная наука, которая рассматривает вопросы выдвижения общественно-активного элемента, способного возглавить общественно-политическое движение. Это наука политология.  
   На примере рассмотрения индивидуума как лидера можно наглядно проследить взаимосвязь и преемственность наук. Действительно, формированием лидера интересуется и политология в общественно-политическом смысле, и психология в аспектах становления и развития личности, этика и эстетика изучают роль лидерства в свете общественной морали. Философия объединяет все эти науки, которые в общественном смысле каждая по-своему применима к анализу вопросов, связанных с бизнесом.  
      Бизнес на современном этапе - это, на мой взгляд, определенного рода философское учение и, в соответствии с этим, программа действий каждого отдельного индивидуума. Получение прибыли нередко становится самоцелью многих и многих людей, которых, вследствие этого, объединяет очень много характерных черт, мнений, стереотипов поведения. Соответственно, когда объективно существует некая общность людей, у которых в их морально-этическом кодексе присутствует некие единые ценности, которыми они руководствуются и в своей жизни, и в общении с другими индивидуумами, при принятии решений, то мы можем говорить о философии.  
      Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума.    

    В рассматриваемом нами аспекте индивидуум, принявший на себя роль лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека и его деятельность. С одной стороны, как уже отмечалось выше, лидер принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки общественной потребности. С другой стороны, общество постоянно изменяется как живой организм (в том числе и под влиянием результатов бизнеса) и, следовательно, изменяются и его запросы, а значит, предпосылки для создания и условий существования бизнеса.  
      Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли, влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника исследуемого процесса. Можно много говорить о лидере как руководителе, администраторе, организующей структуре. Но в этой части исследования наиболее интересно именно глобальное взаимодействие.  
     Действительно, один человек, как индивидуум, движимый своими личными целями - такими как удовлетворение амбиций, самовыражение, безусловно получение прибыли, - может ли он при этом воздействовать на обществом в целом? И если да, то как?  
      Допустим, активный человек находит некую область, некую новую идею, сулящую ему деловой успех в случае ее реализации. Влияние такого индивидуума на общество заключается в том, что он заполняет своим интеллектуальным потенциалом эту свободную до сих пор нишу. Таким образом, общество вынуждено пользоваться результатами деятельности такого человека, причем от того, как был получен конечный результат, каким он был получен, зависит реакция общества и, следовательно, дальнейшее воплощение идеи лидера-индивидуума.

1.3 Социальная группа, понятие и виды

 

Социальная группа представляет собой совокупность людей, которых объединяет социально значимый признак, либо обещает определенный круг интересов, ценностей, а так же норм поведения, сложившихся в рамках определенных условий. Так же данное понятие можно рассматривать как, определенным образом взаимодействующих между собой индивидов, осознающих себя частью группы, и признаваемых таковыми, с точки зрения других людей.

Группы подразделяются на малые и большие, первичные и вторичные с точки зрения масштабности и степени сплоченности:

  1. Малые группы – малочисленны по составу. Их члены объединены общей деятельностью, связаны прямым личным общением друг с другом. Отличительной чертой малых групп является малый состав, сплоченность групповых ценностей, норм поведения, неформальный принцип контроля за поведением внутри группы. Примерами малых групп выступают: семья, школьный или студенческий класс, спортивная команда и т.д.
  2. Большие группы – крупные объединения людей, для которых характерны общие интересы и пространственная разобщенность. Примерами таких групп могут послужить – территориальные общины, этносы, социальные слои, профессиональные группы.
  3. Первичные группы – малые группы, их члены состоят в прямом непосредственном взаимодействии.
  4. Вторичные группы -   группы, члены их взаимодействует опосредственно, за частую путем членства в институтах, организациях. Они связаны общей функцией, но при этом для них характерно отсутствие эмоциональных контактов.

Стоит отметить, что все большие группы – это вторичные группы, а малые группы могут быть как первичными, так и вторичными. Классификация социальных групп представлена на схеме 1.

Схема 1  - Классификация социальных групп.

В настоящее время выделяют несколько подходов к формированию социально- групповой структуры общества, а именно:

  1. Традиционный подход, состоит из подструктур:
    • демографическая ( по возрасту и полу);
    • этологическая (по народности, национальности);
    • территориальная (по региональной населенности – село, город);
    • семейная;
    • классовая (по социальным группам и классовым приоритетам).
  1. Подход социально-экономический – самоорганизовавшиеся группы людей, которые выполняют определенные социальные роли в системе экономических отношений. Здесь также подлежат выделению определенные подструктуры:
    • социально-территориальная;
    • этнодемографическая;
    • организационно-управленческая;
    • семейно-хозяйственная;
    • профессионально-должностная;
    • социально-трудовая.

      Стоит отметить, что данный поход к формированию  социально-групповой структуры присущ  непосредственно российским ученым, Розалине Рывкиной и Татьяне  Заславской [10.c 54].

  1. Подход Питирима Сорокина, основывается на выделении в зависимости от характера ценностей, которые объединяют отдельные группы, выступающих в роли исходных элементов структуры [10.c 56]. Причем, основные формы полуорганизованных и неорганизованных групп, сплочаются на непостоянных ценностях:
    • публика либо толпа;
    • внешне-организованные группы;
    • номинальные конгломераты.

         Самые важные группы одностороннего  порядка построены

         определенном ряде ценностей:

    • биосоциальные (по возрасту, расе, половому признаку);
    • социокультурные (по территориальному соседству, роду, языковой, экономической, религиозной, политической, идеологической, элитарной группам).

        Группы построенные вокруг комбинации ряда ценностей – это

        многосторонние группы, важнейшими из которых являются:

    • нация;
    • класс;
    • сословие;
    • племя;
    • община;
    • семья;
    • каста.

       Ряд  ценностей, который складывается  в сложившейся организованной  группе закрепляет обязанности  и права за каждым из ее  членов по отношению к другим, их функции и роли, социальный  статус и престиж.

Далее схематично рассмотрим многообразие социальных групп, причины их образования и как они взаимодействуют между собой (схема 2).

   

Схема-2 – Многообразие социальных групп и причины их образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Роли в группе по Белбину, Шиндлеру и Морено

 

В любой группе существует динамичное распределение определенных ролей. Данный социальный феномен групповой динамики первым рассмотрел М. Белбин. Раскрытый им феномен заключается в том, что каждый член группы играет двойную роль.

Первая из ролей несет в себе чисто функциональный характер вытекающий из формальной структуры организации. Однако, вторая роль, названная им «роль в группе», менее очевидна, но существенное значении ее исключительно важно для гармоничного существования коллектива.

Белбиным были выделены, на фоне проведенных экспериментов, восемь деловых ролей [16.c 105]. Эти роли могут играть члены группы (коллектива), а других просто не существует, а именно:

  • лидер;
  • реализатор;
  • генератор идеи;
  • объективный критик;
  • организатор или начальник штаба;
  • снабженец;
  • душа коллектива;
  • отделочник или контролер.

     Данные восемь  ролей не обязательно должны  входить в состав группы, возможен  и такой вариант, что один человек  является носителем двух и  более ролей. Для успешного развития  и действия группы, каждую из  восьми ролей должен играть  как минимум один человек, а  все восемь ролей в свою  очередь оказывают свое непосредственное  влияние  на процесс жизнедеятельности группы.

Изначально процесс формирования организации должен быть основан, на рассмотрении личностных характеристик, которыми должен быть охвачен весь диапазон качеств, учитываемых в процессе реализации всех восьми ролей. В случае если действия группы не приносят успеха, то следует пересмотреть распределение ролей и состав группы, поскольку возможен вариант отсутствия лидеров. Для этого реальным является процесс изменения состава группы (организации), путем дополнения ее соответствующими людьми, либо постараться скоординировать действия определенных членов организации на выполнение соответствующих ролей. 
        В процессе укомплектования штата нельзя зацикливать внимание только на руководителе или же его заместителях, целесообразно направить стремление на подбор таких людей которые обеспечат возможно более широкий охват всех ролей.

Главным аспектом следует отметить, что должен быть обеспечен баланс всех восьми ролей, при этом не должна доминировать какая либо одна. Первостепенно внимание следует заострить на подборе людей на роль «лидера» и «генератора идей».

«Лидер» должен быть авторитетным, властным и вдохновляющим, вызывать доверие. Ему должны быть присуще качества помогающие определять таланты и способности у членов группы, а так же направлять их в пользу дела. Для успешного действия группы, в ее составе должен быть сильный «генератор идей», поскольку их многообразие затянет группу в в бесплодные дебаты и дискуссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Характеристики восьми ролей по М. Белбину

Название роли

Характеристика личности

Положительные качества

Допустимые недостатки

Лидер

Уверенность в себе, развито самообладание

Способность абстрагироваться от предвзятого мнения, давая объективную оценку предложениям. Развито уверенное стремление к достижению поставленной цели

Ординарный интеллект,  творческие способности развиты в умеренной степени

Реализатор

Динамичность мышления, активность, склонность к опережению других, общительность

Напористость характера, стремление бороться с инертностью, благодушием и самообманом

Склонность поддаваться  на провокации, раздражительность, нетерпение

Генератор идей

Индивидуалист, с серьезным складом ума

Развитость интеллекта и воображения, обширность знаний, одаренность

Склонность витать в облаках, рассеянность по отношению к практическим делам и протоколу

Объективный критик

Трезвость мысли, осторожность, малая эмоциональная возбудимость

Осмотрителен, рассудителен,  здравомыслие, практичность, напористость

Неспособен увлечься сам и увлечь других

Информация о работе Общество как социальный организм, его группы и роли индивидов