Общие сведения о социальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Под законом понимают объективно существующие, постоянные причинно-следственные связи между явлениями, характеризуемые всеобщностью, необходимостью и повторяемостью, и объектами управления.
Законы проявляются в деятельности людей и не зависят ни от их сознания, ни от воли, ни от желаний. Потому и говорят, что люди сами творят историю, являясь одновременно и авторами, и действующими лицами.
Самоуправляющийся общественный организм на всех этапах своего развития, во все исторические эпохи, создавал и до сих пор создает специфические управленческие организации, которые направляют и руководят социальными процессами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общие сведения о социальном управлении…………………………………...4
Социальное управление и его виды…………………………………….4
Современное социальное управление………………………………….7
Законы социального управления…………………………………………….13
Общие сведения о законах социального управления………………..13
Законы социального управления……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………………...21

Файлы: 1 файл

Реферат. Социология управления.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

Каждый вид социального  управления включает соответствующие  уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле.

В наиболее общем виде процесс  социального управления можно разделить  на две составные, взаимообусловленные  и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между  двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей  социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное  начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального  управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Структура управления может  быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное «женское» начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием «мужского» начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

 

 

2 Законы социального  управления

 

2.1 Общие сведения о законах социального управления

Управление, в своей основной части, является не случайной деятельностью, а носит довольно необходимый характер, потому регулируется своими специфическими законами. Социальный менеджмент регулируется присущими ему социальными законами, которые являются существенной, устойчивой, повторяющейся и внутренне привязанной взаимодействующим человеческим общностям формой менеджмента, его деятельностью. Вне зависимости от деятельности людей существование социальных законов невозможно.

Основное свойство социальных субъектов есть их системообразующая функция, которая определяется способностью создавать в процессе взаимодействия особые социальные системы (например, у врачей это система здравоохранения, у учителей - система образования и т.д.). В качестве своеобразной основы, особого фундамента этих систем выступают социальные объекты. Законы деятельности социальных объектов независимы от воли и сознания не данных объектов больных, учеников, подчиненных и др. Они независимы от воли и сознания противоположных им общностей - социальных субъектов, т.е. врачей, учителей, руководителей.

Специфика законов социального  управления содержится в двух особенностях: во-первых, законы социального управления упорядочивают непосредственно нормативные дела людей; во-вторых, по направленности своего воздействия на социальные процессы, оказывают на развитие социальных объектов и субъектов отрицательный, негативный характер. Если социальные законы, порождаемые деятельностью какой-либо социальной подсистемы, обычно направлены на укрепление данной подсистемы, то законы социального управления, напротив, направлены на разрушение управленческой подсистемы, в рамках которой они возникли. Данная особенность объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, управляемая подсистема, как правило, не остается в статическом состоянии. Она постоянно развивается. Соответственно, должна постоянно самообновляться и управляющая подсистема. Но последняя имеет склонность отставать в своем развитии от управляемой подсистемы и в результате начинает тормозить ее самообновление.

Во-вторых, управляющая  подсистема, однажды возникнув под  влиянием управляемой подсистемы, приобретает  в дальнейшем свою внутреннюю логику развития, которая довольно часто  не отражает логику развития управляемой  подсистемы. Это обстоятельство также  приводит к возникновению в ней  тормозящего негативного эффекта.

Распознают последующие расклады к исследованию проблем общественного управления:

  • конкретно-исторический, который подразумевает исследование взаимоотношений общественного управления как действий, развивающихся и изменяющихся перед воздействием работающих на них причин;

  • комплексный, который подразумевает при исследовании взаимоотношений управления взаимозависимость экономического, правового, социально-психологического, достойную разбора взаимоотношений управления;

  • аспектный, дозволяющий изучить одну из сторон взаимоотношений управления, один из параметров, проявляющихся через взаимосвязи с тем видом взаимоотношений, который умышленно изучается некоторой общественной наукой (философией, политэкономией, социологией, психологией и т д);

  • системный, предполагающий исследование и контролируемой, и правящей подсистемы как целостного ансамбля взаимосвязанных, соединенных единой целью частей, обнаружение характеристики системы, ее внутренних и внешних связей.

2.2 Законы социального управления

Законы социального  управления:

  1. Закон необходимого разнообразия, т.е. управляющая система должна быть не менее разнообразной, чем управляемый объект.

Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

  1. Закон специализации управления.

Данный закон предполагает разделение функций управления на различных уровнях и направлениях в системе социального управления. Управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях.

  1. Закон интеграции управления.

Здесь происходит объединение  различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс.

  1. Закон экономии времени.

Данный закон характеризует  эффективность управления, достижение поставленных целей с учётом минимальных  временных потерь.

  1. Закон приоритетности социальных целей.

Целью развития общества и  поддержание его равновесия и  развития является постоянное повышение  качества жизни его членов. Поэтому  все остальные цели должны находиться в зависимости от этой цели. Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально ориентированного рынка, к социальному партнёрству.

Выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.

  1. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении.

Закономерностью управленческих взаимоотношений считается то, что, сообразно своей сущности отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той либо другой форме проходят чрез сознание людей, формируются и улучшаются людьми, естественно, в зависимости от объективных конфигураций в производстве, обществе. Потому природа управленческих взаимоотношений двойственная – объективно-субъективная.

Управленческие отношения, в конечном счете, возникают из метода изготовления, финансового базисам сообщества. Однако в конкретных критериях, в особенности происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие дела сами обретают сложившийся характер, оказывают большое обратное действие на все стороны общественной жизни, а не только финансовой, во многом характеризуют темпы общественного прогресса в целом.

Управление, будучи субъективной деятельностью различных субъектов управления, несет на себе печать данной субъективности в облике единой и управленческой культуры, особенности обычаев и исторического эксперимента, интересов, необходимостей, установок, позиций той либо другой персоны, являющейся значимой в обществе, и т.п. Чем больше степень управления, на котором размещен субъект управления – единичный лидер, тем больше простор для проявления как положительной, так и отрицательной субъективности.

  1. Закон доминирования глобальной цели системы.

Этот закон является доминирующим для социального управления. Подсистемы, из которых состоит социальная система, образуют единство, составляют целостный организм. Поддержание этой системы возможно только при наличии доминирующей, глобальной цели.

Следует подчеркнуть, что  необходимо более обстоятельное  изучение законов общественного  развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей  – во многом дело будущего, но уже  сегодня можно сказать, что обеспечение  сбалансированного развития социального  и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной  среды, предотвращение экологической  катастрофы – наиболее важные задачи социального управления.

Информация о работе Общие сведения о социальном управлении