Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа
Под законом понимают объективно существующие, постоянные причинно-следственные связи между явлениями, характеризуемые всеобщностью, необходимостью и повторяемостью, и объектами управления.
Законы проявляются в деятельности людей и не зависят ни от их сознания, ни от воли, ни от желаний. Потому и говорят, что люди сами творят историю, являясь одновременно и авторами, и действующими лицами.
Самоуправляющийся общественный организм на всех этапах своего развития, во все исторические эпохи, создавал и до сих пор создает специфические управленческие организации, которые направляют и руководят социальными процессами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общие сведения о социальном управлении…………………………………...4
Социальное управление и его виды…………………………………….4
Современное социальное управление………………………………….7
Законы социального управления…………………………………………….13
Общие сведения о законах социального управления………………..13
Законы социального управления……………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы…………………………...21
Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.
Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.
Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле.
В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).
Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.
В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.
Таким образом, менеджмент является
процессом планирования, организации,
мотивации и контроля, направленным
на разработку и достижение целей
социальной системы через других
людей. Власть представляет собой центральное,
организационное и регулятивно-
Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.
Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.
Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.
Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.
Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.
Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное «женское» начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием «мужского» начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.
2 Законы социального управления
2.1 Общие сведения о законах социального управления
Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Данный закон предполагает разделение функций управления на различных уровнях и направлениях в системе социального управления. Управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях.
Здесь происходит объединение различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс.
Данный закон характеризует эффективность управления, достижение поставленных целей с учётом минимальных временных потерь.
Целью развития общества и поддержание его равновесия и развития является постоянное повышение качества жизни его членов. Поэтому все остальные цели должны находиться в зависимости от этой цели. Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально ориентированного рынка, к социальному партнёрству.
Выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.
Закономерностью управленческих взаимоотношений считается то, что, сообразно своей сущности отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той либо другой форме проходят чрез сознание людей, формируются и улучшаются людьми, естественно, в зависимости от объективных конфигураций в производстве, обществе. Потому природа управленческих взаимоотношений двойственная – объективно-субъективная.
Управленческие отношения, в конечном счете, возникают из метода изготовления, финансового базисам сообщества. Однако в конкретных критериях, в особенности происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие дела сами обретают сложившийся характер, оказывают большое обратное действие на все стороны общественной жизни, а не только финансовой, во многом характеризуют темпы общественного прогресса в целом.
Управление, будучи субъективной деятельностью различных субъектов управления, несет на себе печать данной субъективности в облике единой и управленческой культуры, особенности обычаев и исторического эксперимента, интересов, необходимостей, установок, позиций той либо другой персоны, являющейся значимой в обществе, и т.п. Чем больше степень управления, на котором размещен субъект управления – единичный лидер, тем больше простор для проявления как положительной, так и отрицательной субъективности.
Этот закон является доминирующим для социального управления. Подсистемы, из которых состоит социальная система, образуют единство, составляют целостный организм. Поддержание этой системы возможно только при наличии доминирующей, глобальной цели.
Следует подчеркнуть, что необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей – во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы – наиболее важные задачи социального управления.