Оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В конце XX - начала XXI веков в нашей стране начались коренные преобразования, которые сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа. Он выражается в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту.

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание молодёжи.docx

— 110.99 Кб (Скачать файл)

Итак, в рамках системно-функционального подхода Лумана воспитание анализируется  как  общественная  подсистема,  осуществляющая специфическую  функцию.  Эта  функция  реализуется  на  трех  уровнях – интерактивном,  организационном  и  коммуникативном/общественном. Следует  подчеркнуть  преимущества  лумановского  подхода  для  решения актуальных  проблем  социологии  образования.  Прежде  всего,  необходимо отметить,  что  в  нем  обретают  свое  определение  и  операционализацию основные для социологии образования понятия – социализация, воспитание, образование.  В  фокусе  социологического  анализа  Лумана  воспитание реализуется  как  целенаправленная  социализация,  осуществляемая посредством коммуникации.

 

 

 

 

 

 

2.1. Концепция патриотического  воспитания учащийся молодёжи (А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов)

 

Межнаучная интеграция знаний о феномене патриотизма позволила авторам создать своеобразную и оригинальную теоретическую модель современного российского патриотизма и концептуальные основы его воспитания в современных условиях.

Авторами данной концепции определяется основное содержание проблемы патриотизма и патриотического воспитания

Современное состояние патриотического воспитания в России, по их мнению, во многом предопределено ее недавним историческим прошлым. А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов пишут, что советский период отечественной истории естественное понимание гражданского, российского патриотизма, имеющего глубокие исторические кopни, было искусственно подменено «коммунистическим патриотизмом» с долей русского национализма, что проявилось в борьбе с космополитизмом как идеологией «мировой капиталистической системы» и в использовании таких понятий, как «интернационализм», «советский народ» нередко в эфемерных, политических целях. Феномен патриотизма постулировался в понятии «советский патриотизм и социалистический интернационализм», а основным направлением его воспитания у молодёжи было военно-патриотическое воспитание, сводившегося к подготовке учащейся молодёжи к службе в Вооружённых силах в условиях «холодной войны».18

Вместе с тем мощная государственная поддержка советского патриотического воспитания, для чего под эгидой партийного аппарата использовались пропаганда, образование, культура, все средства информационного воздействия, способствовали достаточно высокому уровню патриотизма, воспитывали в естественной форме любовь и уважение к Отечеству, осознание подрастающим поколением своего гражданского долга, обязанности служить интересам страны и общества, прививали чувство коллективизма.

С разрушением идеологической оболочки декларативного патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» были утрачены, потеряны многие его корни. Этот негативный процесс, объективный в cилy глубинных катаклизмов во всех сферах жизни страны, связанный с разрушением, распадом советской команднo-административной системы, во многом был инициирован «перестроечной» конъюнктурой, политическими спекуляциями, внутренним, идущим «сверху» антикоммунизмом, который расшатал фундамент не только социалистического, но и общероссийского здания.19

Наиболее опасными негативными процессами стали, по мнению ученых, депатриотизация духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства.20 Отечественная история, ее героические события, персоналии выдающихся деятелей, независимо от того, какой социальнo-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. В общественном сознании молодёжи и особенно в молодежной субкультyре получили широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, безответственность и немотивированная агрессивность, индивидуализм и эгоизм, утилитарное и корпоративное отношение к государству и социальным инститyтам. 21

Под воздействием вестернизации отечественной культyры и образования в сознании молодёжи утрачивает собственно российскую основу народный менталитет, стираются складывавшиеся веками национальные черты образа жизни россиян, являющиеся важнейшими механизмами её социокультурной идентификации.

В связи со значительным ослаблением воспитательного потенциала Вооружённых Сил, значительно снизился уровень работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи, что обнаружилось в устойчивой тенденции падения престижа военной службы.

Авторы книги «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи»22 утверждают, что причины сложившейся ситуации не только в отсутствии общей стратегии и резком ослаблении управления важнейшими звеньями и механизмами в процессе организации деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию молодежи. Они ведут речь о том, что фактически прекратилась целенаправленная разработка теоретических основ, создающих возможности инновациям, появлению новых технологий, перспективных методик, комплексного использования наиболее эффективных методов, форм и средств в патриотического воспитания в ХХI веке, остаётся за гранью научного переосмысления богатейший исторический опыт зарубежных стран, накопленный в этой сфере, а имеющиеся в образовательно-воспитательной практике модели необдуманно переносятся на отечественную почву воспитания.23

Целый комплекс проблем, накопившихся в сфере патриотического воспитания молодежи как важнейшего компонента процесса воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота требует срочного решения. В связи с чем появляется необходимость глубокого изучения и всестороннего анализа всех происходящих в российском обществе изменений, тенденций развития с учетом существующих и нарождающихся проблем и противоречий. Огромное значение приобретает поиск и разработка принципиально новых подходов к созданию качественно иных основ деятельности по формированию у подрастающего поколения служения Отечеству, учитывающей систему его ценностных ориентаций, потребностей и интересов на фоне современных тенденций общественного развития.

Патриотизм - это многоаспектное явление, по - разному проявляющееся на различных уровнях социального пространства и представляющее собой сложный комплекс свойств и характеристик.24

На сегодняшний день сложились следующие подходы к рассмотрению понятия патриотизма:

    1. Духовно-ценностный, в котором под патриотизмом понимается любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей родины. Патриотизм рассматривается как ценность, в основе которой лежит сакральная связь «прошлое – настоящее - будущее», нравственно-эмоциональная связь «личность – окружающие люди - родина», отражающая единство этнических, культурных, религиозных, эстетических, исторических характеристик в рамках понятия «Отечество».25
    2. Смыслообразующий, рассматривающий патриотизм как отражение духовной культуры индивида и общества в целом. Содержанием этого подхода является нахождение смыслов служения Отечеству, гордость и великодушие, верность и преданность ему.26
    3. Культурно созидательный, рассматривающий патриотизм с точки зрения с деятельности во благо Отечеству.2 Основой такого подхода выступает идея служения Отечеству, а целью воспитания в системе образования – трансляция данного социокультурного опыта разнообразными средствами педагогического процесса в единстве и многообразии его направлений и сфер (историко-культурного, правового, нравственного, эстетического, физического и др.).

Возрождение российского патриотизма в современных исторических условиях является гарантом существования и продуктивного функционирования общества, усиления его культyрно созидательного потенциала, духовного развития составляющих его личностей, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в рамках мирового сообщества.

«Угасание патриотизма  - это признак кризиса социума; его искусственное разрушение - путь к уничтожению народа».27 Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитательного воздействия, осуществляемого российским обществом и его различными институтами на современном этапе развития.

Интеграция патриотизма в образование основывается на системе сформировавшейся на протяжении многих веков культуры патриотизма и пространства её регулятивов28 (ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиций, инноваций, стереотипов, образов и т.д.).

Культура патриотизма – феномен, созданный волей, разумом, душой и руками человека, существующий в виде духовных ценностей, символов, социальных традиций, разнообразных способов человеческой деятельности и общения.29 Она представляет собой совокупность достижений в области духовного производства, науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Воспитание культуры патриотизма рассматривается как процесс целенаправленного воздействия на сознание и чувства учащихся и функционально ориентировано на формирование у них определенных установок, мотивов, понятий, принципов ценностей, идеалов, черт характера, поведения, деятельности и межличностного общения. Вместе с тем процесс образования в структуре педагогического процесса характеризуется активным присвоением учащимися патриотической деятельности и внутренне отражается в духовном развитии личности. Среди наиболее значимых ценностей, тесно связанных с патриотическими, выделяются духовные, нравственные, интеллектуально-образовательные, социокультурные, исторические, социальнo-политические, профессионально-трудовые.

Авторы учебника «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодёжи»30 определяют понятие патриотического воспитания, как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Они утверждают, что это сложная система социальнo-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.1

Авторы данной концепции выделяют основные принципы патриотического воспитания в системе образования, его цель и задачи. По их мнению, патриотическое воспитание основывается на общепедагогических принципах воспитания таких, как принципы народности, природосообразности, культуросообразности и д.р. Однако имеет и собственные, отражающие его специфику.31

К принципам патриотического воспитания А.Н.Вырщиков, М.Б.Кусмарцев, В.И.Лутовинов относят следующие:

  1. Служения Отечеству.

Является интегративным принципом патриотического воспитания. Понятие «служение Отечеству» имеет следующий тезаурус: идея служения, мотив служения, идеал служения, смысл служения, результирующим вектором выступает опыт служения Отечеству. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины. В содержании патриотического воспитания по формированию опыта служения Отечеству должны быть отражены общечеловеческие ценности, такие, как жизнь без войны, чувство социальной уверенности в завтрашнем дне, историческая память и др. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности. В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом.32

2. Исторической и социальной памяти. Социальная память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта. Принцип памяти выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания. Актуализация данного принципа становится возможной благодаря укренённости исторически сложившихся ценностей и идеалов, которая способствует преодолению дискретности между наличной ситуацией и образом желаемого будущего России. Реализация желаемой модели социума осуществляется посредством перевода механизмов социальной и исторической памяти в плоскость привычной повседневной реальности. 33

3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, существующую в форме таких архетипических конструкций, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности. Данный принцип отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании. Он ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам: природа, слово, язык, традиции, стереотипы, идеалы, смыслы, обычаи, верования, искусство, труд, быт и др. Основой данного принципа является понимание укоренённости межпоколенного опыта в различного рода социальных практиках, образе жизни, закладываемых культурой. Социокультурная преемственность обеспечивает гомеостаз и возможности воспроизводства социокультурных отношений благодаря действию механизмов социального наследования, которое осуществляется процессами социальной и исторической памяти. 34

4. Социокультурной и национальной идентификации. Этот принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду. Именно этим, по мнению ученых, определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности.

5. Гордости и великодушия  в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Данный принцип распространяется на образовательные области и сферы воспитания, связанные с культурно-историческим и политическим прошлым нашей страны и требует объективного, лишённого каких-либо оснований пристрастности в освещении исторического опыта.

6. Сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Он основывается на наделении реальных вещей, явлений, событий священным содержанием, незыблемыми, не подверженными сомнению свойствами, при которых данные предметы или явления становятся образами и символами в сознании людей. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал, т. е. способ мышления или форму сознания, направленную на восприятие особой «священной» сферы мыслеобразов сообразной жизненным ожиданиям человека.35 Каждый человек наделяет ценности своими собственными смыслами. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания - eгo ценностно-смысловой xapaктер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.

Информация о работе Оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования