Оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В конце XX - начала XXI веков в нашей стране начались коренные преобразования, которые сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа. Он выражается в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту.

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание молодёжи.docx

— 110.99 Кб (Скачать файл)

7. Соборности в воспитании  духовных основ патриотизма. Результаты  научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность (коммунитарность), которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность - это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, nроявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.

8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые  традиции. «Традиции — это специфические формы существования «наследственной» социальной информации, включающей в свое собственное пространство-время нормативно значимые способы действий, оценок, мировосприятие, символику, алгоритмы культурного воздействия на личность и процессы образования и социализации индивидов через схемы действия, культурные символические формы, язык, роли, статусы и т.п. Они выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности»36. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.

9. Импликации традиций  и инноваций в патриотическом  воспитании. Данный принцип основывается  на представлении о патриотизме  как феномене, обладающем свойством  инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». 37Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее – потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее – результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность – коллектив – общество – государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного принципа преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве.1

Все вышеперечисленные  принципы, отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в системе образования, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в следующих обобщенных предметно-целевых задачах перехода от механизмов трансляции знаний, на модель образования, ориентированную на смыслотворчество, на трансляцию принципов патриотически сообразной деятельности в условиях «ученого незнания», что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры, гражданина, патриота, личности современного специалиста. Современный специалист, движимый долгом перед Отечеством должен обладать рядом качеств, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к обучаемости, самообучаемости, умение адаптироваться в новых обстоятельствах, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренней среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в турбулентной среде характеризует творческий уровень личности, способной решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.

Поэтому современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и способной к так называемой «реактивной адаптации» на основе самообучения и обучения. Таким образом, важной составляющей патриотического опыта личности является готовность человека к переменам. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение об его изменении или об отказе от какой-то его части. Желание самосовершенствования означает, что человек готов внести существенные изменения в условия своей жизни и деятельности. Степень изменения этих условий есть показатель патриотической активности личности.

Патриотическое воспитание так же основывается на принципах научности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, системности, преемственности, учета возрастных особенностей и интересов различных категорий учащейся молодежи.38

Цель патриотического воспитания молодёжи в системе образования, как считают авторы концепции, основывается на таких государственных приоритетах, как державность, государственничество и социальная солидарность, реализуемых через возрождение в образовательной практике образов гражданственности, патриотизма как важнейших духовнo-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными и социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенсrвовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.39

Патриотическое воспитание в системе образования направлено на использование всех условий для социализации позитивно направленной личности гражданина - патриота России, способной самореализоваться в процессе решения целого комплекса проблем, преодоления многих негативных явлений и тенденций, характерных для современного этапа развития нашего общества, того духовнo-нравственного, идеологического и особенно патриотического вакуума, который столь глубоко отразился на сознании и чувствах подрастающего поколения, на ухудшении качественных характеристик его личности.40

Образовательный компонент относится к числу ведущих, определяющих составных частей патриотического воспитания учащейся молодежи. Все уровни образования при их научно-обоснованной постановке создают стержень воспитания в целом и патриотического воспитания в частности.

Функции образовательных областей общего среднего образования в сфере патриотического воспитания определяются соответствующим предметным содержанием патриотической деятельности, которая является рядовой в формировании соответствующего опыта. Как и любая деятельность, патриотическая деятельность имеет сложную системно-структурную организацию своего основания, включающего информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты.41

Информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко-культурной, психической и социальной природе.

Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечеству.

Мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей в сознании, чувствах, действиях, поведении личности, форм и разновидностей самой патриотической деятельности, а также ценностные образцы опыта служения Отечеству.

В учебном предмете содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами, решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.

Концептуальные основы патриотического воспитания призваны сыграть роль методологического регулятива для федеральных, муниципальных органов, учреждений и организаций по разработке и внедрению в своем образовательно-воспитательном пространстве системы становления человека культуры, гражданина и патриота — представителя поколения ХХI века. Они направлены на поиск субъектами образовательно-воспитательного процесса механизма совершенствования формирования человека культуры, гражданина и патриота, блокировку негативных идеологических, духовных и витальных воздействий социума, преодоление социальных болезней, социализацию и адаптацию личности.42

Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на процесс обучения, самовоспитания и самосовершенствования.1

Общим контекстом активного и всестороннего обретения патриотизма через образование может стать улучшение морально-психологического климата в обществе, рост уровня общественной активности различных социальных групп и слоев, повышение социальной отдачи от деятельности не только учебных заведений, но и учреждений культуры, производственных

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Оценка эффективности патриотического воспитания школьников МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева.

 

В апреле 2013 года было проведено исследование, которое помогло оценить эффективность патриотического воспитания с учетом мнений самих учащихся об этой работе. В исследование приняло участие учащиеся десятых классов МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева. Для участия в анкетировании учащиеся десятых классов были выбраны не случайно. По мнению специалистов в области военно – патриотического воспитания, мнения десятиклассников являются более объективными, так как по сравнению с учащимися выпускных классов (9-ых и 11-ых), они менее вовлечены в процесс подготовки к выпускным экзаменам. Но в то же время являются представителями старшего учебного звена, которое уже прошло все этапы школьной системы патриотического воспитания.

У большинства десятиклассников окончательно сформировалось отношение к Родине. Так на вопрос «Считаете ли вы  себя патриотом своей Родины?» положительный ответ дали 75% мальчиков и 70% девочек. Среди не определившихся больше девочек   - 30%, 17% мальчишек  не уверенны, что являются патриотами и 8% себя таковыми не считают вообще. Если прослеживать зависимость от успеваемости, то патриотами себя считают 88% отличников, 64% учащихся на «4» и «5» и 92% ребят, у которых есть тройки. Большинство не определившихся среди хорошистов – 28%, 12% и 8% среди отличников и троечников соответственно. 

Среди опрошенных школьников 69% считают, что настоящего патриота характеризуют такое качество, как самопожертвование ради страны, 45% отмечают, что настоящий патриот должен знать историю, обычаи и традиции своей Родины. 35% респондентов считают, что любовь к Родине начинается с любви к родному городу. Уважение к родному языку, умение правильно говорить и писать на нем является важным  для 31% десятиклассников. Помощь пожилым людям и  ветеранам  и желание служить в армии являются показателями патриотизма для 26% опрошенных школьников. 18% считают, что настоящего патриота должно переполнять чувство гордости за достижения в науке, культуре и спорте. Знание государственной и национальной символики (герб, гимн, флаг), а так же соблюдение законов государства, бережное отношение к природе – это  главные качества настоящего патриота, по мнению 16% респондентов.

В МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева проводится очень много мероприятий военно - патриотической направленности.  Большая часть десятиклассников к таким мероприятиям относиться положительно, так ответили 75% девочек и 53% мальчиков. Отрицательное отношение выразили 4% мальчиков, 43% мальчиков ответили, что им все равно на мероприятия подобного рода, это  что на 18% больше, чем девочек, которые выразили свое безразличие.

Интересная зависимость прослеживается у десятиклассников в отношении к военно-патриотическим мероприятиям в школе в зависимости от того, считаю они себя патриотами или нет (см. диаграмму).

Положительное отношение к военно-патриотическим мероприятиям выражают 66% ребят, которые считают себя патриотами. Школьников, которые положительно относятся к подобным мероприятиям и при этом не считают себя патриотами в 2 раза меньше. Те, кто не уверены, что являются патриотами, разделилась поровну: 50%  относятся положительно, 50%  - отрицательно. Нельзя не отметить тот факт, что отрицательное отношение к школьным мероприятиям по военно - патриотическому воспитанию выражают только школьники – патриоты (5%).

Чтобы выяснить, какие мероприятия для десятиклассников наиболее интересны, а какие у них особого интереса не вызывают, ребятам был предложен список конкретных мероприятий, так или иначе ориентированный на воспитание патриотических качеств (см. диаграмму).

  Большинство мероприятий ребята оценивают как интересные. Среди таких мероприятий особо можно выделить мероприятия по проведению памятных дат, дней воинской славы и «Вахт памяти», занятия по основам воинских знаний, изучение истории, обычаев, традиций и культуры родного края, а так же встречи с ветеранами и участника войн. Не достаточно интересными  занятиями ребята сочли мероприятия по охране  памятников и памятных мест, участие в проекте «Гражданин» и деятельность по розыску участников войны и ветеранов.

      Ученики десятых классов утверждают, что проводимые в их школе мероприятия нужны не только для воспитания патриотического  чувства к Родине, но чувства гражданской ответственности, уважения к старшему поколению, особенно ветеранам.  Для сохранения традиций, памяти о великом подвиге наших бабушек и дедушек, памяти об их героическом прошлом, о страшных войнах. Для молодого подрастающего поколения ветераны  - это живой пример доблести и мужества. В настоящее время еще есть ветераны, которые принимают активное участие в патриотическом воспитании школьников, которые способны поведать молодому поколению о трудностях военных лет. Это участие является очень важным, по мнению школьников, так считают 96% учащихся. Среди участников анкетирования у 44% есть знакомые ветераны, 35% этих ребят пытаются общаться с ветеранами как можно чаще, 52% общаются со знакомыми ветеранами редко, связанно это с тем, что они живут друг от друга на дальнем расстоянии, и 13% ребят общаются со знакомыми ветеранами от случая к случаю. Нет таких ребят, которые не общаются со знакомыми  ветеранами вообще.  В открытом вопросе анкеты ребята пишут, что с уважением относятся к ветеранам, ценят их заслуги перед отечеством, преклоняются перед их подвигом.  День Победы  - это семейный праздник для большинства респондентов. В этот день они традиционно смотрят по телевизору парад на Красной Площади, военные фильмы, посещают Парк Победы, возлагают цветы к памятникам и др. Только 2% респондентов не выделяют особо тот этот праздник из множества других.

Информация о работе Оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования