Оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В конце XX - начала XXI веков в нашей стране начались коренные преобразования, которые сопровождались изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм является одной из базовых составляющих национального самосознания народа. Он выражается в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту.

Файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание молодёжи.docx

— 110.99 Кб (Скачать файл)

В  школе  есть музей  и уголок боевой славы.  Они также способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей – это база углубленного изучения истории, жизни школы, родного края, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Так,  21% десятиклассников, учащихся в школах, на базе которых есть музеи боевой славы, активно участвуют в его жизни, 38% хотели бы принимать участие в жизнедеятельности музея, у 41% учащихся утверждает, что  такая возможность не вызывает у них интереса. Стоит отметить, что активистами школьных музеев боевой славы являются преимущественно мальчики (88%). В школах, в которых музея нет, желающие участвовать в музейной деятельности составляют 50%.

В общем, результаты анкетирования десятиклассников МБОУ Вешкаймской СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева показывают, что большинство старшеклассников считают себя патриотами, принимают активное участие в мероприятиях по военно  - патриотическому воспитанию, проходящих в рамках школы. Менее активны ребята в деятельности военно – патриотических организациях в посёлке Вешкайма, но, не смотря на это, у десятиклассников вызывает интерес новые социальные проекты военно – патриотической направленности.  По оценке ребят, средний балл всех мероприятий по военной тематике, проходящих в школе  был равен трем, что свидетельствует о необходимости нововведений, переосмыслений программ данных мероприятий.

К сожалению, заданные рамки не позволяют привести в данном материале более глубокий анализ полученных в ходе исследования результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Коренные изменения, которые произошли в нашей стране  в конце XX – начале ХХI вв. предполагают переосмысление понятия «патриотизм» и разработку новых теорий и методологий патриотического воспитания российской молодёжи, создание проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания, которые бы могли эффективно использоваться в системе общего образования.

Как показало исследование, проведенное в рамках курсовой работы,  в рамках школьного образовательного процесса существует множество разнообразных методов и форм патриотического воспитания молодого поколения. Наиболее популярными являются такие, как  привлечение ветеранов к патриотическому воспитанию школьников, использование базы школьного музея, привлечение ребят к исследовательской деятельности, а также различные спортивные мероприятия.  Специалисты в области патриотического воспитания подчеркивают, что в настоящее время появилось больше возможностей для развития данного направления, но, к сожалению, не все из них пока используются.

В данной курсовой работе мы рассмотрели только одну школу, но стоит отметить, что в каждой школе существует своя программа  по патриотическому воспитанию, что не позволяет дать объективную оценку работы всех школ в совокупности, а требует индивидуального исследования для оценки эффективности работы каждой школы в частности. Так же не существует системы сотрудничества между школами, не происходит обмена  опытом, что в свою очередь ведет к застою в политике, проводимой школами в области патриотического воспитания. В связи с этим как в городских так и в поселковых школах эффективность реализуемых программ по патриотическому воспитанию является различной. Что отражается  в отношении учащихся к организации проводимых  в школах мероприятий по патриотическому воспитанию и формированию у них патриотического  отношения к Родине. И если даже в целом у большинства школьников складывается положительное отношение к подобным мероприятиям, то нельзя не заметить о снижении к ним интереса у учащихся. К тому же почти треть ребят не уверены, что являются патриотами или не считают себя таковыми вообще.

 В связи с вышесказанным, можно дать некоторые рекомендации  школам для организации более эффективной работы по патриотическому воспитанию. Во-первых, существует необходимость в создании системы сотрудничества между школами, программы по обмену опытом, а возможно и проведению совместных мероприятий. Межшкольные мероприятия должны быть ориентированы на развитие сотруднических отношений с одной стороны, а с другой стороны на развитие чувства патриотизма к родной школе, желание  показать её превосходство, стремление к победе. Таким образом,  учащиеся привыкают стремиться побеждать всегда и везде, а получая заслуженные награды, ощущают причастность сначала к своему спортивному сообществу, и далее к народу и стране.

Во-вторых, необходимо расширять систему школьного патриотического воспитания путем вовлечения школьников во всевозможные проекты по данному направлению. Информация о таких проектах должна поступать к ребятам от руководства школы, так как позволит увеличить количество участников за счет надежной, проверенной информации и обезопасить ребят от вовлечения их во всякого рода антипатриотические организации.

В-третьих, мероприятия, которые проходят в школах из года в год требуют переработки, корректировки и внедрения новых элементов. Нужно сделать традиционные мероприятия более современными, так как они перестали вызывать у школьников интерес, а у 4% школьников можно наблюдать отрицательное отношение к таким мероприятиям.

В-четвертых, специалисты в области патриотического воспитания отмечают, что необходимо заниматься патриотическим воспитанием начиная с детей дошкольного возраста, лет с 6-ти, но очень тактично, не делая из этого догму, при этом  используя различные формы – конкурсы рисунков, песни, военно-патриотические игры и т.д.).  Чтобы ребята знали основные праздники, историю  нашей страны, знали историю своей семьи, были к ней сопричастны.

В- пятых, привлечение ветеранов ВОВ возможно не только на  военно – патриотические мероприятия, но и в учебно – исследовательскую деятельность школьников. Так как сами ветераны выражают огромное желание поучаствовать в деятельности такого рода.

К сожалению, в рамках данной работы не рассматривалось влияние национального и религиозного аспекта на формирование у школьников патриотического отношения к Родине. В связи с чем, планируется продолжить изучение патриотического воспитания и его развития в рамках школьного образования.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Актуальные аспекты воспитания патриотизма у современной молодёжи // [Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/
  2. Бондарева И. В. Роль учебного заведения в патриотическом воспитании молодежи, М., 2005.
  3. Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание?// [Эл. источник]: http://www.kreml.org/interview/183340498.
  4. Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007.
  5. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6.
  6. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001.
  7. Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение, М., 2006
  8. Дондурей Д. Б. Наше понимание любви к родине выращено Сталиным. Запись интервью Семенова В. // Независимая газета. 2006.
  9. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005.
  10. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение молодежи к истокам русской народной культуры. СПб, - 1999.
  11. Корнеев М.А., Концепция социальных систем Никласа Лумана // [Эл. источник]: http://www.vitos-mf.narod.ru/trudi/essesovsosteor.htm
  12. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения, М., 2007.
  13. Луман Н. Общество как социальная система, М., 2004.
  14. Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа № 7. - 2000 г.
  15. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания [ Текст] / А. Н. Малинкин  // Социологический журнал.  - 1999.  - №7.
  16. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1.
  17. Островская-мл. Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. - СПб., 2005.
  18. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная программа.//Собрание законодательных актов РФ- 2005.
  19. Разумейко Г.П.Воспитание патриотизма на уроках литературы, М., 2006.
  20. Троицкий В. Ю.О патриотическом воспитании, М., 1999.
  21. Фурсенко А.О патриотическом воспитании школьников.// Вестник образования- 2006.

 

 

 

 

 

 

1 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005. С. 52 – 53.

2 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005. С.30 – 31.

3.Корнеев М.А., Концепция социальных систем Никласа Лумана, http://www.vitos-mf.narod.ru/trudi/essesovsosteor.htm

4Луман Н. Общество как социальная система, М., 2004. С. 69 – 70.

 

5 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005., С.55 -59.

6 Луман Н. Общество как социальная система, М., 2004. С. 69 – 70.

7 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005., С.78 -  186.

8 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005., С. 188 – 189.

 9 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005., С. 118 – 121.Там же. С. 110 – 111.

10 Там же. С. 118 – 121.

11 Там же. С. 75 – 76.

12 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6.

13 Островская-мл. Е.А. Религиозная модель общества: Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. - СПб., 2005. , С. 112 – 123.

14 Там же. С.175 – 180.

15 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005., С. 110 – 114.

16 Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения, М., 2007. С.658 – 660.

17 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005., С. 125 – 126.

18 Актуальные аспекты воспитания патриотизма у современной молодёжи // [Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/

19 Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание?// [Эл. источник]: http://www.kreml.org/interview/183340498.

20 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6.

21 Актуальные аспекты воспитания патриотизма у современной молодёжи // [Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/

22 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С . 2 – 5.

23 Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение, М., 2006. С. 13 -  14.

24 Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение, М., 2006. С. 10 - 11.

25 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 12- 14.

26 Там же. С – 15 -18.

27 Фурсенко А.О патриотическом воспитании школьников.// Вестник образования- 2006.  С  4 – 5.

28 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 26 – 28.

29 Там же. С. 29 – 31.

30Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1.

31 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С.21-22.

32 Там же. С 30 – 32.

33 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С.21-26.

34 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С 32 – 35.

 

35 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 32 – 35.

 

36 Актуальные аспекты воспитания патриотизма у современной молодёжи // [Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/

37 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 37 – 38.

 

38 Бондарева И. В. Роль учебного заведения в патриотическом воспитании молодежи, М., 2005. С. 23 – 26.

39 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. - №6.

40 Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания [ Текст] / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999.  - №7.

41 Троицкий В. Ю.О патриотическом воспитании, М., 1999. С. 12 – 16.

42 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 38 – 40.


Информация о работе Оценка эффективности методов и форм патриотического воспитания в системе школьного образования