В школе есть музей
и уголок боевой славы. Они также способствует
формированию у учащихся гражданско-патриотических
качеств, чувства любви к малой родине,
уважения к опыту предыдущих поколений.
Школьный музей – это база углубленного
изучения истории, жизни школы, родного
края, массового вовлечения учащихся в
краеведческую и поисковую деятельность.
Так, 21% десятиклассников, учащихся
в школах, на базе которых есть музеи боевой
славы, активно участвуют в его жизни,
38% хотели бы принимать участие в жизнедеятельности
музея, у 41% учащихся утверждает, что
такая возможность не вызывает у них интереса.
Стоит отметить, что активистами школьных
музеев боевой славы являются преимущественно
мальчики (88%). В школах, в которых музея
нет, желающие участвовать в музейной
деятельности составляют 50%.
В общем, результаты анкетирования
десятиклассников МБОУ Вешкаймской
СОШ №2 имени Б.П. Зиновьева показывают, что большинство
старшеклассников считают себя патриотами,
принимают активное участие в мероприятиях
по военно - патриотическому воспитанию,
проходящих в рамках школы. Менее активны
ребята в деятельности военно – патриотических
организациях в посёлке Вешкайма, но, не
смотря на это, у десятиклассников вызывает
интерес новые социальные проекты военно
– патриотической направленности.
По оценке ребят, средний балл всех мероприятий
по военной тематике, проходящих в школе
был равен трем, что свидетельствует о
необходимости нововведений, переосмыслений
программ данных мероприятий.
К сожалению, заданные рамки
не позволяют привести в данном материале
более глубокий анализ полученных в ходе
исследования результатов.
Заключение
Коренные изменения, которые
произошли в нашей стране в конце XX
– начале ХХI вв. предполагают переосмысление
понятия «патриотизм» и разработку новых
теорий и методологий патриотического
воспитания российской молодёжи, создание
проектов, моделей, программ и технологий
патриотического воспитания, которые
бы могли эффективно использоваться в
системе общего образования.
Как показало исследование,
проведенное в рамках курсовой работы,
в рамках школьного образовательного
процесса существует множество разнообразных
методов и форм патриотического воспитания
молодого поколения. Наиболее популярными
являются такие, как привлечение ветеранов
к патриотическому воспитанию школьников,
использование базы школьного музея, привлечение
ребят к исследовательской деятельности,
а также различные спортивные мероприятия.
Специалисты в области патриотического
воспитания подчеркивают, что в настоящее
время появилось больше возможностей
для развития данного направления, но,
к сожалению, не все из них пока используются.
В данной курсовой работе мы
рассмотрели только одну школу, но стоит
отметить, что в каждой школе существует
своя программа по патриотическому
воспитанию, что не позволяет дать объективную
оценку работы всех школ в совокупности,
а требует индивидуального исследования
для оценки эффективности работы каждой
школы в частности. Так же не существует
системы сотрудничества между школами,
не происходит обмена опытом, что в
свою очередь ведет к застою в политике,
проводимой школами в области патриотического
воспитания. В связи с этим как в городских
так и в поселковых школах эффективность
реализуемых программ по патриотическому
воспитанию является различной. Что отражается
в отношении учащихся к организации проводимых
в школах мероприятий по патриотическому
воспитанию и формированию у них патриотического
отношения к Родине. И если даже в целом
у большинства школьников складывается
положительное отношение к подобным мероприятиям,
то нельзя не заметить о снижении к ним
интереса у учащихся. К тому же почти треть
ребят не уверены, что являются патриотами
или не считают себя таковыми вообще.
В связи с вышесказанным,
можно дать некоторые рекомендации
школам для организации более эффективной
работы по патриотическому воспитанию.
Во-первых, существует необходимость в
создании системы сотрудничества между
школами, программы по обмену опытом, а
возможно и проведению совместных мероприятий.
Межшкольные мероприятия должны быть
ориентированы на развитие сотруднических
отношений с одной стороны, а с другой
стороны на развитие чувства патриотизма
к родной школе, желание показать её
превосходство, стремление к победе. Таким
образом, учащиеся привыкают стремиться
побеждать всегда и везде, а получая заслуженные
награды, ощущают причастность сначала
к своему спортивному сообществу, и далее
к народу и стране.
Во-вторых, необходимо расширять
систему школьного патриотического воспитания
путем вовлечения школьников во всевозможные
проекты по данному направлению. Информация
о таких проектах должна поступать к ребятам
от руководства школы, так как позволит
увеличить количество участников за счет
надежной, проверенной информации и обезопасить
ребят от вовлечения их во всякого рода
антипатриотические организации.
В-третьих, мероприятия, которые
проходят в школах из года в год требуют
переработки, корректировки и внедрения
новых элементов. Нужно сделать традиционные
мероприятия более современными, так как
они перестали вызывать у школьников интерес,
а у 4% школьников можно наблюдать отрицательное
отношение к таким мероприятиям.
В-четвертых, специалисты в
области патриотического воспитания отмечают,
что необходимо заниматься патриотическим
воспитанием начиная с детей дошкольного
возраста, лет с 6-ти, но очень тактично,
не делая из этого догму, при этом используя
различные формы – конкурсы рисунков,
песни, военно-патриотические игры и т.д.).
Чтобы ребята знали основные праздники,
историю нашей страны, знали историю
своей семьи, были к ней сопричастны.
В- пятых, привлечение ветеранов
ВОВ возможно не только на военно –
патриотические мероприятия, но и в учебно
– исследовательскую деятельность школьников.
Так как сами ветераны выражают огромное
желание поучаствовать в деятельности
такого рода.
К сожалению, в рамках данной
работы не рассматривалось влияние национального
и религиозного аспекта на формирование
у школьников патриотического отношения
к Родине. В связи с чем, планируется продолжить
изучение патриотического воспитания
и его развития в рамках школьного образования.
Список литературы:
- Актуальные аспекты воспитания
патриотизма у современной молодёжи // [Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/
- Бондарева И. В. Роль учебного заведения в патриотическом
воспитании молодежи, М., 2005.
- Бударагин М. Патриотическое
воспитание в школах: препятствия и риски.
Насколько сейчас необходимо вводить
патриотическое воспитание?// [Эл. источник]: http://www.kreml.org/interview/183340498.
- Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов В.И. .Концептуальные основа патриотического воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД 2007.
- Гасанов, З.Т. Цель, задачи и
принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика.
– 2005. - №6.
- Государственная программа.
- Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001.
- Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение, М., 2006
- Дондурей Д. Б. Наше понимание
любви к родине выращено Сталиным. Запись
интервью Семенова В. // Независимая газета.
2006.
- Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования, М., 2005.
- Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение молодежи к истокам русской народной культуры. СПб, - 1999.
- Корнеев М.А., Концепция социальных
систем Никласа Лумана // [Эл. источник]: http://www.vitos-mf.narod.ru/trudi/essesovsosteor.htm
- Кравченко С.А. Социология: парадигмы
через призму социологического воображения,
М., 2007.
- Луман Н. Общество как социальная система, М., 2004.
- Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа № 7. - 2000 г.
- Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания [ Текст] / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999. - №7.
- Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1.
- Островская-мл. Е.А. Религиозная
модель общества: Социологические аспекты
институционализации традиционных религиозных
идеологий. - СПб., 2005.
- Патриотическое воспитание
граждан РФ на 2006-2010 годы: государственная
программа.//Собрание законодательных
актов РФ- 2005.
- Разумейко Г.П.Воспитание патриотизма на уроках литературы, М., 2006.
- Троицкий В. Ю.О патриотическом воспитании, М., 1999.
- Фурсенко А.О патриотическом воспитании школьников.// Вестник образования- 2006.
1 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А.
Социология образования, М., 2005. С. 52 – 53.
2 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология
образования, М., 2005. С.30 – 31.
3.Корнеев М.А., Концепция социальных
систем Никласа Лумана, http://www.vitos-mf.narod.ru/trudi/essesovsosteor.htm
4Луман Н. Общество как социальная
система, М., 2004. С. 69 – 70.
5 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология
образования, М., 2005., С.55 -59.
6 Луман Н. Общество как социальная система,
М., 2004. С. 69 – 70.
7 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология
образования, М., 2005., С.78 - 186.
8 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А.
Социология образования, М., 2005., С. 188 –
189.
9 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А.
Социология образования, М., 2005., С. 118 –
121.Там же. С. 110 – 111.
10 Там же. С. 118 – 121.
11 Там же. С. 75 – 76.
12 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и
принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика.
– 2005. - №6.
13 Островская-мл. Е.А. Религиозная модель
общества: Социологические аспекты институционализации
традиционных религиозных идеологий.
- СПб., 2005. , С. 112 – 123.
14 Там же. С.175 – 180.
15 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология
образования, М., 2005., С. 110 – 114.
16 Кравченко С.А. Социология: парадигмы
через призму социологического воображения,
М., 2007. С.658 – 660.
17 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология
образования, М., 2005., С. 125 – 126.
18 Актуальные аспекты воспитания
патриотизма у современной молодёжи //
[Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/
19 Бударагин М. Патриотическое
воспитание в школах: препятствия и риски.
Насколько сейчас необходимо вводить
патриотическое воспитание?// [Эл. источник]:
http://www.kreml.org/interview/183340498.
20 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и
принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика.
– 2005. - №6.
21 Актуальные аспекты воспитания
патриотизма у современной молодёжи //
[Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/
22 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов
В.И. .Концептуальные основа патриотического
воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД
2007. С . 2 – 5.
23 Демидова Е. И., Криворученко
В. К. Патриотизм в своей идее неизменен
// Знание. Понимание. Умение, М., 2006. С. 13
- 14.
24 Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм
в своей идее неизменен // Знание. Понимание.
Умение, М., 2006. С. 10 - 11.
25 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б,
Лутовинов В.И. .Концептуальные основа
патриотического воспитания учащейся
молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 12- 14.
26 Там же. С – 15 -18.
27 Фурсенко А.О патриотическом воспитании
школьников.// Вестник образования- 2006.
С 4 – 5.
28 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б,
Лутовинов В.И. .Концептуальные основа
патриотического воспитания учащейся
молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 26 – 28.
29 Там же. С. 29 – 31.
30Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и
Отечества в истории русской педагогики
[Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика.
– 2007. - №1.
31 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов
В.И. .Концептуальные основа патриотического
воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД
2007. С.21-22.
32 Там же. С 30 – 32.
33 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов
В.И. .Концептуальные основа патриотического
воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД
2007. С.21-26.
34 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б,
Лутовинов В.И. .Концептуальные основа
патриотического воспитания учащейся
молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С 32 – 35.
35 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б,
Лутовинов В.И. .Концептуальные основа
патриотического воспитания учащейся
молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 32 – 35.
36 Актуальные аспекты воспитания
патриотизма у современной молодёжи //
[Эл. источник]: http://www.pepelatz.info/aktualnye-aspekty-vospitaniya-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi/
37 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б,
Лутовинов В.И. .Концептуальные основа
патриотического воспитания учащейся
молодежи, ВОЛГОГРАД 2007. С. 37 – 38.
38 Бондарева И. В. Роль учебного заведения
в патриотическом воспитании молодежи,
М., 2005. С. 23 – 26.
39 Гасанов, З.Т. Цель, задачи и
принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика.
– 2005. - №6.
40 Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе
по социологии знания [ Текст] / А. Н. Малинкин
// Социологический журнал. - 1999. - №7.
41 Троицкий В. Ю.О патриотическом
воспитании, М., 1999. С. 12 – 16.
42 Вырщиков А.Н.,.Кусмарцев М.Б, Лутовинов
В.И. .Концептуальные основа патриотического
воспитания учащейся молодежи, ВОЛГОГРАД
2007. С. 38 – 40.