Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа
Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество.
Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, п
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава 1
Теоретико-методологическое обоснование одиночества как социальной проблемы…………………………........................………………………………..….4
1.1.Типы одиночества………………………………………………………………6
1.2. Подходы к изучению одиночества…………………………………………...8
1.3. Психологические аспекты одиночества.................................................……11
1.4. Мотив аффилиации и модель подкрепления аффекта…………………......12
Глава 2
Одиночество как социальная проблемма в различных социальных группах…...15
2.1. Проблема одиночества в старости…………………………………………..16
2.2. Юношеский максимализм или период формирования сознания………...21
2.3. Профилактика и терапия одиночества……………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы.…………………………………………………32
Оглавление:
Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество.
Проблема
определения одиночества
Актуальность моей работы заключается в том, что в современном обществе одиночество стало распространенным явлением и каждый человек хоть раз в жизни ощущал себя не нужным, покинутым, а, следовательно, одиноким. В этой курсовой работе я рассмотрю одиночество, как проблему общества, т.е. как люди различных социальных групп воспринимают, переживают это состояние и что заставляет их переживать это чувство.
Главная
задача моей работы состоит в том,
чтобы раскрыть понятие одиночества,
т.е. дать ему определение, рассмотреть
эту проблему с точек зрения различных
социальных групп, провести грань между
одиночеством и уединенностью.
Теоретико-методологическое
основание изучения
одиночества как
социальной проблемы.
Одиночество воспринимается
как остро субъективное, сугубо индивидуальное
и часто уникальное переживание. Одна
из самых отличительных черт одиночества
– это специфическое чувство полной погруженности
в самого себя. Чувство одиночества не
похоже на другие переживания, оно целостно,
абсолютно все охватывающее. В чувстве
одиночества есть познавательный момент,
оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни.
Одиночество – особая форма самовосприятия,
острая форма самосознания. Не обязательно
абсолютно полно и точно понимать все
свои состояния, однако одиночество требует
к себе самого серьезного внимания. При
изучении социального измерения одиночества
понятие «социальное» в первую очередь
применимо к особым группам в обществе,
а не к самому обществу в целом. Данный
вид одиночества широко известен. Особенно
острые его формы обозначены такими понятиями
социальной изоляции, как изгнание, остракизм,
неприятие и с недавнего времени отставка.
Подразумеваются также более тонкие формы
социальной изоляции, включая случаи,
когда социальная исключенность лишает
людей членства в группах, которые они
считают очень важным и желательным для
себя. В другом случае этот тип одиночества
может возникнуть, когда человек чувствует
свое неприятие группой. В социальном
измерении одиночества человек очень
остро чувствует, что его оттолкнули, покинули,
исключили, отослали, не допустили или
же не оценили. Сам себе он видится изгнанником,
посторонним, одиночкой, лишним человеком.
Этот вид одиночества чаще всего появляется,
когда роли индивидов не учтены; например,
когда человек уволен, забаллотирован,
исключен из команды, не принят в колледж,
клуб или на работу в понравившуюся ему
фирму; или когда человека избегают, потому
что его поведение, класс, к которому он
принадлежит, или цвет кожи признаны социально
нежелательными.
Метод типологии играет важную роль в организации как терапии, так и профилактики одиночества. По мнению ряда ученых, это один из первых шагов в терапии одиночества. Данная тема активно представлена в творчестве Дж. Раадшелдерса1. Согласно результатам проведенного им исследования, первый тип одиноких людей составляют “безнадежно одинокие”, полностью не удовлетворенные своими отношениями (14% выборки). Эти люди не имеют партнера по интимным связям или супруга. Они редко устанавливают связи с кем-либо (например, с соседями по дому). Им присущи сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других групп они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. Большинство участников этой группы – разведенные мужчины и женщины.
Второй тип – “периодически и временно одинокие” (15% выборки). Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах, по сравнению с другими одинокими. Они наиболее социально активны. Свое одиночество они считают преходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди данной группы – большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.
Для третьего типа – “пассивно и устойчиво” одиноких людей (12% выборки) – характерно явное доминирование овдовевших людей. Несмотря на то что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других социальных связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как представители первого и второго типов. Это смирившиеся со своим положением люди, принимающие свои лишения как неизбежность.
Таким образом, целесообразно различать несколько типов одиночества. Опыт одиночества не одинаков у различных социальных групп, и наиболее оно выражено у овдовевших и разведенных людей. Менее всего склонны к одиночеству, согласно результатам исследования Дж. Раадшелдерса, люди, состоящие в браке. Согласно же С. Джонсону, одиночество – это форма самосознания, которая говорит о разрыве основной сети отношений и связей, составляющих жизненный мир личности. По этому основанию выделяются следующие типы одиночества: космическое, связанное с ощущением уникальности своей судьбы, – наиболее сложное переживание; культурное, связанное с традициями, культурой, например переживаниями мигрантов; социальное, связанное с окружением и проявляющееся в изоляции, изгнании, остракизме; межличностное – наиболее проявляемое, связанное с воспитанием человека, с которым устанавливаются отношения “я – ты”, которые могут перерасти в “мы” (например бывший осужденный).
Люди часто переживают одиночество в нескольких измерениях одновременно. В этих случаях переживания достигают масштабов серьезного расстройства личности. Модель четырехчленного измерения одиночества дает возможность считать его потенциальным источником стресса и индивидуальных трагедий во всей их сложности. Во многих случаях аномия – следствие многомерного одиночества.
Социологические
и социально-психологические
Наиболее разработанными являются интеракционистский и когнитивный подходы. Р. Вейс исследует понятие одиночества и его разновидности и в то же время рассматривает причины возникновения этого феномена. Теоретики когнитивного направления (Л.Пепло и его сторонники) определяют слагаемые одиночества и формулируют взаимосвязи между ними. Однако ни одна из существующих концепций не стимулировала значитильного количества исследований. Демографически и социологические перемены включались во многие исследования одиночества, но это осуществлялось уже на готовой теоретической основе. И все же некоторые теории одиночества дали толчок интересным работам.
Выделенные Р.Вейсом два типа одиночества и его прогнозы относительно распространенности этого состояния использовались в исследованиях К.Рубинстайна и П.Шейвера, а также К.Кутроны. С позиций теории Роджерса было написано несколько диссертаций, содержащих доказательства того, что несоответствие между реальным и идеальным «Я» индивида связанно с одиночеством. Определенный опыт был накоплен и психодинамической теорией. Так, например, Д.Мур проверял предполагаемую связь между враждебностью и одиночеством. Но, несмотря на длительную историю развития этого направления в изучении одиночества, оно также не дало систематических исследований. Хотя опыт, верифицирующий интеракционистские, психодинамические и феноменологические взгляды, невелик, его результаты в целом соответствуют высказанным рамках этих концепций теоретическим предположениям.
На общем фоне существующих направлений в плане стимулирования дальнейших разработок проблемы одиночества выделяется когнитивный подход. Он послужил основанием для ряда исследований программного характера, продемонстрировавших значение влияния на одиночество атрибуции, самоконтроля и т.д. Тем не менее теоретические концепции одиночества не оказали существенного влияния на эмпирические исследования данного явления. Рассматривая одиночество как неизбежное или позитивное явление, экзистенциалисты и представители системных теорий не занимались вопросом как облегчить людям переживание этого состояния. «Социологи» не были заинтересованы тем, чтобы заниматься отдельными пациентами, несмотря на то, что их мнения способствовали выработке социальной политики. Теоретические посылки и эмпирические исследования Л.Пепло и ее сторонников хотя и подразумевали практическое использование результатов, но это не являлось их первостепенной задачей. Некоторые положения об одиночестве были сформулированы и клиницистами. Естественно, что последние в целом тяготели кК терапевтическим методам. Однако К.Роджерс не пояснил как ориентированная на пациента (индивидуализированная) терапия должна прилагаться к специфической проблеме одиночества. Р.Вейс проводил семинары для разведенных, но проблема одиночества не была в центре его внимания.
Наиболее
существенна заслуга
При изучении социального измерения одиночества понятие «социальное» в первую очередь применимо к особым группам в обществе, а не к самому обществу в целом. Данный вид одиночества широко известен. Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как изгнание, остракизм (гонение), неприятие и с недавнего времени отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которые они считают очень важным и желательным для себя. В другом случае этот тип одиночества может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность; в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены; например, когда человек уволен, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или на работу в понравившуюся ему фирму; или когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социально нежелательными.
Также можно выделить четыре фактора одиночества: 1) Беззащитность и ранимость; 2) Отчуждение от мира и людей; 3) Паника и отчуждение от себя; 4) Тоска по конкретному человеку.
Таким образом, чувство одиночества может быть связанно или с чувствами отчуждения от себя или от людей, или же с тоской по конкретному человеку. Данная классификация эмоций, связанных с чувством одиночества, позволяет конкретизировать направленность работы, направленной на преодоление чувства одиночества.
Завязывание и поддержание отношений
с другими людьми могут преследовать весьма
различные цели, такие, как «произвести
впечатление», «властвовать над другими»,
«получить или оказывать помощь». Под
аффилиацией (контактом, общением) мы подразумеваем
определенный класс социальных взаимодействий,
имеющих повседневный и в то же время фундаментальный
характер. Содержание их заключается в
общении с другими людьми (в том числе
с людьми незнакомыми или малознакомыми)
и такое его поддержание, которое приносит
удовлетворение, увлекает и обогащает
обе стороны.
Степень, в которой это достигается, зависит
не только от стремящегося к аффилиации,
но также и от его партнера. Человек, стремящийся
к аффилиации, должен добиться многого.
Прежде всего, он должен дать понять о
своем желании вступить в контакт, сообщив
этому контакту привлекательность в глазах
предполагаемого партнера. Он должен сделать
очевидным для партнера, что рассматривает
его как равного себе и предлагает ему
отношения полностью взаимные, т. е. он
не только «стремится к аффилиации», но
и одновременно выступает партнером по
аффилиации для соответствующей потребности
человека, с которым он вступает в контакт.
Несимметричность в распределении ролей
или далеко идущие желания превратить
партнера в средство удовлетворения своих
потребностей наносят ущерб аффилиации
как таковой или даже совсем разрушают
ее. Наконец, человек, стремящийся к аффилиации,
должен добиться определенного созвучия
своих переживаний переживаниям партнера,
что побуждало бы обе стороны к взаимодействию
и ощущалось бы ими как нечто приятное,
приносящее удовлетворение и поддерживающее
чувство собственной ценности. Цель аффилиации
можно было бы определить как поиск если
и не любви со стороны партнера по аффилиации,
то, по крайней мере, желанности себя, дружеской
поддержки и симпатии. Однако подобное
определение подчеркивает в отношениях
аффилиации лишь одну ее сторону, а именно
получение, и пренебрегает другой, отдачей.
Вот почему гораздо точнее определить
цель мотива аффилиации как взаимную и
доверительную связь, где каждый из партнеров
если и не любит другого, то относится
к нему приязненно, принимает его, дружески
поддерживает и симпатизирует ему. Для
достижения и сохранения такого рода отношений
существует много как вербальных, так
и невербальных способов поведения; их
можно наблюдать, в частности, при вступлении
в контакт с незнакомыми людьми (количество
и позитивность содержания речевых высказываний,
дружелюбное выражение лица, длительность
контакта глаз, жестикуляция и т. д.).