Охрана материнства и детства в городе Ивантеевка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы : раскрыть социальные и правовые основы охраны материнства и детства.
Объект исследования : область материнство и детство.
Предмет исследования :медико – социальные и правовые положения охраны материнства и детства.
Задачи исследования :
1) Основные положения государственной политики в области охраны материнства и детсва;
2) Этапы оказания профилактической и лечебной помощи в системе охраны материнства и детства;
3) Охрана материнства и детства в городе Ивантеевка.

Содержание работы

Введение 5

I. Основные положения государственной политики в области охраны материнства и детсва. 6
1.1 Охрана материнства и детства — приоритетное направление здравоохранения. Медико-социальные и правовые основы охраны материнства и младенчества. 6
1.2 Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства . 9
1.3 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 28.04.2009) 12
II.Этапы оказания профилактической и лечебной помощи в системе охраны материнства и детства. 24
2.1 Структура и показатели деятельности женской консультации и родильного дома. 24
2.2 Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра 29
2.3 Особенности работы по оказанию стационарной помощи детям. Виды стационарной лечебной и восстановительно-профилактической помощи. 32
III. Охрана материнства и детства в городе Ивантеевка 34

Заключение. 36
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Охрана материнства и детства.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и назначения должны записываться врачом в “Индивидуальную карту беременной и родильницы” при каждом посещении и подписываться им. Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт: родивших; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных. В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины, особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает каждой беременной при сроке беременности 32 недели “Обменную карту родильного дома”. Данные последующих осмотров и исследований заносятся в карту при каждом ее посещении женской консультации.

Социально-правовая помощь женщинам оказывается юрисконсультом женской консультации. В соответствии с приказом МЗ РФ 1 должность юрисконсульта выделяется на женскую консультацию с числом врачебных должностей 5 и более. К числу важных разделов работы юрисконсульта относятся: работа с родителями, уклоняющимися от выполнения своих обязанностей, оказание правовой помощи в розыске родителей при взыскании алиментов, улаживание семейных конфликтов, установление отцовства, оказание содействия женщине при назначении пособий (одиноким, многодетным, малообеспеченным и др.), при переводах беременных женщин и кормящих грудью на более легкую работу, при установлении отпуска и др.

Деятельность женской консультации оценивается по следующим показателям:

— своевременность обращения беременных (до 12 недель) — отношение числа женщин, поступивших под наблюдение в сроки до 12 недель, к общему числу беременных, умноженное на 100; аналогично оценивается доля беременных, поступивших с поздними сроками (после 28 недель) беременности;

— частота ошибок в определении родов (отношение числа женщин, родивших позже или ранее установленного срока на 15 дней и более, к общему числу родивших женщин);

— среднее число посещений беременными консультаций до родов — отношение числа посещений беременными к числу беременных женщин;

— полнота обследования беременных: отношение числа беременных, обследованных терапевтом (стоматологом, на резус-фактор и др.), к числу женщин, закончивших беременность;

— осложнения беременности (отношение числа беременных с токсикозами к общему числу беременных);

— исходы беременности (процент беременных, у которых беременность закончилась родами);

— охват беременных психопрофилактикой;

— частота основных видов экстремальной патологии и осложнений;

— частота мертворождений;

— уровень перинатальной смертности на 1000 беременных;

— показатели гинекологической заболеваемости женщин.

 

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме.

Родившая женщина в течение 2 ч после отхождения последа находится в родильном зале под наблюдением медицинского персонала. Затем родильницу на каталке перевозят в одну из палат послеродового отделения, а ребенка — в палату для новорожденных. Мать и ребенок расположены отдельно (кровать матери и ребенка имеет один и тот же номер). Однако в настоящее время в некоторых родильных домах женщину с нормальным течением родов помещают вместе с новорожденным. Матери проходят специальную предварительную подготовку и под контролем медицинского персонала сами обслуживают своего ребенка (пеленание, взвешивание, подмывание и т. д.).

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое — для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10—12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6—8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.

Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. При переходе из физиологического отделения в обсервационное врач меняет полностью санодежду и обувь. При выходе из обсервационного отделения санодежду и обувь снимают, хранят ее до окончания смены в специально отведенном месте. Санодежду по окончании смены сдают в стирку, обувь протирают 1% раствором хлорамина. Маску меняют после каждого пользования.

Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое или обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.

Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиени­ческих мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).

Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Санодежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 ч.

Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности — 280 дней, а гинекологическая — в среднем 330—340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении — 9,7, гинекологическом — 6,5.

Основные показатели эффективности деятельности родильного дома:

— удельный вес родов, принятых вне родильного дома (отношение числа родивших вне роддома к числу принятых родов);

— медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием от общего числа принятых родов в %);

— удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в послеродовом периоде на 1000 родивших;

— частота мертворождений (отношение числа родившихся мертвыми к числу всех родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

— частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему числу родившихся, умноженное на 100);

— заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

— смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

— перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 ч к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

— материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми, умноженное на 100000.

2.2 Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям. Функциональные обязанности и показатели работы педиатра

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.

К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилак­тическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает: организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация, профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН. Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает медицинскую помощь детям до 14 лет включительно. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах.

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения: фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750—800 детей до 14 лет включительно, в том числе 40—60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 — при профилактических осмотрах и 2 — при обслуживании на дому.

Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей. Функциональные обязанности педиатра складываются из следующих разделов:

— профилактическая патронажная работа (дородовой патронаж, осмотр новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т. п.), профилактические осмотры детей, углубленное обследование детей перед школой и т. д.;

Информация о работе Охрана материнства и детства в городе Ивантеевка