Оказание социальным работником первичной психотерапевтической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Основные причины обращения социальных работников за помощью к психологу следующие: взаимоотношения в семье, психологические трудности в воспитании детей, потребность в познании собственных психологических особенностей.
Специфические особенности психологического консультирования престарелых определяются их возра¬тными и индивидуальными личностными характеристиками, особенностями социального опыта клиентов, их образовательным и культурным уровнями.

Содержание работы

1. Первичная психотерапевтическая помощь
1.1 Актуальность оказания психотерапевтической помощи.
1.2 Методика оказания психотерапевтической помощи.
2. Место первичной психотерапевтической помощи в деятельности социального работника.
2.1 Виды помощи, оказываемые социальным работником.
2.2 Оказание первичной психотерапевтической помощи конкретному клиенту.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Самарской  области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

Тольяттинский социально – педагогический колледж

 

 

 

 

Тема: Оказание социальным работником первичной  психотерапевтической помощи.

 

 

 

Учащейся  – практикантки Широковой Виктории Юрьевны

Группы – СР - 4А

По профессии 38.17 Социальный работник

 

Тольятти – 2012 г.

 

План:

  1. Первичная психотерапевтическая помощь
    1. Актуальность оказания психотерапевтической помощи.
    2. Методика оказания психотерапевтической помощи.
  2. Место первичной психотерапевтической помощи  в деятельности социального работника.
    1. Виды помощи, оказываемые социальным работником.
    2. Оказание первичной психотерапевтической помощи конкретному клиенту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Профессия социального работника  связана с большим нервно- психическим  напряжением и поэтому может  негативно влиять на личную и семейную жизнь человека. Чтобы снизить  это негативное влияние, сотрудникам оказывается психологическая консультативная помощь. Основные причины обращения социальных работников за помощью к психологу следующие: взаимоотношения в семье, психологические трудности в воспитании детей, потребность в познании собственных психологических особенностей.

Специфические особенности психологического консультирования престарелых определяются их возрастными и индивидуальными личностными характеристиками, особенностями социального опыта клиентов, их образовательным и культурным уровнями.

Трудности в работе психолога  с подопечными территориального центра можно обобщить следующим образом.

  1. Психолог активно навещает пожилого человека по заявке социального работника или соседей (в традиционном психологическом консультировании клиент сам обращается за помощью к психологу), поэтому подопечный, как правило, психолога не ждет и к непосредственной работе с ним психологически не готов. Психологу очень важно суметь расположить к себе человека, чтобы тот поверил ему и был, по возможности, максимально откровенным. Лишь после этого психолог приступает к активной работе с пожилым человеком.
  2. Пожилые люди имеют устоявшиеся стереотипы поведения и собственные представления о морали, которые психологу следует принять за константу. Психолог должен пытаться помочь человеку наладить межличностные отношения, ориентируясь на его индивидуальные личностные возможности.

Многие престарелые не знакомы с работой психолога, часто боятся встречи с ним, так  как в их сознании этот специалист ассоциируется с психиатром, а  психически больные люди центрами Министерства труда и социального развития на дому не обслуживаются. Престарелые опасаются, что их могут снять с обслуживания и поместить в психиатрическую клинику. Поэтому, идя к пожилому человеку, психолог должен иметь хотя бы минимальные сведения о нем, должен быть готов к общению и непременно объяснить свои функции психолога.

Типичные проблемы одиноких пожилых людей, которые стали  предметом работы психолога:

  1. трудности во взаимоотношениях с социальным работником и соседями;
  2. суицидальные мысли и поведение;
  3. психологические проблемы из-за отрицания обществом идеалов их юности и всей жизни;
  4. чувство вины перед умершими близкими;
  5. психологические проблемы, связанные с болезнями данного пожилого человека;
  6. страх смерти, а также того, что некому будет его похоронить и выполнить традиционный обряд.

Работа психолога в  этих случаях начинается при личных встречах и по возможности продолжается также и по телефону доверия для престарелых (по этому телефону подопечные службы социальной помощи могут беседовать с психологом по собственной инициативе). Наиболее нуждающимся в психологической поддержке клиентам психолог звонит сам.

  1. Концепция организации психологической помощи одиноким людям пожилого возраста

 

Перспективы работы психологов в центрах по обслуживанию граждан  пожилого возраста видятся в дальнейшем расширении перечня психологических  услуг для социальных работников и подопечных службы: создание в каждом центре комнаты психологической разгрузки, разработка программ психологической адаптации новых социальных работников к сложным условиям работы, организация постоянно действующих курсов повышения квалификации сотрудников службы социальной помощи с использованием традиционных форм обучения и методов активного обучения, в том числе — различных видов социально-психологическо- го тренинга, оказания психологической помощи пожилым людям, оформляющимся в дом-интернат для престарелых. <...> Хочется надеяться, что в ближайшее время должность психолога займет достойное место в системе социального обеспечения и социальной помощи одиноким престарелым людям.

 

2. Эйджизм в общении с пожилыми людьми

 

Считается, что эйджизм  присущ многим институтам западного общества. Дискриминация по возрасту, или «эйджизм», означает «отрицательное или унижающее отношение к человеку из-за его возраста», пренебрежение и негативное отношение к любой возрастной группе, хотя чаще всего речь идет именно об отношении к пожилым и старым людям. Р. Батлер, автор этого термина, дал первое и наиболее хорошо известное определение эйджизма. Он описал эйджизм как «отражающий глубоко затаенную тревогу некоторых молодых и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти. В «Энциклопедии старения» он определил эйджизм как «процесс систематической стереотипизации и дискриминации людей по причине их старости так же, как расизм и сексизм по причине их цвета. В Международном энциклопедическом словаре английского языка (1999 г.) эйджизм также толкуется как дискриминация или предубеждение, направленные против пожилых людей.

Таким образом, эйджизм определяют как отрицательное или унижающее  отношение к людям определенной возрастной группы, связанное с возрастом данной категории. Некоторые авторы считают, что «ориентация общества главным образом на молодых» есть проявление эйджизма. Таким образом, эйджизм в рассмотренных определениях является атгитюдом, или отношением к человеку или группе людей. В этом контексте представляется более точным другое короткое определение эйджизма — «оскорбительная демонстрация своей силы через призму возраста». Оно включает и институциональный эйджизм (юридически закрепленную дискриминацию людей определенной возрастной группы), и внутренний эйджизм (обидные, унижающие межперсональные действия, которые включают и высказывания, например «старый что малый», «старая кошелка» и т.п., и поведение, например игнорирование, физическое или психическое насилие и пр.).

Дж. Джонсон и Б. Битвей, рассмотрев различные подходы к  концептуализации эйджизма, определили две основные тенденции. Первая, представленная Батлером, показывает эйджизм как нечто, что соотносится исключительно со старыми людьми, т.е. существуют «пожилые люди», которые составляют группу меньшинства и которые общественным сознанием наделены негативными характеристиками, например считаются «бременем для государства». Так, О. Стивенсон, рассматривая случаи жестокого отношения к старым людям, прямо связывает эту проблему с распространением эйджизма: «Старые люди становятся уважаемы все меньше, чем остальные, поэтому с ними обходятся, как с людьми, не заслуживающими равных прав».

Вторая тенденция характерна тем, что эйджизм распространяется не только на старых людей, но на всех, кого дискриминируют по возрастному признаку. На каждом этапе жизни человек сталкивается с ограничениями, связанными с его возрастом, т.е. эйджизм затрагивает всю нашу жизнь, а не только поздний возраст. При этом дать определение понятия, которое отражало бы дискриминацию каждой возрастной группы, а не только группы пожилых, проблематично. Хотя бы потому, что наше личное отношение к разным возрастным категориям постоянно изменяется по мере нашего взросления/старения. Кроме того, авторы многочисленных теорий и исследований психического старения внушили обществу, что «человеческий организм ухудшается с возрастом». Из этого тезиса следует однозначный вывод, что с возрастом приходит и «более низкое положение». Поэтому, вопреки всемерным усилиям социальных геронтологов и социальных психологов, пытающихся создать более позитивный имидж «успешного» старения, модель «ухудшения положения пожилых с возрастом» все еще широко распространена.

Феномен эйджизма присущ менталитету  всего населения, включая самих пожилых людей. Например, на любые жалобы пожилой человек слышит: «А что вы хотите в вашем возрасте?» Все это — «долговременный тренинг эйджизма» в отношении к другим.

 

Роль психологической компетентности социального

Надомное социально-бытовое  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из наиболее перспективных форм социального  обслуживания пожилых людей. Оно  позволяет решить бытовые и частично психологические проблемы пожилых (в частности, проблему одиночества) без помещения их в стационарные условия, например, в пансионат для ветеранов, геронтологический центр или другое учреждение. Для большинства пожилых проживание в домашних условиях до тех пор, пока это будет целесообразно с точки зрения возможности организации полноценного и эффективного ухода за ними, является реальным проявлением гуманизма общества. Возможность пребывать в привычных условиях положительно влияет на состояние пожилых людей и, как свидетельствуют результаты исследований, продляет их жизнь.

Однако даже в этих наиболее благоприятных для пожилых людей условиях жизнедеятельности специалистами отмечается значительное количество случаев ухудшения их психологического статуса. Так, например, в результате опроса социальных работников, работающих в системе надомного социального обслуживания, было выявлено, что в значительном количестве случаев имеет место заискивание клиента перед специалистами. Такое отношение к себе сами специалисты объясняют страхом пожилых людей лишиться услуг социального работника в условиях нарастающей собственной немощности. Последнее является одним из показателей часто осуществляющегося формирования особого состояния — состояния зависимости. Пожилой человек впадает в состояние зависимости от деятельности социальных служб, характера отношений зависимости между социальным работником и им как клиентом и, наконец, от социальной политики государства. Отмечается специалистами и наличие у некоторых клиентов необоснованной агрессии по отношению к социальному работнику, стремление его унизить, что можно расценить не только как отсутствие навыков общения у клиента и определенного культурного уровня, но и как стремление «уравновесить» отношения, избавиться от чувства зависимости, сделав социального работника зависимым от своего настроения, капризности и т. п.

Таким образом, следует сделать  вывод, что социальный работник далеко не всегда может в своих исходных посылках в начале

взаимодействия с клиентом рассчитывать на то, что тот озабочен только лишь своими проблемами и готов  включиться в диалог для их скорейшего разрешения; что настрой клиента  на сотрудничество позитивен и конструктивен; что сам социальный работник вызовет у клиента исключительно положительные эмоции вследствие той роли, которую специалист играет по отношению к своему клиенту. К сожалению, далеко не всегда бывает так, что клиент приходит в социальную службу только лишь с надеждой на помощь, преисполнен готовности ее принять и заранее благодарен специалисту, начинающему работать с ним.

Если бы всегда при обращении  индивида в социальную службу за помощью  психологический статус его личности определялся только наличием проблемы, требующей взаимодействия с социальным работником с целью привлечения и использования профессиональных знаний и навыков последнего, то специалисту было бы существенно легче работать: разрешится проблема — психологический статус клиента изменится сам собой в положительную сторону, поскольку, обратившись к специалисту за помощью, клиент тем самым уже подсознательно настроен на положительное изменение своего состояния, в том числе и психологического статуса, Кроме того, в этом случае для социального работника уже не было бы трудностей в общении с клиентом вследствие полной готовности обоих субъектов взаимодействия к конструктивному сотрудничеству.

В реальной ситуации социальному  работнику необходимо учитывать при анализе психологического статуса своего клиента возможное наличие отрицательной компоненты, привнесенной осознанием клиентом собственной ущербности, неполноценности, а вследствие этого униженности личности в связи с ограниченными физическими, психологическими, материальными или социальными возможностями. Не следует также обольщаться мыслью, что даже при самом благоприятном прогнозируемом результате взаимодействия чувства клиента, его отношение к самому себе и к специалисту социальной службы без особых усилий со стороны последнего будут носить только позитивный характер, определяемый надеждой на успешное сотрудничество.

В целом ситуации взаимодействия социальных работников и пожилых  людей складываются самые разные и притом порой чрезвычайно сложные. И здесь решающую роль в обеспечении их как положительных играет социальный работник. Последний должен уметь проникать во внутренний мир клиента, воздействовать на него, понимая, в частности, особенности возраста людей, с которыми он контактирует.

Информация о работе Оказание социальным работником первичной психотерапевтической помощи