Оказание социальным работником первичной психотерапевтической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Основные причины обращения социальных работников за помощью к психологу следующие: взаимоотношения в семье, психологические трудности в воспитании детей, потребность в познании собственных психологических особенностей.
Специфические особенности психологического консультирования престарелых определяются их возра¬тными и индивидуальными личностными характеристиками, особенностями социального опыта клиентов, их образовательным и культурным уровнями.

Содержание работы

1. Первичная психотерапевтическая помощь
1.1 Актуальность оказания психотерапевтической помощи.
1.2 Методика оказания психотерапевтической помощи.
2. Место первичной психотерапевтической помощи в деятельности социального работника.
2.1 Виды помощи, оказываемые социальным работником.
2.2 Оказание первичной психотерапевтической помощи конкретному клиенту.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Другая проективная цель еще более жестко определяется возрастом слушателей. Будь перед нами люди молодого или среднего возраста, речь могла бы идти о выработке навыков позитивного поведения, уверенности в себе и оптимизации общения. Перед людьми пожилого возраста проблемы межличностного и группового общения (решение которых — важнейшая задача психотерапии) либо вообще не стоят в силу естественных причин, либосводятся к узкой группе внутрисемейных отношений. Скорее, для пожилого человека куда важнее достижение устойчивого внутреннего равновесия, «душевного покоя», растущая потребность в котором, по результатам бесед, представляется общезначимой и очевидной. Этим и определяется следующая задача занятий: уяснить, насколько клиент способен (готов) самостоятельно или с помощью психолога и окружающих видеть свои проблемы сквозь призму негативного опыта. Ускорить решение данной задачи помогает предварительно составленный социальный портрет (см. выше).

Философская сверхзадача  бесед состоит в попытке (показывая, как в проблемных ситуациях можно продуктивно использовать положительный прошлый опыт) развить в пожилых людях для многих забытый, для многих неизвестный навык воспринимать жизненные трудности и неурядицы. Дело, как нам кажется, здесь не в принципиальной возможности достижения такой цели. Открытие для себя нового (противоречащего собственным устоявшимся взглядам) подхода к привычным явлениям пробуждает интерес к поиску аргументов, вызывает смену душевного настроения.

Полученный в беседах  материал, основанный на богатом жизненном опыте (мнения, привычные реакции, стереотипы, ценности, оценки) представляет большую ценность и может, на наш взгляд, служить продуктивной темой дальнейшего исследования.

И. В. Садикова

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

Почти двухлетний опыт работы психологом в одном из центров социального обслуживания (ЦСО) Москвы убеждает в том, что психологическая помощь населению при ограниченных возможностях государства становится не менее значимой, чем социальная, а иногда и ведущей. Общая удовлетворенность жизнью зависит не только от материального благополучия. В любом возрасте особенно важны такие ценности, как здоровье, чувство собственной безопасности, признание окружающих. Социум решающим образом влияет на самооценку и мироощущение каждого человека. При отсутствии признания окружающих или чувства полезности может наступить дезинтегрированность, обессмысливание жизни. В подобных случаях квалифицированная психологи

ческая помощь способна вернуть  человеку чувство собственной значимости, интерес к жизни.

Не умаляя значения центров  социального обслуживания населения в оказании социальной помощи, считаю, что их работа была бы более эффективной, имей персонал хотя бы минимальную психологическую подготовку. Здесь-то и выступает на первый план работа психолога ЦСО — прежде всего с персоналом, от которого во многом зависит мироощущение подопечных. Упор в психологической работе с населением следует делать на адаптацию к меняющимся условиям жизни, помощь в поиске новых форм передачи опыта, новых целей, смысла жизни. Сверхзадачей, вероятно, можно считать повышение статуса пожилого или беспомощного человека, выработку стратегии выживания, поиск нового рода деятельности для самореализации. Повторяю, во многом успех этой работы зависит от ближайшего социального окружения подопечного.

Рассмотрим основные направления  работы психолога ЦСО. Оговорюсь, что я описываю работу своего ЦСО, помогающего преимущественно пожилым людям, многодетным семьям и инвалидам.

Отделение срочного социального обслуживания (ОССО) изначально задумывалось как структура, в которой человек, попавший в экстремальную ситуацию, мог бы срочно получить помощь в виде продуктов или каких-то вещей, а также психологическую поддержку. Но реально сложившаяся ситуация и ранее планировавшиеся услуги ОССО сильно различаются, так как сама жизнь малообеспеченных категорий населения представляет собой экстремальную ситуацию. Теперь почти все подопечные нуждаются в материальной помощи, и работа в ОССО ориентирована на нескончаемый поток людей, регистрацию обращений, оказание помощи и громоздкую отчетность. Люди приходят получать вещи или продукты, а не выяснять смысл жизни. Они, как правило, не проявляют интереса к информации и желания побеседовать с психологом.

Следовательно, постоянное присутствие психолога в ОССО не требуется, тем более что и  помещение для него не предусмотрено. Однако руководство ЦСО считает, что психолог им необходим, поскольку  самая большая эмоциональная  нагрузка в ЦСО ложится на персонал ОССО из-за очень большого числа посетителей, неблагоприятного эмоционального фона, состояния внутреннего конфликта у работников из-за желания оказать помощь и невозможности это сделать. Думаю, эффективнее было бы обучить персонал приемам психологической самопомощи и способам работы с «трудными» клиентами, а не держать психолога в тесном помещении на тот случай, если понадобится экстренное вмешательство для приведения к порядку «шумного» посетителя. Тем болеечто такие действия расходятся с основным принципом оказания психологической помощи — принципом добровольности. Примеров этому достаточно: с 74-летним конфликтным господином из очереди на оказание срочной помощи я вынуждена была беседовать, «прогуливаясь» вокруг Центра 40 минут в прохладную погоду; спасибо, что он согласился и на это. Где уж тут думать о престиже профессии. Одна «шумная» старушка из очереди в ОССО заявила: «На что мне ваши увещевания, дайте мне 200 рублей на лекарства!»

В сущности, такие ситуации возникают из-за того, что большинство людей преувеличивает возможности психологии и имеет искаженное представление об условиях работы психологов. Именно поэтому психологу иногда приходится играть несвойственную ему роль, уступая нажиму служащих ЦСО: «Вы психолог, вы и разберитесь!» Об этой проблеме скажу ниже. В работе психолога также следовало бы учесть и серьезный запрос персонала ЦСО на обучение способам работы с людьми, состоящими на учете в психоневрологических диспансерах. Вероятно, этому следует учиться у психиатров.

Отделение дневного пребывания (ОДП) имеет большое значение в социальной адаптации подопечных. У приходящих сюда завязываются новые знакомства, иногда даже романы, им предоставляется возможность развлечься (не все могут, например, попасть в театр, посетить музей в центре Москвы или самостоятельно добраться до Поклонной горы). Здесь люди легко попадут на прием к врачам-специалистам.

Основное место приложения сил большинства психологов ЦСО, не имеющих специализированных реабилитационных отделений, — в ОДП. Здесь, как правило, есть помещение для индивидуального консультирования и групповой работы, и психолог может выполнить немаловажную задачу «популяризации» достижений психологии, способствуя адаптации к старости. Передача информации о кризисных периодах жизни, биологическом и психологическом аспектах старения, особенностях его протекания, природных возможностях компенсировать некоторые нежелательные возрастные перемены, индивидуальных способах борьбы, например, с ухудшением памяти может помочь человеку легче перенести возрастные изменения. Не всегда работа протекает успешно: наши подопечные, бывает, плохо слышат, не * все адекватно понимают сказанное. Задача психолога при групповой работе — учитывать различия в культурном и образовательном уровнях людей, разницу интересов и, конечно, общие тенденции старения и индивидуальные особенности каждого подопечного.

Способы работы психолога  можно описать таким образом: на первой общей встрече новой  группы, как правило, проводитсяпопулярная 15-минутная беседа о психологии и преимуществах, которые дают нам психологические знания в повседневной жизни, о проблемах, с которыми обращаются к психологу. Работа строится таким образом, чтобы затем, используя реплики и вопросы участников группы, можно было перейти к общей беседе на интересующую всех, или почти всех, тему. Эти беседы — некий аналог тренинга общения, они требуют от психолога достаточного опыта групповой работы. В последующие встречи, в зависимости от планов отделения дневного пребывания и запроса посетителей, проводятся индивидуальное психологическое консультирование и групповые беседы на актуальные темы. К последним относятся: взаимопонимание и взаимоотношения в семье, смена семейных ролей, проблемы воспитания внуков, психосоматические заболевания, психологические способы снятия стрессовых состояний, проблемы досуга, возможности вести здоровый образ жизни в нынешней ситуации. Иногда в группе завязываются дискуссии по особенно волнующим всех вопросам, например о состоянии российской культуры, причинах увеличения продолжительности жизни в развитых странах и т.п. В групповой работе психолога есть особые трудности: по моему мнению, не всем посетителям ОДП нужно участвовать в обсуждении таких «скользких» вопросов, не имеющих однозначного решения, как эвтаназия или так называемая «теория одного миллиарда».

Иногда я провожу демонстрационный сеанс аутотренинга (если нет медицинских  противопоказаний) в качестве иллюстрации  психологического способа снятия напряжения или «гимнастики для внимания»: это известная групповая игра, в которой участники, сидя в круге, в определенном ритме хлопая ладонями по коленям, по очереди считают, пропуская определенные числа. Из-за большого числа сбоев и ошибок получается довольно весело, что позволяет снять напряжение от дискуссии и развлечься с пользой. В качестве популярной иллюстрации личностных различий можно также использовать и тест самооценки, в котором участники в пятнадцати выражениях или словах описывают на бумаге свои личностные черты. Затем, по желанию участников, проводится экспресс-диагностика.

В индивидуальной работе я  использую приемы активного слушания и иногда некоторые методы техники NLP в ее «гуманизированном» варианте: выявление позитивных намерений, работа с целями, изменение привычного поведения, освоение «ресурсного» состояния.

Приходилось мне также  оказывать помощь при решении  проблем выбора, например: делать ли глазную операцию, связанную с небольшим риском; поступить в интернат для престарелых или остаться дома, где из-за пьющего сына жить небезопасно.

 

Основные проблемы пожилых  людей, которые выявились при  индивидуальном консультировании и  в групповой работе, можно свести к следующим: сужение круга общения; социальная, трудовая невостребованность; отсутствие или неясность целей и смысла жизни; проблема досуга; передача опыта; семейные и супружеские проблемы; ухудшение здоровья (психосоматические заболевания, неверное представление о здоровом образе жизни, бессонница, неврозы, ослабление памяти, внимания, сексуальные, эмоциональные проблемы). Известно, что с возрастом люди все труднее поддаются психологическому воздействию из-за усиления ригидности. К тому же, как правило, психолог ЦСО может вести индивидуальную работу с одним клиентом не больше четы- рех-пяти раз, во время его пребывания в ОДП. Но, в нашем ЦСО не ставят такого предела для посещений, что позволяет клиентам чаще встречаться с психологом и увеличивает эффективность работы. Мне думается, что в моей работе есть уже некоторые достижения: мемуары, которые сейчас пишут две моих клиентки (одна — бывшая актриса, другая — женщина с 4-классным образованием), дают им возможность передать опыт, отчасти решают проблемы цели жизни, взаимопонимания с детьми и взрослыми внуками, досуга.

Удивительна деликатность посетителей, которые при общении с психологом не затрагивают экономических проблем, возможно, потому, что они приходят в ОДП с установкой на отдых. В то же время другие работники ЦСО в полной мере испытывают гнет жалоб на эту тему.

Работа  с персоналом ЦСО представляется мне наиболее важным и наименее разработанным аспектом труда психолога. Это подтверждается руководителями и служащими центров.

Самое важное в работе ЦСО  — учитывать зависимость «благополучного» хода адаптации инвалида или пожилого человека от окружения, понимать, что социальный работник, так же как и близкие подопечного, может влиять на его самооценку, мироощущение.

В психологической работе с персоналом можно выделить три  аспекта:

  1. Главная потребность самих служащих ЦСО — овладение методами психопрофилактики и борьбы со стрессовыми ситуациями, очень часто возникающими в работе со старыми, боль-

. ными людьми или во  взаимоотношениях работников в  результате эмоциональных перегрузок. По всей видимости, проблема саморегуляции, самосохранения, избежания профессиональной деформации стоит на первом месте среди профессиональных проблем.

  1. Вторым по значению я бы поставила запрос персонала ЦСО на информирование о психологических особенностях процесса ста
  2. рения людей с различными тяжелыми заболеваниями и, как следствие, о негативных личностных и эмоциональных изменениях: раздражительности, неуживчивости, неуверенности, а также о дополнительных возможностях, которые может дать социальному работнику общее представление о психологии. В достаточном объеме эта работа, насколько мне известно, нигде не ведется. Две моих попытки провести такие беседы с заведующими отделениями и руководством ЦСО не были особенно успешными по ряду причин.
  3. 3. Индивидуальное консультирование — необходимая составляющая психологической практики в любом учреждении. Здесь выделяются, как и везде, два направления консультационной работы. Первое — производственные проблемы. Примером может служить конфликтная ситуация заведующего отделением с социальным работником из-за нарушений им трудовой дисциплины. Работа психолога в этом случае заключается в приведении в соответствие представлений заведующего о его правах с административными возможностями (в своей работе заведующий опирается на нравственные аспекты взаимоотношений с подчиненными, не привлекая формальных способов воздействия). Данная ситуация вызвана и нечеткими представлениями социального работника о должностных обязанностях и трудовой дисциплине, и личностными особенностями заведующего.
  4. Второе направление индивидуального консультирования — личностные, семейные проблемы. Семейное консультирование ведется, как правило, в «усеченном» его варианте (в русле информирования, например, о кризисах супружеских отношений, конфликтах), поэтому на серьезный эффект рассчитывать не приходится. Однажды рассматривался случай детского невроза; естественно, была дана рекомендация обратиться к специалисту.
  5. В одном из центров, где нет ОДП, основная психологическая работа ведется с персоналом, там психолог имеет опыт в консультационной и не врачебной психотерапевтической работе, ему предоставляется для этого место и время после окончания рабочего дня.
  6. Психологическая работа «на территории» подопечного ЦСО не очень привлекательна для психолога. Любой психолог предпочтет, чтобы человек, даже при ограниченных возможностях передвижения, пришел на консультацию сам, поскольку это подтвердит его потребность в психологической помощи.
  7. Дважды мне приходилось консультировать людей, не имеющих отношения к ЦСО. В одном случае — по поводу проблем женщины со взрослым сыном (у него произошла своего рода утрата профессиональных способностей, адаптивных возможностей в общении с коллегами и родителями, вероятно, из-за ситуации в стране).
  8. ...Общее слабое представление о психологии, возможностях этой профессии иногда ведет к недопониманию персоналом ЦСО особенностей задач психологической работы, не позволяет полноценно сотрудничать с психологом. Проблема эта решается путем психологической подготовки служащих. Статус психолога в центрах не определен, хорошо еще, что психологи достигли взаимопонимания с большинством руководителей. В нашем ЦСО кадровая политика основана на доверии, хотя естественно, что психолог, как и любой работник, ограничен должностной инструкцией, общими требованиями трудовой дисциплины и соображениями этического характера.
  9. О престижности профессии психолога в социальной сфере и говорить не приходится. Предполагалось, что в ЦСО будут работать студенты-психологи. <...> Однако для социальной работы одной теоретической подготовки, желания приносить пользу и доброты мало: для достижения результата в работе с инвалидами, бомжами, трудными подростками, стариками и самим персоналом особенно необходим жизненный опыт.
  10. Еще одна проблема: профессиональный опыт приобретается только на собственной практике, поскольку бесплатных тренингов для психологов нет и очень мало специальной литературы (та, что выпускалась для социальных работников, — очень низкого качества). Теории, концепции, методы, подходы в области психологии социальной работы отсутствуют, не налажен профессиональный обмен информацией. Думаю, так как психологов с качественным образованием в ЦСО практически нет, у людей, занимающих должность психолога, нет и потребности в профессиональном росте. Сейчас проводится работа по созданию профессионального объединения психологов, работающих в ЦСО Москвы. Вероятно, это может помочь делу.
  11. В сущности, хорошо подготовленная небольшая группа психологов в каждом центре могла бы консультировать руководство по способам формирования и поддержания благоприятного психологического климата среди персонала, основным психологическим проблемам управления; посредничать в конфликтных ситуациях, вести индивидуальное консультирование, профориентиро- вание; помогать в профотборе, аттестации служащих; проводить тренинги социальных работников, направленные на обучение взаимодействию с подопечными, повышение престижности труда; обучать приемам саморегуляции. Проблему могла бы решить и централизованная психологическая служба при Управлении, ведь, в конечном счете, хорошая профессиональная подготовка психолога и социального работника служит одним из средств достижения основной цели ЦСО - сохранения достоинства человека в сложных условиях смены общественных идеалов и тяжелейшего экономического кризиса.

Информация о работе Оказание социальным работником первичной психотерапевтической помощи