Опрос как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:38, научная работа

Описание работы

Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению [11, с. 215].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРОС - МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Определение метода опроса 5
1.2. Принципы классификации опроса 9
2. ВИДЫ ОПРОСА
2.1. Анкетирование и его разновидности 11
2.2. Интервьюирование и его характеристика 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

Факультет управления

Кафедра экономико-правовых основ управления

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине:  Основы научных исследований

 

ОПРОС КАК МЕТОД  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила: Петрюк Д.В. 

 

                                    Группа: УГ-104

 

  Руководитель: Елисеева Е.Н., к.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

1. ОПРОС - МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1. Определение метода опроса                                                                    5

1.2. Принципы классификации опроса                                                          9 

2. ВИДЫ ОПРОСА

2.1. Анкетирование и его разновидности                                                    11

2.2. Интервьюирование и его характеристика                                            16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

    Основная  масса  эмпирической  информации  добывается   методами опроса, суть которых заключается в получении  информации   об  отношении  опрашиваемых  к  тем  или  иным  жизненно   важным   явлениям   и   событиям общественной жизни.     

Опрос -  самый распространенный метод сбора первичной информации.  С его помощью получают почти  90%  всех социологических  данных.  В каждом  случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен  на  те стороны процесса, которые мало поддаются или  не  поддаются  вообще  прямому наблюдению [11, с. 215].

Актуальность  темы состоит в том, что при помощи опросного  метода  можно получить любую информацию по  самым  разным  проблемам,  которая  не  всегда может быть отражена документально или фиксироваться с  помощью  наблюдения.

Объектом работы является опрос. Он является одним из  основных средств коммуникации при проведении опроса. Как составление  анкеты и проведение интервью,  так  и  способы  работы  с  ними  имеют  свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является  необходимым  условием успешной реализации этого  метода.

Предметом исследования являются условия проведения опроса.

         Целью данной  работы является изучение опроса как метода исследования.

         Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:

  • раскрыть содержание и значение опроса как одного из методов общения;
  • ознакомиться с  основными видами опроса;
  • рассмотреть классификации используемых вопросов и научиться правильно их задавать;

        Методологической базой данного реферата послужили труды социологов И.Ф Девятко, который выделяет ведущие методы социологического исследования - опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод и др., В.В. Никадрова, который подробно описывает стратегию социологического исследования и др.

Преимущества и недостатки метода наблюдения отмечены в трудах В.И. Добренькова и Г.В. Осипова, где они приводят аргументы как в плюсы и минусы данного метода социологического наблюдения.

Практическая  значимость данной темы состоит в  том, что знание основ построения опроса, правильного его конструирования,  сочетания вопросов и коммуникативных блоков позволит добиться максимально достоверных, точных и правильных ответов от респондента, а также поможет исследователю и респонденту легко сотрудничать.

 

 

  1. ОПРОС-МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

 

          Опрос в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов.  Метод опроса изобретен не социологами. Во всех отраслях знания, где исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода (анамнестические опросы врача при приеме больного, опрос свидетелей какого-либо криминального происшествия следователем, интервью, проведенное журналистом для получения интересующей его информации, и др.). Метод опроса широко практиковался в отечественной социологии еще в 1920-е годы. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что он является наиболее распространенным и информативным, но не универсальным. Грамотное его использование требует от исследователя выяснения, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной. [9, с.42].

 

1.1.Определение метода опроса

 

         Опрос — это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки [10, c.460].

Опрос – предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

      Любой социологический  опрос нельзя проводить до  тех пор, пока не станет предельно  ясно, зачем и как это нужно  делать. Иначе говоря, проведению  опроса должна предшествовать  разработка исследовательской программы,  четкое определение целей, задач,  понятий (категорий анализа), гипотез,  объекта и предмета, а также  выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный  набор вопросов (опросный лист), служащий  достижению цели исследования, решению  его задач, доказательству и  опровержения его гипотез. Формулировки  вопросов должны тщательно продумываться  во многих отношениях, но, прежде  всего, как способ фиксации  категорий анализа. Социологический  опрос теряет большую часть  своего смысла, если ответы респондентов  не анализируются в плоскости  их социальных и демографических  характеристик. Поэтому он предполагает  обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

      Любой опрос  есть специфический акт коммуникации  между интервьюером (лицом, его  проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться  с соблюдением следующих, как  минимум, правил:

  1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
  2. Респондент заинтересован в опросе.
  3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
  4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
  5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
  6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
  7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
  8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
  9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
  10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
  11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
  12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
  13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических  опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

               

Метод опроса используется в ряде случаев:

 

  • Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена

документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

  • Когда предмет исследования или отдельные его характеристики

недоступны для наблюдения.

  • Когда предметом изучения являются элементы общественного

или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

  • В качестве контрольного (дополнительного) метода для

расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими            методами.

Метод опроса предусматривает  получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической  информации [4, с.138].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Принципы классификации опросов

        Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются:

  1. по характеру опрашиваемой совокупности:
  • массовые
  • экспертные

Массовые - при проведение опроса, респондент  выступает от

 собственного  имени,  как выразитель своего мнения. Число опраши-

ваемых  людей может быть от 100человек до 10000 человек.

Экспертные -  при проведение опроса, респондент  выступает

как выразитель мнения  группы людей, или как специалист в

определенной области. Число  опрашиваемых  людей может быть

от 1 до несколько десятков.

  1. по связи исследователя и респондента:
    • очные
    • заочные

Очные – вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.                             

Заочные – вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.

  1. по степени охвата, изучаемой совокупности:
    • сплошной
    • выборочный

Сплошной – есть определенная группа до 200 человек, и 

опрашивается вся совокупность людей.

Выборочный – так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.

  1. по частоте проведения:
    • разовые
    • панельные

Панельные – применяется  при изучение общественного явления в

динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.

  1. по месту проведения:
    • по месту жительства
    • по месту работы или учебы

По месту жительства –  это могут быть вопросы, связанные  с семьей, по благоустройству или  по медицине.

По месту работы или  учебы -  опрос может быть на производственную или политическую темы.

  1. по степени формализации:
    • стандартизированные
    • нестандартизированные

Стандартизированные – проводятся по заранее подготовленному

плану.

Нестандартизированные – свободные.

 

  1.  в зависимости от характера получения информации:
    • письменные
    • устные

Письменные – это анкеты

Устные – интервью

  1. специфическим видом опроса является, отрос экспертов –

специалистов по исследуемой  области [7, c.299].

Информация о работе Опрос как метод исследования