Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:38, научная работа
Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни.
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению [11, с. 215].
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРОС - МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1. Определение метода опроса 5
1.2. Принципы классификации опроса 9
2. ВИДЫ ОПРОСА
2.1. Анкетирование и его разновидности 11
2.2. Интервьюирование и его характеристика 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. ВИДЫ ОПРОСА.
2.1. Анкетирование и его разновидности.
Одним из самых распространенных
является анкетирование. Анкетный опрос
– это такой вид опроса, над которым исследователь
теряет контроль в момент раздачи или
рассылки анкет или опросных листов. Это
письменная форма опроса, осуществляющаяся,
как правило, заочно, т.е. без прямого и
непосредственного контакта интервьюера
с респондентом. Оно целесообразно в двух
случаях: а) когда нужно спросить
большое число респондентов за относительно
короткое время.
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим
всех членов изучаемой
Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме.
На первом месте всегда стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос; с какой целью проводится опрос; дается инструкция заполнения анкеты; указывает способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе.
На втором месте – основная часть. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов.
В анкете можно и нужно ставить:
ющих друг друга варианта ответа (типа «да - нет»).
На третьем месте стоит «паспортичка», в которой содержаться вопросы для выявления социально-демографических характеристик респондентов. Некоторые социологи утверждают, что спрашивать респондента о некоторых его данных в начале анкеты не только не этично, но и нецелесообразно с точки зрения получения достоверной информации, поскольку эти вопросы могут насторожить респондента, «спугнуть» его. В «паспортичку» чаще всего включают вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст, образование, профессию, место учебы или работы, социальное происхождение, семейное положение. В зависимости от цели и задач исследования количество вопросов «паспортички» может быть несколько увеличено или уменьшено. Затем следуют контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, облегчить ему включение. Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно - инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, так как в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Разрабатывая
текст анкеты, следует избегать
однообразия используемых
Важно подчеркнуть
необходимость соблюдения
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".
Характеристика анкет будет довольно не полной, если не сказать несколько слов о времени. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и от их количества. Вопросы должны быть простыми и понятно сформулированы. Практика социологического исследования показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах 45+10 минут [17, c.107].
В современных конкретных
социологических исследованиях
используется несколько видов анкетирования:
анкетирование раздаточное, почтовое,
прессовое. Наиболее распространенным
является раздаточное анкетирование,
при котором респондент получает анкету
непосредственно из рук социолога.
Этот вид опроса в настоящее время является
наиболее надежным. Он гарантирует добросовестное
заполнение анкеты, почти полный их возврат.
2.1.Интервьюирование и его характеристика.
Также в современных конкретных социологических исследованиях широкое распространение получил другой вид опроса – интервью.
Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.
• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы.
• опытный социолог может видеть, искренне или неискренне отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
Однако и у этого
метода есть свои недостатки.
Структура
процесса интервьюирования во
многом напоминает структуру
анкеты. Интервьюер представляется,
говорит о целях и задачах исследования,
гарантирует полную анонимность. Затем
следует установление контакта с респондентом,
создание благоприятной атмосферы для
интервью. Задаются первые вопросы по
содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер
почувствовал, что полностью «вошел» в
беседу, оно может приобретать более сложный
характер. Здесь возможны и указания на
противоречия в суждениях респондента.
К тому
же разные виды
Наибольшее
распространение в социологии
получило стандартизированное
Несколько
реже используют
Еще реже
встречаются фокусированные
Только опытные социологи
(да и то не всегда) применяют свободное
и разведывательное интервьюирование.
Свободным называют такое интервью,
когда перед интервьюером стоит
проблема собрать соответствующую
исследовательским задачам
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.
Однако в большинстве случаев исследователь может прибегать к другому методу сбора информации: наблюдению. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.