Опыт и особенности соцработы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы, заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Начало целенаправленной работы по организации и формированию системы учреждений социального обслуживания семей и детей.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Нормативно-правая база социальной работы с семьей 4
Глава 2 Социальные проблемы семьи 10
Глава 3 Методы и формы социальной помощи проблемным семьям. 19
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Опыт и особенности соцработы с семьей.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Опыт и особенности соцработы  с семьей 
Оглавление

 

 

Введение.

 

Каждое общество формирует  семью по образу и подобию своему. Семья-это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов семей и 38 миллионов детей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи ( всего один трудовой доход), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее.

     У детей  в таких семьях наблюдается  низкая сомооценка, неадекватное  представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе. Есть различные проблемы у семьи и их необходимо решать в форме государственной помощи семьям:

- денежные выплаты  семьи на детей в связи с  их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия);

   - трудовые, налоговые,  жилищные, медицинские, кредитные  и другие льготы родителям  и детям;

- социальное обслуживание  семьи (оказание социальных услуг,  консультативной помощи и других видов помощи).

  Для эффективного  решения различного рода проблем семьи используются также и различные методы достижения этих целей.

1.Изменение сложившихся  за прошедшие годы стереотипов  взаимодействия личности, семьи и государства (к семье возвращается часть функций – это экономическая, общественно- воспитательная, социокультурная и другие; семья начинает непосредственно принимать участие в решении возникающих перед ней разнообразных социальных задач).

 Государство берет  на себя обязательства по защите  семьи от нищеты и лишений,  вызванных потерей работы, заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Начало целенаправленной работы по организации и формированию системы учреждений социального обслуживания семей и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нормативно-правая     база социальной работы с семьей

 

    Демократическое  общество заинтересовано в том,  чтобы семья стала мощным фактором  его стабилизации и укрепления. Для этого брачно – семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально – экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться  о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование. Это соответствует международно – правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989).  

   В соответствии с международными  правовыми актами о материнстве  и детстве, ратифицированными  Россией, впервые разработана федеральная программа «Дети России» (1993год). Позже она получила статус президентской, что определило ее приоритетное значение. Основное направление программы - профилактика социального неблагополучия детей. В состав программы «Дети России» входит ряд целевых программ (к 1997 году их число достигло 13). Вот названия некоторых из них: «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети  Севера», «Дети Чернобыля», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Безопасное материнство», «Одаренные дети», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи» и другие.

      В декабре 1995 года  в России введен в действие  «Семейный кодекс Российской  Федерации», в котором принципы  семейного законодательства согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка. Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм, регулирование внутрисемейных отношений, которые должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Кодекс устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Законодательно подтверждаются традиционные для российского общества нравственные ценности: добровольность брака, основанного на взаимном доверии, уважении, любви и взаимоподдержке, единобрачие, равенстве супругов в семье. Впервые в ныне действующем Семейном кодексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отечественного законодательства – приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов. Кодекс построен на принципе уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. Это значит, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто не имеет преимуществ друг перед другом. Для обоих родителей введен принцип  общей и одинаковой ответственности за воспитание и развитие ребенка. При распоряжении брака родительские права и обязанности сохраняются. Материальное содержание детей до их совершеннолетия (а нетрудоспособных и далее)- моральный долг родителей, необходимая предпосылка иных родительских прав и обязанностей.

      Обеспечение интересов  детей является предметом особой  заботы родителей. Способы воспитания детей в соответствии с законодательством должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В кодексе определены основания для лишения и ограничения родительских прав отцов и матерей (уклонение от материального содержания и воспитания детей, жестокое обращение с ними, антиобщественное поведение, тяжелые психические заболевания родителей, их аморальное влияние на детей).

      Специальная глава Семейного кодекса Российской Федерации «Права несовершеннолетних детей» устанавливает, согласно требованиям Конвенции о правах ребенка, право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, на защиту его интересов в случае ненадлежащего с ним обращения. Расторжение брака родителей, признание его недействительности или раздельное проживание родителей не являют на права ребенка. 

       В  Семейном кодексе особо записаны права детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедурное выявление и устройство таких детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей- приемную семью. Сохранены и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа – интернат).

        Родители обязаны обеспечить  получение детьми основного общего  образования. Правовые вопросы образования детей, в том числе образование в семье, отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 год).В законе закреплено право семьи выбирать форму образования для своих детей Образование в семье признано одной из форм получения всех ступеней начального, основного или общего образования. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Уважение прав ребенка на свободу совести и религии и уважение прав родителей руководить ребенком в осуществлении им этого права определены федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 год). Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей

    Отдельные  нормы, регулирующие различные  стороны жизнедеятельности семьи и ее членов, содержатся во многих законодательных отраслевых актах: в законах о труде, об охране здоровья, о пенсиях и пособиях, в Жилищном, Гражданском и иных, даже Уголовном, кодексах Российской Федерации. Такая разобщенность правовых и материальных проблем семьи приводит к  упущениям в сфере ее защиты и поддержки.

   Современная семья  формируется и функционирует  в условиях реального государства.  Поэтому важно преодолеть традиционный  взгляд на семью как сугубо личное дело индивидов. Урегулированию отношений «семья – общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «основные направления государственной семейной политики» (1996 год). Семейная политика рассматривается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами жизнедеятельности  и прежде всего семейной культурой в отношении воспитания детей в самых различных случаях, включая разводы, усыновление, их рождение вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: создание условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общественного развития. Разработчики семейной политики под благополучием семьи понимают не только материальную обеспеченность, но и счастливую жизнь.

    Однако отметим  еще одно направление  социальной  политики – это процесс становления нормативно – правовой базы социального обслуживания семьи и детей.

         В целях реализации Федерального  закона «Об основах социального  обслуживания населения Российской  Федерации» были приняты постановления   и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие социальное обслуживание семьи и детей;

   - «О Межведомственной  Комиссии по вопросам социального  обслуживания населения» от 15 апреля 1996 года № 454;

    - «О представлении  бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг Государственными социальными службами» от 24 июня 1996 года № 73;

    -«Об утверждении  Положения о лицензирования деятельности  в сфере социального обслуживания населения» от 17 июля 1996 года № 83;

    - «Положение  о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 13 сентября 1996 года №1092;

    Таким образом,  процесс становления нормативно  – правовой базы и нормативной базы социального обслуживания семьи и детей, позволит и в дальнейшем укреплять институт семьи и повысить уровень социального обслуживания семьи и даже расширить перечень различных социальных услуг.

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники. Одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются профессиональной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.

                  Работа с детьми традиционно  тесно связана с решением семейных проблем. Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благополучия семьи. Социальные службы предлагают семье целый набор услуг профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия, диспансерно – поликлиническое обслуживание детей, профилактическое обслуживание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, курсы для молодых родителей, финансовая помощь малоимущим семьям, планирование семьи и уход за детьми в дневное время (типа «ясли – сад»). Особое внимание социальные работники уделяют решению проблем семей повышенного риска, семьям слепых, инвалидов, пожилых.  

      Итак, социальная  работа как общественный институт  является необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально – экономического развития оно ни находилось.

     Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что здесь раскрыта история семьи, так как она является основой для нашего общества и показано, для чего так важна социальная работа в России , что делается в нашей стране для укрепления института семьи и какая работа проводится в зарубежных странах для улучшения благополучия семьи.

 

 

Глава 2 Социальные проблемы семьи

 

На всем протяжении своей  жизни семья может столкнуться  и неизбежно сталкивается с самыми разнообразными проблемами, может оказаться  и неизбежно оказывается в тех или иных ситуациях, порождающих напряжение, стрессы и оказывающих то или иное положительное или отрицательное воздействие на семью и на ее судьбу. Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и происхождение. Часть из них связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла – от возникновения до полного исчезновения семьи. Жизненный цикл семьи определяется стадиями родства и начинается с предродительства, т.е периода с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Следующая стадия жизненного цикла семьи – стадия репродуктивного родительства, т.е. время между рождением первого и последнего ребенка. Стадия репродуктивного родительства пересекается со стадией социализационного родительства, т.е. периода между рождением первенца и выделением из семьи последнего ребенка. Завершается жизненный цикл семьи стадией прародительства, периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Сказанное выше характеризует, точное определение, полный цикл семьи. В реальности полный цикл может выродится в неполный либо из-за выпадения той или иной стадии, либо из-за развода  или смерти одного из супругов. Классификация семейных структур основание на стадиях жизненного цикла позволяют более конкретно, адресно и эффективно подходить к задачам семейной политики, выбирать ту или иную тактику семейной социальной работы, более успешно помогать семьям в решении их проблем.

Информация о работе Опыт и особенности соцработы с семьей