Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:49, контрольная работа
Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы, заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Начало целенаправленной работы по организации и формированию системы учреждений социального обслуживания семей и детей.
Введение. 2
Глава 1. Нормативно-правая база социальной работы с семьей 4
Глава 2 Социальные проблемы семьи 10
Глава 3 Методы и формы социальной помощи проблемным семьям. 19
Список использованной литературы 27
Следует отметить,
что любое «нормальное», «естественное»
событие в жизни семьи (
Однако многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности. С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризы все семьи могут быть разделены на три группы:
- семьи, которых система взаимодействий достаточна гибка, члена которых свободны в проявления свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;
- семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.);
- семьи, в которых
взаимодействия хаотичны и
Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различны и виды помощи каждому из указанных типов. Семьи первого типа нуждаются лишь в социальной поддержке скорее в ситуациях ненормативного стресса.
Семьи второго типа, в большей степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, случаи открывающегося насилия над членами семьи и т.п.
Семьи третьего типа имеющие
хаотичную структуру
В целом можно утверждать, что объектами социальной поддержки должны являться отнюдь не все семьи, а лишь те которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни проблемными ситуациями, или справляются с ними лишь с большим и чрезмерным напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах.
Следовательно социальная поддержка – это всегда работа с различными типами семей, имеющие специфические потребности и испытывающие специфические трудности.
Отсюда вытекает задача, четкого определения того какие именно семьи и с какими конкретными потребностями и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и государства.
На современном этапе, изменения, происшедшие с семьей за последние два – три столетия можно представить следующим образом.
Во-первых, на смену характерному для
прежней, «традиционной» семьи, родственно-семейному
принципу организации семейной жизни
(семейно-групповой ценности) пришли
и стали преобладать
Во-вторых, на место семейного домохозяйства
(нераздельность дома и работы) пришло
абсолютное территориальное и
Не игнорирую существование и сложность самой проблемы, следует иметь в виду, что она порождена процессом трансформации семьи. Эту проблему снимает уравнивание семейных нагрузок различных членов семьи на основе их взаимодополняемости.
В-третьих, физическое и
психологическое размежевание дома,
семьи и работы обусловлено возникновение
ре5зкого контраста между
В-четвертых, родители не стали являться примером или предметом для подражания своим детям, дети стали искать пример для подражания на внесемейных поприщах.
В-пятых, на смену системе таких ценностей, как семейный долг, семейная ответственность, дети, благополучная старость родителей и т.д., пришли ценности индивидуализма, независимости, личного успеха и т.п.
В-шестых, система расширенных семейных связей, объединяющей не менее трех поколений уступает место простым семьям, в которых брачные узы ставятся выше родительско-родовых связей, иначе говоря нарастает изоляция личности от семьи.
В-седьмых, на смену разводу
по инициативе мужа (прежде всего, в
связи с бедственностью брака
и супружеской неверностью), разводу,
чрезвычайно резкому, приходит развод
вызванный исключительно
В-восьмых, «закрытая» система брачного выбора, при которой преобладают браки организованные родителями и другими родственниками при минимальном учете желаний вступающих в брак сменяется системой «открытой», в которой доминирует «свободный» выбор супругов независимо от желаний родственников и традиций.
В-девятых, многовековая культура многодетности с характерным запретом на любое вмешательство в репродуктивны цикл сменяется новыми социально-культурными нормами (планирование семьи).
В итоге, человечество вступило и далеко продвинулось по пути исчезновения многодетной семьи. Реальные изменения семейных структур дают основания для вывода о переходе к эпохе уменьшения рождаемости в семье вплоть до однодетности и далее бездетности. В современном обществе отсутствуют какие-либо социальные «защитные» механизмы, способные остановить этот процесс на каком-то «социально безопасном» уровне.
Перечисленные выше численные изменения семьи фиксируются демографической статистикой.
Необходимость семейной
политики определяется теми неблагоприятными
последствиями изменений
Принципы семейной политики
– это суверенность семьи, свобода
выбора семьей любого образа жизни, общественный
договор, социальное участие, единство
целей федеральной и региональн
Принцип суверенной семьи означает, что семья независима от государства и вправе принимать любые решения, касающиеся ее жизни, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами, но в рамках действующего законодательства и общепринятых социальных норм. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения, на любой образ и стиль жизни (кроме криминальных). Принцип суверенности предполагает наличие у семьи соответствующей экономической основы – возможности извлекать и использовать доход от любых легитимных видов деятельности, достаточный для самообеспечения и развития семьи, для удовлетворения всех ее потребностей и потребностей всех ее членов.
Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подменной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения. В современных условиях такой выбор затруднен. Во-первых, действует социокультурное принуждение, например господство норм малодетности. Во-вторых, девиантные семьи «наказываются» за свои решения снижением своего уровня жизни. Поэтому семейная политика должна быть ориентированна на формирование условий, обеспечивающих подлинную свободу выбора, возможность реализовать любую альтернативу. Принцип свободы выбора, с другой стороны, означает, что и государство и общество в целом свободны в принятии и поддержке тех типов семьи и семейного поведения, которые наилучшим образом удовлетворяют их интерес в обеспечении количественных или качественных характеристик воспроизводства населения и успешной социализации подрастающего поколения. Следовательно, принцип свободы выбора предполагает последовательное и равное его применение в отношении семьи и личности с одной стороны, общества и государства с другой.
Принцип общественного договора означает регламентацию взаимоотношений семьи и государства, формулирование всех взаимных прав и обязанностей семьи и государства по отношению друг к другу. Семья обеспечивает общество исполнителями социальных ролей. Следовательно, общество объективно заинтересованно в том, чтобы семья эффективно выполняла свои специфические социальные функции. Но социальные изменения подорвали и чем дальше, тем больше подрывают личностную заинтересованность, мотивированность индивидов в рождении и воспитании нескольких детей, на которой основывалась социальная жизнь на протяжении столетий и которая формировалась семьей. Поэтому семья удовлетворяя потребности общества в работниках, в исполнителях социальных ролей, вправе потребовать от государства как представителя всеобщего интереса на договорной основе обеспечивать поддержку тех людей семейной жизни, которые способствуют реализаций функций воспроизводства и социализации.
Принцип социального участия означает участие в проведении семейной политики (ее целепологании, формировании системы мер и их реализации) иных, кроме государства, субъектов. Речь идет об участи в этом процессе всех институтов гражданского общества – объединении граждан, партий, союзов, обществ, ассоциаций, движений, в том числе и тех, которые создаются с целью защиты и отставания собственно интересов семьи, а также коммерческих фирм и партии, территориальных, этнических и др. Важно лишь, чтобы все эти негосударственные субъекты семейной политики имели четко выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна измениться, в чем состоит общественный применительно к воспроизводству населения. Социальное участие – это понятие, характеризующее широкий спектр ситуаций, в которых граждане в той или иной степени вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, социальной (в том числе семейной) политики.
Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что основные принципы едины для всей страны и не зависит от конкретных особенностей семьи и семейного поведения на той или иной территории. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет конкретизации единых в своей основе целей семейной политики, так и путем применения специфических средств их достижения. При этом согласование федеральных и местных интересов должно осуществляться в конституционных и законодательных рамках с использованием тех структур которые формируются в настоящее время. Специальные региональные программы – это наилучший механизм реализации семейной политики и обеспечение единства целей с учетом местных особенностей.