Опыт и особенности соцработы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Государство берет на себя обязательства по защите семьи от нищеты и лишений, вызванных потерей работы, заработка, многодетностью, одиночеством, различного рода катастрофами и другими экстремальными обстоятельствами. Начало целенаправленной работы по организации и формированию системы учреждений социального обслуживания семей и детей.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Нормативно-правая база социальной работы с семьей 4
Глава 2 Социальные проблемы семьи 10
Глава 3 Методы и формы социальной помощи проблемным семьям. 19
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Опыт и особенности соцработы с семьей.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 Следует отметить, что любое «нормальное», «естественное»  событие в жизни семьи (вступление  в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменение в семье или ее структуре вызываемые этими событиями, неизбежно порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов. Такие переходы могут быть критическими в развитии семьи, и даже привести к последующему разрушению семьи. Эти нормативные кризисы жизненного цикла связаны с изменением семейной структуры – как внутренней, характеризующей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структура власти и т.д.), так и внешней, характеризующей взаимоотношения семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой (родственниками, друзьями, соседями, социальными институтами и организациями и т.д.). В эти моменты семья утрачивает адекватность и оказывается перед необходимостью новой самоиндефикации, т.е  смены старой модели семейной организации на новою. Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться  семье, порождаются не ее собственным развитием, а  или случайными по отношению к кризису семейными событиями, типа болезни, длительность разлуки, развода потери работы, тюремного заключения, которые могут произойти в семье или внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии  контролировать (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, безработица, военные действия и т.д.  и т.п.).

Однако многие семьи  не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности. С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризы все семьи могут быть разделены на три группы:

- семьи, которых система взаимодействий достаточна гибка, члена которых свободны в проявления свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;

- семьи, в которых  основная  масса усилий направлена  на поддержание согласия и единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия, а упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.);

- семьи, в которых  взаимодействия хаотичны и основаны  на беспрерывных спорах и конфликтах  ведущих к кризису, и в которых  прошлый опыт не служит ориентиром  для поведения в будущем.

Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различны и виды помощи каждому из указанных типов. Семьи первого типа нуждаются лишь в социальной поддержке скорее в ситуациях ненормативного стресса.

Семьи второго типа, в  большей степени нуждаются в  социальной поддержке, однако из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, случаи открывающегося насилия над членами семьи и т.п.

Семьи третьего типа имеющие  хаотичную структуру внутреннего  и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени  обладают собственным потенциалом разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в настоящей степени нуждаются в социальной поддержке

В целом можно утверждать, что  объектами социальной поддержки  должны являться отнюдь не все семьи, а лишь те которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни проблемными ситуациями, или справляются с ними лишь с большим и чрезмерным напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее членах.

Следовательно социальная поддержка  – это всегда работа с различными типами семей, имеющие специфические  потребности и испытывающие специфические трудности.

Отсюда вытекает задача, четкого  определения того какие именно семьи  и с какими конкретными потребностями и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и государства.                                   

На современном этапе, изменения, происшедшие с семьей за последние два – три столетия можно представить следующим образом.

Во-первых, на смену характерному для  прежней, «традиционной» семьи, родственно-семейному  принципу организации семейной жизни (семейно-групповой ценности) пришли и стали преобладать эгоистически индивидуальные ценности и прежде всего экономические.

Во-вторых, на место семейного домохозяйства (нераздельность дома и работы) пришло абсолютное территориальное и психологическое  размежевание. Семейное производство не исчезает, но перестает быть главным, определяющим элементом экономики. В урбанизированных регионах получает распространение чисто потребительский тип семьи, в которой общественная деятельность сводится в основном к удовлетворению личных физиологических и психологических потребностей ее членов за счет  индивидуальных доходов получаемых за пределами семьи. Однако в такого рода семьях женщины, также участвуют во внесемейной деятельности (наемный труд, предпринимательство, свободные профессии и т.д.) и продолжают вести домашнее хозяйство. Это порождает проблему так называемой двойной занятости женщин и служит основой разного рода концепций, интерпретирующих это неравномерное распределение семейных обязанностей как проявление и результат «порабощения» женщин.

Не игнорирую существование  и сложность самой проблемы, следует иметь в виду, что она порождена процессом трансформации семьи. Эту проблему снимает уравнивание семейных нагрузок различных членов семьи на основе их взаимодополняемости.

В-третьих, физическое и  психологическое размежевание дома, семьи и работы обусловлено возникновение  ре5зкого контраста между внутрисемейными отношениями с одной стороны и обезличенностью отношений с внешним, окружающим миром – с другой. Однако отметим, что и отношения внутри семьи в последнее время в отдельных случаях стал приобретать обезличенный характер, т.е. члены семьи относятся друг к другу не как к личностям, а как к простым «олицетворениям» семейных ролей.

В-четвертых, родители не стали являться примером или предметом для подражания своим детям, дети стали искать пример для подражания на внесемейных поприщах.

В-пятых, на смену системе  таких ценностей, как семейный долг, семейная ответственность, дети, благополучная  старость родителей и т.д., пришли ценности индивидуализма, независимости, личного успеха и т.п.

В-шестых, система расширенных  семейных связей, объединяющей не менее трех поколений уступает место простым семьям, в которых брачные узы ставятся выше родительско-родовых связей, иначе говоря нарастает изоляция личности от семьи.

В-седьмых, на смену разводу  по инициативе мужа (прежде всего, в  связи с бедственностью брака  и супружеской неверностью), разводу, чрезвычайно резкому, приходит развод вызванный исключительно межличностными конфликтами («не сошлись характерами»).

В-восьмых, «закрытая» система  брачного выбора, при которой преобладают браки организованные родителями и другими родственниками при минимальном учете желаний вступающих в брак сменяется системой «открытой», в которой доминирует «свободный» выбор супругов независимо от желаний родственников и традиций.

В-девятых, многовековая культура многодетности с характерным  запретом на любое вмешательство в репродуктивны цикл сменяется новыми  социально-культурными нормами (планирование семьи).

В итоге, человечество вступило и далеко продвинулось по пути исчезновения многодетной семьи. Реальные изменения семейных структур дают основания для вывода о переходе к эпохе уменьшения рождаемости в семье вплоть до однодетности и далее бездетности. В современном обществе отсутствуют какие-либо социальные «защитные» механизмы, способные остановить этот процесс на каком-то «социально безопасном» уровне.   

Перечисленные выше численные  изменения семьи фиксируются  демографической статистикой.

Необходимость семейной политики определяется теми неблагоприятными последствиями изменений структуры  и функций семьи, которые произошли  в ходе исторического развития, в  течении процессов урбанизации, индустриализации, и которые в своей совокупности характеризуют кризис семьи как социального института. Будучи всеобщими и глобальными по своему характеру, процессы кризиса семьи отражают также особенности исторического пути в России в советскую и постсоветскую эпохи; произошло наложение долговременных семейных изменений на последствия социально-экономического кризиса 1990-х годов. Это обусловило, в частности, то, что семейные проблемы рассматриваются прежде всего в контексте негативных последствий проводимых преобразований как результат падения уровня жизни большинства семей, особенно семей с несколькими детьми. Семейная политика рассматривается главным образом организуемая, направляемая и финансируемая государством социальная защита семей от бедности и нищеты, как и предоставление семье материальной помощи для частичной компенсации снижения уровня жизни. Эта установка отразилась и в так называемой государственной семейной политики РФ (1993), которая ориентирует на решение задач, связанных с улучшением материальных условий жизнедеятельности семьи, профилактикой бедности и поддержкой малоимущих семей. Семейная политика, понимаемая таким образом, будучи содержательно материальной (денежной) помощью бедным семьям, непосредственно отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с одним двумя детьми, хотя это и не отвечает задачам обеспечения устойчивого воспроизводства населения.

Принципы семейной политики – это суверенность семьи, свобода  выбора семьей любого образа жизни, общественный договор, социальное участие, единство целей федеральной и региональной политики.[29]

Принцип суверенной семьи означает, что семья независима от государства и вправе принимать любые решения, касающиеся ее жизни, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами, но в рамках действующего законодательства и общепринятых социальных норм. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения, на любой образ и стиль жизни (кроме криминальных). Принцип суверенности предполагает наличие у семьи соответствующей экономической основы – возможности извлекать и использовать доход от любых легитимных видов деятельности, достаточный для самообеспечения и развития семьи, для удовлетворения всех ее потребностей и потребностей всех ее членов.

Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подменной  альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения. В современных условиях такой выбор затруднен.  Во-первых, действует социокультурное принуждение, например господство норм малодетности. Во-вторых, девиантные семьи «наказываются» за свои решения снижением своего уровня жизни. Поэтому семейная политика должна быть ориентированна на формирование условий, обеспечивающих подлинную свободу выбора, возможность реализовать любую альтернативу. Принцип свободы выбора, с другой стороны, означает, что и государство и общество в целом свободны в принятии и поддержке тех типов семьи и семейного поведения, которые наилучшим образом удовлетворяют их интерес в обеспечении количественных или  качественных характеристик воспроизводства населения и успешной социализации подрастающего поколения. Следовательно, принцип свободы выбора предполагает последовательное и равное его применение в отношении семьи и личности с одной стороны, общества и государства с другой.

Принцип общественного  договора означает регламентацию взаимоотношений семьи и государства, формулирование всех взаимных прав и обязанностей семьи и государства по отношению друг к другу. Семья обеспечивает общество исполнителями социальных ролей. Следовательно, общество объективно заинтересованно в том, чтобы семья эффективно выполняла свои специфические социальные  функции. Но социальные изменения подорвали и чем дальше, тем больше подрывают личностную заинтересованность, мотивированность индивидов в рождении и воспитании нескольких детей, на которой основывалась социальная жизнь на протяжении столетий и которая формировалась семьей. Поэтому семья удовлетворяя потребности общества в работниках, в исполнителях социальных ролей, вправе потребовать от государства как представителя всеобщего интереса на договорной основе обеспечивать поддержку тех людей семейной жизни, которые способствуют реализаций функций воспроизводства и социализации.

Принцип социального  участия означает участие в проведении семейной политики (ее целепологании, формировании системы мер и их реализации) иных, кроме государства, субъектов. Речь идет об  участи  в этом процессе всех институтов гражданского общества – объединении граждан, партий, союзов, обществ, ассоциаций, движений, в том числе и тех, которые создаются с целью защиты и отставания собственно интересов семьи, а также коммерческих фирм и партии, территориальных, этнических и др. Важно лишь, чтобы все эти негосударственные субъекты семейной политики имели четко выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна измениться, в чем состоит общественный применительно к воспроизводству населения. Социальное участие – это понятие,  характеризующее широкий спектр ситуаций, в которых граждане в той или иной степени вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, социальной (в том числе семейной) политики.

Принцип единства целей  федеральной и региональной семейной политики означает, что основные принципы  едины для всей страны и не зависит от конкретных особенностей семьи и семейного поведения на той или иной территории. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет конкретизации единых в своей основе целей семейной политики, так и путем применения специфических средств их достижения. При этом согласование федеральных и местных интересов должно осуществляться в конституционных и законодательных рамках с использованием тех структур которые формируются в настоящее время. Специальные региональные программы – это наилучший механизм реализации семейной политики и обеспечение единства целей с учетом местных особенностей.

Информация о работе Опыт и особенности соцработы с семьей