Опыт практического применения возможностей интернета для решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Основная цель социальной работы с инвалидами - ликвидация социальных барьеров инвалидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические подходы к решению проблем людей с ограниченными
физическими возможностями………………………………………………. 5
1.1.Социальные проблемы инвалидов…………………………............ 5
1.2. Возможности интернета в технологии социальной работы с
инвалидами........................................................................................ 12
Глава II. Опыт практического применения возможностей интернета для
решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае……….. 21
2.1.Анализ опыта применения Интернета по решению проблем лиц, с
ограниченными возможностями здоровья
в Краснодарском крае……………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список литературы………………………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

интернет-технологии в реабилитации инвалидов.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Основными целями применения технологии социальной работы являются:

- преодоление  у человека состояния беспомощности;

- помощь  в адаптации к новым условиям  существования и жизнедеятельности;

- формирование  новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

- восстановление  и компенсация утраченных человеком  возможностей и функций [7; 69].

Рассмотрим  социальные технологии помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализация этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жизни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную бытовую и предметную среду существования и преодолеть психологические последствия травмы, ранения или заболевания.

Социальная адаптация – часть реабилитационных мероприятий. Комплекс мероприятий направленные на процессы приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем ее усвоения.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве [7; 70].

Технология социального обеспечения  включает в себя такие элементы как:

- формирование соответствующей  нормативно-правовой базы;

- определение круга организаций  и учреждений, в обязанности которых  входит социальное обеспечение  инвалидов и определение порядка деятельности этих организаций;

- аккумулирование необходимых  для социального обеспечения  инвалидов средств;

- определение порядка соответствующих  выплат и их систематическое  осуществление;

- обеспечение инвалидов необходимым  для нормальной и полноценной жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.);

- организация и осуществление  систематической и квалифицированной  медицинской помощи.

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение  потребностей  инвалида  в  различных  социальных  услугах 

[17; 223]. В структуре социальной  помощи можно выделить такие  элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Социальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стационаров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая  задача социального развития. Технический  и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания – всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.

 

1.2. Возможности интернета  в технологии социальной работы     с инвалидами

 

Для полноценного развития инвалидам  необходимо общение, им необходимо ощутить  себя личностью, полноценным членом общества. Фактически многое из них являются оторванными от жизни, многие даже не могут без посторонней помощи покинуть квартиру.

Наши города мало приспособлены  для инвалидов. Не все дома оборудованы  лифтами, поэтому инвалидам-колясочникам без посторонней помощи проблематично как выйти из квартиры, так и вернуться в нее, им трудно зайти в магазин, поликлинику и другие социальные учреждения, потому что нет пандусов и опор для рук. Людям с ограниченными возможностями проблематично посещать школу, ВУЗ по тем же причинам. Не все пешеходные переходы оборудованы звуковыми сигналами и дорожками для незрячих людей. По этим и другим причинам круг общения инвалидов обычно ограничен.

Найти выход из сложившейся ситуации помогает Интернет. В настоящее время  тарифы на интернет становятся дешевле, чтобы его установить, не нужен компьютер последней модели. Интернет становится более доступным.

Инвалидам Интернет может предоставить шанс «жить полноценной жизнью», почувствовать себя личностью. Интернет  позволяет завести знакомых в любой точке земного шара. Он хорош тем, что при сетевом общении не важен ни возраст, ни цвет кожи, ни внешность собеседника. На первый план выходит его внутренний мир. Все это практически нивелирует барьеры, мешающие свободному общению: в Интернете все равны. От того, как к тебе будут относиться другие участники виртуального мира, во многом зависит от тебя. Кстати, порой сетевое общение перерастает не, только, в дружбу, но и в любовь. Кроме общедоступных форумов, существуют специализированные, созданные для инвалидов и их опекунов. Они делятся своими проблемами, способами их решения, или просто общаются. Существует Всероссийский сайт инвалидов www.invalirus.ru.  Здесь инвалиды могут пообщаться в чате и на форуме, посмотреть законодательство, познакомиться с интересными людьми. Большие возможности для общения дает программа для общения Skype. С ее помощью можно с компьютера бесплатно позвонить не только такому же абоненту Skype, но и увидеть его по видеосвязи. Для этого необходимы наушники и WEB-камера. С помощью этой программы можно организовать виртуальную встречу сразу нескольких человек одновременно с помощью группового видеозвонка. Люди с ограниченными возможностями могут, не выходя из дома не только общаться между собой, но и видеть друг друга. Одно из преимуществ данной системы, что такие звонки совершаются бесплатно. Кроме того данная программа позволяет по низким тарифам звонить на стационарные и мобильные телефоны.  Все это  немаловажно для инвалидов, большая часть бюджета которых уходит на лечение.

Также имеется возможность с  помощью Интернета оплатить коммунальные услуги, заказать лекарства и другие необходимые товары на дом.

Интернет дает огромные возможности  для самореализации. Инвалиды, которые хорошо пишут стихи и рассказы, рисуют, сочиняют музыку,  могут выставить свои работы на всеобщий показ на специализированных сайтах в Интернете. Чувствуете потребность поделиться своими мыслями об окружающем вас мире и происходящих в нем событиях? Пожалуйста, к вашим услугам сервисы онлайновых дневников и блогов.

Инвалиды, которые умеют мастерить  что-либо, могут на специальных сайтах продавать свои работы.

Чтобы быть конкурентоспособным в  современном мире, необходимо обладать знаниями. Исследования показывают, что тенденция роста числа инвалидов в ближайшие десятилетия в России и во всем мире будет сохраняться. Поэтому решение проблем профессионального обучения и обеспечения занятости инвалидов весьма актуально.

Инвалиды в России получают образование  в специальных учебно-методических центрах. Но их явно недостаточно. Потребности инвалидов в профессиональном образовании превышают возможности государства в этой сфере, а большинство высших учебных заведений страны не готовы к обучению инвалидов: отсутствует безбарьерная среда, нет специального оборудования, нет подготовленных кадров для работы с инвалидами.

Многие ВУЗы предлагают возможности  дистанционного образования.

С помощью Интернета, молодые инвалиды обучаются и имеют высшее образование, получая контрольные работы через свою электронную почту, и затем отправляя тем же способом через неё ответы. Это самый удобный способ для тех инвалидов, кто не может по своей болезни посещать университет. На сегодняшний день, обучение посредством глобальной сети доступно любому инвалиду, желающему иметь высшее образование. Но для этого необходимо сдать сначала вступительные экзамены в виде тестов, которые представлены на компьютерах. Вопросы по истории, литературе, и правильные ответы на них – успешные поступления в ВУЗы.

Также разрабатываются  проекты  по дистанционному обучению детей-инвалидов.

В Федеральной целевой программе  развития образования на 2006-2010 годы записано, что одним из социальных эффектов ее реализации должно стать  «расширение возможности получения  образования детьми с ограниченными возможностями», а именно «увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование». На практике это означает, что необходимо создавать условия для его получения.

В настоящее время лишь небольшая часть инвалидов может реализовать это конституционное право. В частности, в подмосковном Подольске в местном отделении Всероссийского общества инвалидов зарегистрировано более двух тысяч человек, из которых учатся в вузах лишь пятеро, в том числе два инвалида-колясочника. В масштабах всей страны проблема приобретает грандиозный размах. Ведь, по данным Росстата, в России ежегодно впервые признается инвалидами около 1,5 млн человек или каждый сотый россиянин. При этом около 20% из них — дети. По официальным сведениям, в 2005 году не могли посещать школу около 200 тыс детей-инвалидов. Всего же, по данным, приведенным в федеральной целевой программе «Дети России», в Российской Федерации из 29 млн детей инвалидами является 587 тыс. [25]

В 2009 году, который был объявлен годом равных возможностей, государством были предприняты меры для обеспечения комфортного обучения детей инвалидов.

Эта работа, которая в итоге должна дать возможность получить качественное образование детям, вынужденным  учиться дома будет проведена в рамках нацпроекта «Образование». На ее осуществление в 2009 году из федерального бюджета будет выделен 1 миллиард рублей.

Деньги  были направлены, в частности, на то, чтобы создать в каждом субъекте РФ центры дистанционного образования. Они обеспечивают доступ учителей к электронным образовательным ресурсам, позволяют организовать дистанционное обучение детей-инвалидов.

Рабочие места таких ребят, учителей и центров дистанционного образования  были подключены по широкополосным каналам  доступа к сети интернет. Детей-инвалидов  и их учителей полностью обеспечили всем необходимым для обучения:  комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехникой и программным обеспечением. Все это, конечно, было адаптировано под каждого конкретного ребенка, с учетом его нарушений здоровья. После установки оборудования  проводилось его техническое обслуживание и оплата трафика.

В рамках приоритетного национального  проекта «Образование» государство  реализует ряд проектов на базе ИКТ, призванных улучшить положение людей  с ограниченными возможностями. В частности, в 2006 году заключен государственный  контракт на разработку программного,  медико-профессионального реабилитационного  комплекса речевого  управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП). Также запланирована поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями. Сформированы профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования с применением новых технологий обучения.

К сожалению, для того, чтобы помочь многим людям с ограниченными возможностями, одного дистанционного образования недостаточно. Зачастую инвалиды в силу своих заболеваний просто не могут пользоваться компьютером без специальных приспособлений.

В частности, слепые и слабовидящие люди, в отличие от обычных людей, не могут получать визуальную информацию с экрана монитора. В помощь им предлагаются различные аппаратные или программные средства. Прежде всего, это программы чтения, которые произносят текст, находящийся на экране. При этом пользователь перемещается по меню, диалоговым окнам, полям редактирования и т.д. при помощи стандартной клавиатуры, используя специальные сочетания клавиш. Кстати, программы чтения экрана могут помочь не, только, людям с проблемами зрения, но и пользователям с дислексией (неспособностью к чтению) или с трудностями обучения.

Многие инвалиды по зрению также  используют так называемый брайлевский  дисплей — специальное устройство, которое помещается перед пользователем  и представляет информацию с экрана в тактильном (осязаемом) виде. Кроме того, на рынке существуют электронные записные книжки, в которые встроены брайлевские дисплеи с кнопками маршрутизации курсора.

Слабовидящим людям может пригодиться  программа чтения экрана с увеличением, а также автономное телевизионное  устройство, которое увеличивает мелкий типографский текст до необходимых размеров, отображая его на специальном экране.

Люди с ослабленным зрением  для работы на компьютере могут использовать специальные  клавиатуры, размер клавиш на которых больше, чем на стандартных  устройствах, а  символы, изображенные на кнопках, не только крупнее обычных, но, и выполнены методом рельефного гравирования.

Специальные клавиатуры с большими кнопками используются при работе на компьютере и людьми с ограниченной подвижностью рук. Существуют сенсорные модели, которые реагируют не на нажатие клавиши, а на прикосновение. Полезны также выносные компьютерные кнопки, с помощью которых удобно выполнять часто используемые команды, специальные джойстики (аналоги компьютерной мыши), роллеры (трекбол с кнопками). Кроме того, выпускаются ножные и головные компьютерные мыши, управляемые, соответственно, ногой или движением головы.

Несмотря на то, что сейчас в  нашей стране инвалидам доступны услуги дистанционного обучения, а  также специальные устройства, помогающие освоить компьютер, одной из проблем остается недостаток квалифицированных педагогических кадров в сфере обучения людей с ограниченными возможностями. В рамках национального проекта «Образование», а также ряда других программ и проектов предусмотрено проведение специальных мероприятий по повышению квалификации преподавателей, работающих с инвалидами.

Так, в частности, в Тамбове на базе Тамбовского Государственного университета с 10 по 12 октября 2006 года состоялся семинар: «Повышение квалификации специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами на базе высших учебных заведений». На нем обсуждались вопросы, касающиеся интеграции детей-инвалидов «во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе — в сферу профессиональной деятельности». При этом отмечалось, что для решения данного вопроса в первую очередь необходимо построить систему непрерывного профессионального образования людей с ограниченными возможностями.

Не оставил без внимания вопросы  применения информационных технологий в обучении инвалидов и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). В 2005 году ИИТО ЮНЕСКО завершил разработку образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров, включающей учебные курсы по различным вопросам использования ИКТ в образовании. Среди предлагаемых курсов есть и курс по применению «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями». В рамках специальной программы 20 апреля 2007 г. в Москве ИИТО ЮНЕСКО организовал практический семинар «Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании людей с особыми потребностями».

Информация о работе Опыт практического применения возможностей интернета для решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае