Опыт практического применения возможностей интернета для решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Основная цель социальной работы с инвалидами - ликвидация социальных барьеров инвалидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические подходы к решению проблем людей с ограниченными
физическими возможностями………………………………………………. 5
1.1.Социальные проблемы инвалидов…………………………............ 5
1.2. Возможности интернета в технологии социальной работы с
инвалидами........................................................................................ 12
Глава II. Опыт практического применения возможностей интернета для
решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае……….. 21
2.1.Анализ опыта применения Интернета по решению проблем лиц, с
ограниченными возможностями здоровья
в Краснодарском крае……………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список литературы………………………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

интернет-технологии в реабилитации инвалидов.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Считается, что уровень развития любой страны определяется не только экономическими показателями, но и  отношением к социально незащищенным группам населения, куда входят и  люди с ограниченными возможностями. Реализации такими людьми своего права на образование позволит многим из них быть полноценными членами общества и в итоге повысит уровень их социальной защищенности.

Кроме высшего образования с  помощью Интернета, инвалиды могут пройти дистанционные курсы в интересующих их сферах деятельности, получив дополнительную специальность.

Интернет дает широкие возможности  для удаленной работы  («фриланс»). На сайтах, посвященных фрилансу можно  найти огромное количество предложение  о работе. Единственный недостаток такой работы заключается в том, что она выполняется без заключения трудового договора, т.е. трудовой стаж работнику не идет.

Есть еще два варианта работы на дому. Первый, когда работодатель, заключив с инвалидом трудовой договор, оборудует рабочее место инвалида необходимой техникой на дому (в случае наличия необходимой аппаратуры у инвалида этого делать не надо) и с помощью электронной почты высылает ему задания. Второй, когда инвалид, заключив договор гражданско-правового характера, выполняет работу на дому.

Интернет, конечно же, не заменит  живого общения между людьми, фотографии природы и городов не заменят  настоящих, а виртуальная любовь живую. Но с его помощью инвалиды могут почувствовать вкус к жизни, самореализоваться, выставить свои работы в интернет-галерее, виртуальное общение может перерасти в живое, а виртуальная любовь в настоящую. Люди с ограниченными возможностями могут почувствовать себя частью общества, частью большого мира. Интернет никогда не заменит настоящую жизнь, но он может дать толчок к познанию жизни настоящей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Опыт   практического   применения   возможностей   интернета   для решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае

2.1. Анализ опыта применения  Интернета по решению проблем лиц, с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае

 

В данном разделе мы рассмотрим опыт Краснодарского края в применении  Интернета в технологии социальной работы с инвалидами.

Общее число инвалидов в Краснодарском  крае составляет более 300 тысяч человек или около 6 % от всего населения.

Преимущественное большинство  инвалидов (65%) составляют женщины. Каждый пятый инвалид является лицом  трудоспособного возраста. На протяжении ряда лет уровень первичной инвалидности в Краснодарском крае остается высоким и составил в 1998 году 72,7 случая на 10 тысяч взрослого населения. Показатель первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста в 1998 году составил 58,2 на 10 тысяч человек. Всего в 1998 году впервые признано инвалидами 29 тысяч человек, из них практически каждый второй (13 тысяч) стал инвалидом в трудоспособном возрасте. Инвалидность детей (до 16 лет) выросла с 11,3 на 1000 детского населения в 1995 году до 18,5 в 1998 году [16].

Из общего числа впервые признанных инвалидами последние 3 года первое место занимают болезни кровообращения (43,2%), третье и четвертое - психические заболевания (7,1%) и болезни нервной системы (5,3%). В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста третье место традиционно занимают последствия травм [16].

Основными причинами детской инвалидности являются психоневрологические заболевания (50%), болезни внутренних органов (20%), нарушения слуха и зрения (17%), заболевания опорно - двигательного  аппарата (10%) [16].

Данные, полученные при освидетельствовании  инвалидов в учреждениях службы медико - социальной экспертизы, а также в результате исследования, проведенного Центральным НИИ экспертизы трудоспособности показали, что практически каждый инвалид нуждается в реабилитации.

По данным департамента образования  и науки Краснодарского края на данный момент в общеобразовательных учреждениях края:

2233 общее количество детей-инвалидов обучающихся на дому

1281 количество детей-инвалидов, обучающихся на дому по общеобразовательной программе и программе СКОУ VII вида

Из них:

622 количество детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для обучения с использованием ДОТ

98 рекомендовано для участия во втором этапе проекта      

С этой целью   в приоритетном национальном проекте «Образование», одним из направлений определено «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

В рамках реализации данного направления  планируется:

Приобретение оборудования

Субсидии из федерального бюджета - 18 130 998,00

Краевая целевая «Дети Кубани» - 7 064 000,00

Оснащение рабочих мест и подключение  к сети Интернет

Субсидии из федерального бюджета  – 4 018146,00 [16].

В Краснодарском крае  2009 – 2012 годах  осуществляться проект «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов».  Проект рассчитан на детей-инвалидов, способных  обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, а также по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В рамках реализации мероприятия «Развитие  дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта  «Образование» в Краснодарском  крае 25 октября 2009 года был открыт Центр  дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому. Центр является структурным подразделением ГОУ Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования [16].

Основными задачами Центра дистанционного образования являются:

- обеспечение доступа детей-инвалидов, обучающихся на дому, к образовательным и иным информационным ресурсам;

- обеспечение условий для получения  ими качественного образования;

- оказание поддержки семьям, воспитывающим  детей с ограниченными возможностями  здоровья;

- обеспечение безбарьерной среды для детей-инвалидов;

- расширение возможностей их  последующей профессиональной занятости; 

- обеспечение успешной социализации  и полноценной интеграции в  образовательную и социальную  среду.

В структуре Центра функционируют 3 отдела:

- учебно-методический отдел; 

- отдел психолого-педагогического  сопровождения образовательной  деятельности;

- отдел научно-технического сопровождения  дистанционного образования. 

На первом этапе дистанционное  обучение осуществляется как дополнительное образование детей-инвалидов, обучающихся по домашней форме обучения. Оно ориентировано на расширение и углубление знаний ребенка по отдельным учебным предметам с учетом его интересов и склонностей. Но будет продолжено и обучение детей на дому силами педагогов школ.

В первую очередь уделено внимание детям с нарушением опорно-двигательного  аппарата, так как это 42% от всех нуждающихся  в организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому. Они лишены возможности самостоятельного передвижения, а потому  наиболее изолированы от внешнего мира.

В 2010 году по проекту оборудовано 74 ученических рабочих места (для  детей с нарушением опорно-двигательного  аппарата), обеспеченных  скоростным неограниченным Интернетом.

На I этапе обучают детей в дистанционном режиме  15 учителей, имеющих высшую квалификационную категорию. Эти педагоги прошли специальную подготовку по применению информационных технологий в обучении детей-инвалидов на базе Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва).

Кроме того, сотрудники отдела психолого-педагогического  сопровождения образовательной  деятельности Центра наладили тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечили им морально-психологическую  поддержку. В планах специалистов - выезды в территории, очные контакты с детьми и родителями, а также тесное взаимодействие с педагогами общеобразовательных учреждений, в том числе и базовых школ.

В Центре дети могут получить не только дополнительное образование, расширить  свой кругозор, используя возможности Интернета, но и увеличить круг друзей, с которыми можно будет поделиться своими радостями и достижениями. Основное образование они продолжают получать в школе.

Став обучающимися Центра, дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, бесплатно получают комплект компьютерного оборудования по договору безвозмездного временного пользования. А также им  предоставляется подключение к сети Интернет. В комплект оборудования входит персональный компьютер Apple, лазерный принтер, сканер, наушники, колонки, веб-камера, цифровой фотоаппарат и т.д.

Перед началом занятий психолого-педагогический консилиум Центра изучает возможности  каждого ребенка. На основе анализа  всей имеющейся информации консилиум  рекомендует учебную нагрузку, курсы  дополнительного образования, направления коррекционно-развивающих занятий. Следуя этим рекомендациям, для каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план. Обучающиеся и их родители имеют право выбора учебных курсов из перечня рекомендованных для освоения в дистанционной форме.

Оборудование и программное  обеспечение для ребенка подбирается  индивидуально, с учётом его ступени  обучения, физических возможностей и  состояния здоровья.

Перед началом обучения в дистанционной  форме родители и дети проходят курс подготовки по основам использования оборудования и программ для дистанционного обучения. Все участники образовательного процесса могут получить оперативную консультативную помощь по всем вопросам, связанным с организацией и техническим обеспечением образовательного процесса.

Занятия по выбранным курсам проходят дистанционно, с применением Интернет-технологий, в он-лайн режиме и с выполнением заданий в системе дистанционного обучения.

Педагоги, работающие в Центре, - специалисты  высокой квалификации, имеющие богатый  опыт работы с детьми. Они также обеспечиваются комплектом оборудования и программным обеспечением, специфическим для своего учебного предмета, проходят специальную курсовую подготовку.

Колледжи и ВУЗы края предоставляют  возможность всем желающим получить высшее образование дистанционно.

Приведу пример Новороссийского колледжа строительства и экономики. В  колледже разрабатываются и успешно  апробируются инновационные образовательные  технологии, с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют  воспроизводить учебный процесс в виртуальном пространстве, проводить электронное тестирование, консультации в режиме on – line.

Одним из первых в крае колледж  стал использовать обучение с применением  дистанционных технологий, обучение с помощью сети Интернет (е - Learning).

В 2007 Новороссийский колледж строительства  и экономики принимал участие  и выиграл конкурс Департамента образования и науки Краснодарского края по созданию модели дистанционного обучения по специальностям среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в рамках целевой Программы социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам в Краснодарском крае).

Некоторые образовательные центры предлагают пройти имеющиеся у них  курсы дистанционно, при этом существенно снижается их стоимость.

Приведу пример центра дистанционного обучения «Байт», который находится  в городе Кропоткин.

Некоммерческое образовательное  учреждение Центр компьютерного  обучения «Байт» проводит очное и  дистанционное обучение  по следующим направлениям подготовки: 1С: Предприятие 8, Оператор ПЭВМ, Компьютерная графика, Web-дизайн, Программирование в Turbo Pascal 7.1

Преподаватели - это опытнейшие специалисты  с многолетним стажем преподавания, имеющие большой практический опыт работы в сфере информационных технологий.

По каждой программе подготовки можно пройти как платное, так  и бесплатное дистанционное обучение.

Пройти обучение, может любой  желающий за небольшую плату, с получением свидетельства государственного образца. При бесплатном обучении свидетельство не выдается.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из поставленных задач, можно  сделать определенные выводы. В ходе изучения учебной и научной литературы можно сказать, что проблема инвалидности рассматривается практически во всех учебных пособиях и периодических изданиях, специализирующихся на социальной работе, и всеми авторами, занимающимися сущностью социальной работы. Инвалидность, проблемы связанные с этим явлением, конечно же, должны решаться с помощью специальных служб и технологий. В научной и учебной литературе достаточно объемно рассматриваются технологии социальной работы, позволяющие инвалиду быть полноценным членом общества.

Все люди разные и каждый человек  неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.

Сегодня слово «инвалид» вызывает ассоциацию с определением «беспомощный». У большинства людей складывается представление об инвалидах, как  о пациентах больниц, которые  нуждаются в постоянном уходе и посторонней помощи. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной, безбарьерной среды. Инвалидам необходимо жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми возможностями, чувствовать себя полноценными членами общества.

Среди инвалидов много одаренных, талантливых личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать себя, но и вносить свой  вклад  в развитие общества, способ самовыражения. К сожалению, мы об этих людях многого не знаем. Большинство даже не подозревает об их существовании, не знают условий и проблем их жизни.

Создание оптимальных условий  для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач.

Информация о работе Опыт практического применения возможностей интернета для решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае