Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 10:29, курсовая работа
Основная цель социальной работы с инвалидами - ликвидация социальных барьеров инвалидности, преодоление маргинальности и аутоидентичности инвалидов и формирование безбарьерной социальной среды их жизнедеятельности.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические подходы к решению проблем людей с ограниченными
физическими возможностями………………………………………………. 5
1.1.Социальные проблемы инвалидов…………………………............ 5
1.2. Возможности интернета в технологии социальной работы с
инвалидами........................................................................................ 12
Глава II. Опыт практического применения возможностей интернета для
решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае……….. 21
2.1.Анализ опыта применения Интернета по решению проблем лиц, с
ограниченными возможностями здоровья
в Краснодарском крае……………………………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список литературы………………………………………………………….. 29
Считается, что уровень развития любой страны определяется не только экономическими показателями, но и отношением к социально незащищенным группам населения, куда входят и люди с ограниченными возможностями. Реализации такими людьми своего права на образование позволит многим из них быть полноценными членами общества и в итоге повысит уровень их социальной защищенности.
Кроме высшего образования с помощью Интернета, инвалиды могут пройти дистанционные курсы в интересующих их сферах деятельности, получив дополнительную специальность.
Интернет дает широкие возможности для удаленной работы («фриланс»). На сайтах, посвященных фрилансу можно найти огромное количество предложение о работе. Единственный недостаток такой работы заключается в том, что она выполняется без заключения трудового договора, т.е. трудовой стаж работнику не идет.
Есть еще два варианта работы на дому. Первый, когда работодатель, заключив с инвалидом трудовой договор, оборудует рабочее место инвалида необходимой техникой на дому (в случае наличия необходимой аппаратуры у инвалида этого делать не надо) и с помощью электронной почты высылает ему задания. Второй, когда инвалид, заключив договор гражданско-правового характера, выполняет работу на дому.
Интернет, конечно же, не заменит живого общения между людьми, фотографии природы и городов не заменят настоящих, а виртуальная любовь живую. Но с его помощью инвалиды могут почувствовать вкус к жизни, самореализоваться, выставить свои работы в интернет-галерее, виртуальное общение может перерасти в живое, а виртуальная любовь в настоящую. Люди с ограниченными возможностями могут почувствовать себя частью общества, частью большого мира. Интернет никогда не заменит настоящую жизнь, но он может дать толчок к познанию жизни настоящей.
II. Опыт практического применения возможностей интернета для решения социальных проблем инвалидов в Краснодарском крае
2.1. Анализ опыта применения Интернета по решению проблем лиц, с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае
В данном разделе мы рассмотрим опыт Краснодарского края в применении Интернета в технологии социальной работы с инвалидами.
Общее число инвалидов в
Преимущественное большинство
инвалидов (65%) составляют женщины. Каждый
пятый инвалид является лицом
трудоспособного возраста. На протяжении
ряда лет уровень первичной
Из общего числа впервые признанных инвалидами последние 3 года первое место занимают болезни кровообращения (43,2%), третье и четвертое - психические заболевания (7,1%) и болезни нервной системы (5,3%). В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста третье место традиционно занимают последствия травм [16].
Основными причинами детской инвалидности являются психоневрологические заболевания (50%), болезни внутренних органов (20%), нарушения слуха и зрения (17%), заболевания опорно - двигательного аппарата (10%) [16].
Данные, полученные при освидетельствовании инвалидов в учреждениях службы медико - социальной экспертизы, а также в результате исследования, проведенного Центральным НИИ экспертизы трудоспособности показали, что практически каждый инвалид нуждается в реабилитации.
По данным департамента образования и науки Краснодарского края на данный момент в общеобразовательных учреждениях края:
2233 общее количество детей-инвалидов обучающихся на дому
1281 количество детей-инвалидов, обучающихся на дому по общеобразовательной программе и программе СКОУ VII вида
Из них:
622 количество детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний для обучения с использованием ДОТ
98 рекомендовано для участия во втором этапе проекта
С этой целью в приоритетном национальном проекте «Образование», одним из направлений определено «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»
В рамках реализации данного направления планируется:
Приобретение оборудования
Субсидии из федерального бюджета - 18 130 998,00
Краевая целевая «Дети Кубани» - 7 064 000,00
Оснащение рабочих мест и подключение к сети Интернет
Субсидии из федерального бюджета – 4 018146,00 [16].
В Краснодарском крае 2009 – 2012 годах осуществляться проект «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов». Проект рассчитан на детей-инвалидов, способных обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования, а также по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В рамках реализации мероприятия «Развитие
дистанционного образования детей-инвалидов»
приоритетного национального
Основными задачами Центра дистанционного образования являются:
- обеспечение доступа детей-инвалидов, обучающихся на дому, к образовательным и иным информационным ресурсам;
- обеспечение условий для
- оказание поддержки семьям, воспитывающим
детей с ограниченными
- обеспечение безбарьерной среды для детей-инвалидов;
- расширение возможностей их
последующей профессиональной
- обеспечение успешной
В структуре Центра функционируют 3 отдела:
- учебно-методический отдел;
- отдел психолого-
- отдел научно-технического
На первом этапе дистанционное обучение осуществляется как дополнительное образование детей-инвалидов, обучающихся по домашней форме обучения. Оно ориентировано на расширение и углубление знаний ребенка по отдельным учебным предметам с учетом его интересов и склонностей. Но будет продолжено и обучение детей на дому силами педагогов школ.
В первую очередь уделено внимание детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как это 42% от всех нуждающихся в организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому. Они лишены возможности самостоятельного передвижения, а потому наиболее изолированы от внешнего мира.
В 2010 году по проекту оборудовано 74 ученических рабочих места (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), обеспеченных скоростным неограниченным Интернетом.
На I этапе обучают детей в дистанционном режиме 15 учителей, имеющих высшую квалификационную категорию. Эти педагоги прошли специальную подготовку по применению информационных технологий в обучении детей-инвалидов на базе Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва).
Кроме того, сотрудники отдела психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности Центра наладили тесное взаимодействие с обучающимися, их родителями, обеспечили им морально-психологическую поддержку. В планах специалистов - выезды в территории, очные контакты с детьми и родителями, а также тесное взаимодействие с педагогами общеобразовательных учреждений, в том числе и базовых школ.
В Центре дети могут получить не только дополнительное образование, расширить свой кругозор, используя возможности Интернета, но и увеличить круг друзей, с которыми можно будет поделиться своими радостями и достижениями. Основное образование они продолжают получать в школе.
Став обучающимися Центра, дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, бесплатно получают комплект компьютерного оборудования по договору безвозмездного временного пользования. А также им предоставляется подключение к сети Интернет. В комплект оборудования входит персональный компьютер Apple, лазерный принтер, сканер, наушники, колонки, веб-камера, цифровой фотоаппарат и т.д.
Перед началом занятий психолого-
Оборудование и программное
обеспечение для ребенка
Перед началом обучения в дистанционной форме родители и дети проходят курс подготовки по основам использования оборудования и программ для дистанционного обучения. Все участники образовательного процесса могут получить оперативную консультативную помощь по всем вопросам, связанным с организацией и техническим обеспечением образовательного процесса.
Занятия по выбранным курсам проходят дистанционно, с применением Интернет-технологий, в он-лайн режиме и с выполнением заданий в системе дистанционного обучения.
Педагоги, работающие в Центре, - специалисты высокой квалификации, имеющие богатый опыт работы с детьми. Они также обеспечиваются комплектом оборудования и программным обеспечением, специфическим для своего учебного предмета, проходят специальную курсовую подготовку.
Колледжи и ВУЗы края предоставляют возможность всем желающим получить высшее образование дистанционно.
Приведу пример Новороссийского колледжа строительства и экономики. В колледже разрабатываются и успешно апробируются инновационные образовательные технологии, с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют воспроизводить учебный процесс в виртуальном пространстве, проводить электронное тестирование, консультации в режиме on – line.
Одним из первых в крае колледж стал использовать обучение с применением дистанционных технологий, обучение с помощью сети Интернет (е - Learning).
В 2007 Новороссийский колледж строительства
и экономики принимал участие
и выиграл конкурс Департамента
образования и науки
Некоторые образовательные центры предлагают пройти имеющиеся у них курсы дистанционно, при этом существенно снижается их стоимость.
Приведу пример центра дистанционного обучения «Байт», который находится в городе Кропоткин.
Некоммерческое
Преподаватели - это опытнейшие специалисты с многолетним стажем преподавания, имеющие большой практический опыт работы в сфере информационных технологий.
По каждой программе подготовки можно пройти как платное, так и бесплатное дистанционное обучение.
Пройти обучение, может любой желающий за небольшую плату, с получением свидетельства государственного образца. При бесплатном обучении свидетельство не выдается.
Заключение
Исходя из поставленных задач, можно сделать определенные выводы. В ходе изучения учебной и научной литературы можно сказать, что проблема инвалидности рассматривается практически во всех учебных пособиях и периодических изданиях, специализирующихся на социальной работе, и всеми авторами, занимающимися сущностью социальной работы. Инвалидность, проблемы связанные с этим явлением, конечно же, должны решаться с помощью специальных служб и технологий. В научной и учебной литературе достаточно объемно рассматриваются технологии социальной работы, позволяющие инвалиду быть полноценным членом общества.
Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.
Сегодня слово «инвалид» вызывает
ассоциацию с определением «беспомощный».
У большинства людей
Среди инвалидов много одаренных, талантливых личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность обеспечивать себя, но и вносить свой вклад в развитие общества, способ самовыражения. К сожалению, мы об этих людях многого не знаем. Большинство даже не подозревает об их существовании, не знают условий и проблем их жизни.
Создание оптимальных условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач.