Органы власти и молодежные организации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

В политической жизни общества важное место принадлежит молодежи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.
Целью исследования является анализ деятельности субъектов гражданско-патриотического воспитания по реализации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания на примере Республики Татарстан и разработка рекомендаций по ее совершенствованию и оптимизации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты предмета исследования
1.1. Государственная молодежная политика
1.2. Молодежные организации в современной России
Глава 2. Органы власти и молодежные организации Республики Татарстан
2.1. Взаимодействие Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и молодежных организаций РТ
2.2. Анализ непосредственной деятельности Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ в сфере реализации государственной молодежной политики
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия молодежных организаций с органами власти
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

правильная курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

      Взаимодействие  Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и молодежных общественных объединений, входящих в реестр Министерства, осуществляется на конкурсной основе. Данный принцип закреплен в Положении «О конкурсе проектов, программ молодежных и детских общественных объединений в Республике Татарстан на 2010 год». В соответствии с данным Положением, участниками конкурса могут выступать региональные и местные молодежные общественные объединения, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке. При этом под региональными молодежными объединениями понимаются те зарегистрированные молодежные объединения, деятельность которых в соответствии с уставными целями осуществляется в пределах территории Республики Татарстан.

      Местными  молодежными объединениями являются молодежные организации, действующие в пределах территории органа местного самоуправления. На первоначальном этапе проводятся мероприятия по информированию и консультированию потенциальных участников конкурса. Затем осуществляется сбор проектов и программ, после чего они передаются в Экспертный совет, который должен вынести экспертное заключение и рекомендации по финансированию проектов в текущем году.

      В результате анализа локальных нормативных  актов Министерства по делам молодежи, спорту и туризму выяснилось, что в реестр молодежных и детских общественных объединений не входят молодежные политические объединения. Однако общественные политические организации, не примыкающие к какой-либо политической партии, также являются молодежными организациями и обладают полным правом на получение государственных грантов.   

      Заключение  органами государственной власти договоров  с молодежными общественными  политическими объединениями. Для получения данной формы государственной поддержки молодежное общественное объединение должно зарекомендовать себя в качестве надежного, ответственного и эффективного подрядчика.

      На  сегодняшний день данная форма только вступает в действие. В частности, в 2009 году «Молодая гвардия» заключила договор на издание социального видеоролика. Кроме этого, объем заказов является небольшим и требует больших финансовых вложений.

      Проанализировав основные направления взаимодействий, важно выяснить, насколько, по мнению специалистов Министерства, эффективно оно осуществляется: 33,3% респондентов уверены, что на сегодняшний день сложилось крепкое социальное партнерство между Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и молодежными политическими объединениями.

      Однако  в силу вышеприведенных заключений можно оспорить данный тезис. Большая часть молодежных, (как правило, незарегистрированных) объединений не выступают в роли субъект реализации государственной молодежной политики, осуществляя свою общественно-политическую деятельность самостоятельно. Основной причиной складывающейся ситуации является то, что органы государственной власти не нуждаются в развитии данных отношений с молодежными политическими объединениями. (Ответ на данный вопрос был дан всеми респондентами). Это доказывает тот факт, что органы государственной власти реализуют положения, исключительно закрепленные в действующей нормативной базе, минуя реализацию дополнительных социальных инициатив.

      Специалисты Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан выделяют следующие проблемы, возникающие при взаимодействии с молодежными общественно-политическими объединениями:

    • Чрезмерная политическая активность молодежных политических  организаций.
    • Малобюджетность реализуемых программ молодежных политических  организаций.
    • Небольшая численность организаций и их членов.

      В перспективах дальнейшего развития социального партнерства между  органами государственной власти и  молодежными политическими объединениями  специалисты Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (60% от числа ответивших) предлагают развивать активное сотрудничество в данном направлении. Это, по мнению сотрудников Министерства, обусловлено следующими причинами:

    • деятельность политических молодежных объединений будет эффективней реализовываться при использовании государственных средств;
    • сейчас молодежь далека от политики - необходимы знания о системе государственного управления и о своем месте, роли для страны в целом;
    • необходимо сотрудничество со всеми, кто к этому готов. Только вместе, общими усилиями можно добиться результатов.

      Таким образом, в результате проведенного исследования становится очевидным, что  в условиях современной действительности наблюдаются активные процессы социальной дезинтеграции молодежных политических объединений от органов государственной  власти. На сегодняшний момент достаточно сложно говорить о том, что данные объединения выступают в роли реальных субъектов реализации государственной молодежной политикой.

      Однако  именно молодежные политические объединения  обладают уникальным организационно-управленческим ресурсом, способным консолидировать молодежные массы в единое целое и продвигать идеи гражданско-патриотической направленности в данной социальной среде.

      Необходимо, чтобы Министерство обращало более пристальное внимание к проблемам молодежно-политических объединений, создавая все необходимые условия для эффективной реализации их общественно-политической деятельности.

      Итак, в ходе проделанной автором научно-исследовательской  работы по проблемам взаимодействия органов государственной власти и молодежных общественно-политических объединений, было установлено следующее:

      На  сегодняшний день взаимодействие органов  государственной власти и молодежных общественных объединений является активно развивающимся  направлением государственной молодежной политики. Делается все возможное на установление активного социального партнерства.

      Взаимодействие  органов государственной власти и молодежных общественных объединений  – это процесс согласования и  учета интересов органов государственной  власти и молодежных общественно-политических объединений, который осуществляется с целью реализации совместных действий по решению проблем молодежи и имеет социальную направленность.

      Анализируя  результаты экспертных интервью у руководителей  молодежных объединений и социологических  опросов специалистов Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, очевидно, что первая группа не является реальным субъектов реализации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания. Однако именно молодежные политические объединения обладают уникальным организационно-управленческим ресурсом, способным консолидировать молодежные массы в единое целое и продвигать идеи гражданско-патриотической направленности в данной социальной среде.

      Сотрудники  Министерства по делам молодежи, спорту и туризму не считают молодежных политических объединений полноправным субъектом реализации государственной молодежной политики, в частности это касается радикально настроенных молодежных объединений.

 

Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия молодежных организаций с органами власти

      Действующее законодательство не определяет в полном объеме, каким молодежным общественным объединениям может оказываться  государственная поддержка.

        Для решения данных проблем специалисты Министерства по делам молодежи, спорту и туризму предлагают следующее:

    • Беспрекословно соблюдать действующие законы (в особенности, Конституцию РФ) всеми субъектами реализации государственной молодежной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания;
    • Руководителям общественно-политических молодежных объединений участвовать в программах, направленных на воспитание лидерских качеств, формирование политической, юридической и экономической грамотности. Стоит отметить, что Министерство в ходе реализации молодежной политики не выделяет такое направление как организация обучения для руководителей молодежных общественных политических объединений;
    • Обращать повышенное внимание политических партий к роли политических молодежных организаций в вопросах финансового, материального, организационного, информационно-технического обеспечения;
    • Развивать институт молодежного парламентаризма как молодежного органа управления при представительном (законодательном) органе власти;
    • Совершенствовать законодательство в сфере государственной молодежной политики.

      Проведенный анализ механизма взаимодействия органов  государственной власти и молодежных общественно-политических объединений  на материалах Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан позволяет выработать ряд практических рекомендаций для повышения эффективности принимаемых мер в данной сфере:

  • Действующее законодательство в сфере молодежной политики нуждается в качественном усовершенствовании. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рекомендуется внеси поправки в действующий федеральный закон «Об общественных объединениях»: в новой редакции должно быть указано, что в конкурсе на получение грантов могут участвовать не только молодежные общественные организации, но и молодежные общественно-политические объединения.
  • Представителям малого и среднего бизнеса рекомендуется оказывать финансовую, организационную поддержку молодежным политическим объединениям.
  • Молодежным общественным объединениям Республики Татарстан рекомендуется осуществлять внутри объединения такую кадровую политику, которая направлена на вовлечение большего числа молодых людей в деятельность объединения и подготовку компетентных руководителей объединения.
  • Политическим партиям рекомендуется обратить повышенное внимание к роли политических молодежных организаций в вопросах финансового, материального, организационного, информационно-технического обеспечения.
  • Министерству по делам молодежи, спорту и туризму РТ рекомендуется организовывать обучающие семинары для руководителей, членов молодежных общественно-политических объединений. Специалистам необходимо создать все условия для ценностно-нравственного, духовного и физического роста молодежного лидера. Необходимо также организовывать встречи, круглые столы с данными объединениями, издание методических пособий и сборников тезисов, авторами которых выступали бы как специалисты органа власти, так и члены общественных объединений.
  • Министерству рекомендуется осуществлять материальную и информационную поддержку проводимых уличных мероприятий, социальных акций, инициаторами которых выступают молодежные общественно-политические объединения. Объем финансовых средств формируется из средств, направленных на развитие двух основных направлений: поддержка общественных объединений и формирование гражданско-патриотического воспитания молодежи.
  • Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, молодежным общественным объединениям Республики Татарстан и Общественной молодежной палате при Законодательном Собрании Республики Татарстан рекомендуется реализовать модель трехстороннего сотрудничества.
  • Министерства по делам молодежи, спорту и туризму рекомендуется также осуществлять тесное  взаимодействие со средствами массовой информации в организации и создании кино-видеофильмов, циклов передач и радиопередач о существовании и деятельности не только общеизвестных, но и малозначительных объединений. Оказание данной поддержки в значительной степени сблизит их с молодежными политическими объединениями.

 

Заключение

      Все инструменты, применяемые молодежными политическими организациями, можно разделить на два блока.

      Первый  – теоретический блок. Это распространение  и усвоение ценностей, идеологических установок, целей и форм деятельности организации среди её участников. Формы работы – информационная атака, проведение круглых столов, семинаров, конференций.

      Второй  блок – практический. Это отработка  и закрепление полученных знаний на практике. Организация и проведение различных мероприятий и акций, встречи с известными политиками и др. Оба блока инструментов социализации используются всеми молодежными организациями без исключения. Разница состоит лишь в идеологическом наполнении инструментов.

      Необходимость государственного регулирования и  в то же время обеспечения широкого демократического участия молодежи в общественно-политической сфере требует в процессе реализации государственной политики учета как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной среде.

      По  мнению автора, для развития позитивных и нейтрализации негативных тенденций в молодежной среде требуется создание информационной системы обеспечения государственной молодежной политики.

      Важными составляющими процесса диалогизации взаимодействия государства и молодежи автор считает научно-методическое и нормативно-правовое  обеспечение государственной молодежной политики. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение тесно взаимосвязаны, поскольку в основе разработки того или иного закона  и целевых программ должно лежать проведение комплексного исследования.

      Таким образом, региональные органы по делам  молодежи должны оказывать материальную, финансово-техническую и организационную  поддержку организациям, пропагандирующим «здоровый патриотизм». Ведь именно молодежные политические объединения  обладают уникальным идеологическим ресурсом, способным консолидировать молодежные массы в единое целое и продвигать идеи гражданско-патриотической направленности в молодежной социальной среде.

 

Список  использованной литературы

  1. / О. А. Коряковцева // Сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции «Молодежная политика: проблемы, перспективы» – Дрогобич: ДДПУ им. И. Франка, 2009. С. 76-80.
  2. Воробьев А. Невские арии московских гостей. // "Российская газета" - Центральный выпуск, №4308, 5.03.2007.
  3. Жизненные стратегии молодых людей: массовые стереотипы и потребности их коррекции.// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007. – С. 35.
  4. Коряковцева, О. А. Анализ развития общественно-политической активности молодежи: региональный аспект / О. А. Коряковцева // Вестник Тамбовского государственного университета. – Сер. Гуманитарные науки. – Вып. 7 (75). – С. 392 – 399.
  5. Коряковцева, О. А. Благополучие молодой семьи: В помощь специалисту по работе с молодежью / О. А. Коряковцева, Л. В. Антонова, Е. В. Рыбак, В. Н. Стрижакова. – Архангельск: «Типография Пресс», 2006. – 156 с.
  6. Коряковцева, О. А. Включение молодых людей в общественно-политическую жизнь как приоритет европейских государств / О. А. Коряковцева // Материалы 6-й Международной научно-практической конференции «Социальное партнерство в образовательной сфере». – Ярославль: ЯГПУ, 2009. С.203-208.
  7. Коряковцева, О. А. Вовлечение молодежи в жизнь общества как проблема науки и управления / О. А. Коряковцева // Материалы международной научной конференции «Чтения К. Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ, 2007. – С. 203-227.
  8. Коряковцева, О. А. Вовлечение молодежи в жизнь общества: коллективная монография / О. А. Коряковцева. – Москва: РГСУ, 2007. – С. 41-64; 92-125.
  9. Коряковцева, О. А. Волонтерское движение студентов в контексте вовлечения молодежи в жизнь общества / О. А. Коряковцева // Материалы 60-й международной научной конференции «Чтения К. Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ, 2006. - С. 132-138.
  10. Коряковцева, О. А. Государственная молодежная политика в современной России / О. А. Коряковцева // Вестник Волгоградского государственного университета. – Сер. 4 История. Религоведение. Международные отношения. – 2009. – № 1 (15), С. 122–129.
  11. Коряковцева, О. А. Государственная молодежная политика как фактор развития общественно-политической активности молодежи в постсоветской России: монография / О. А. Коряковцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2010. – 312 с.
  12. Коряковцева, О. А. Гражданское образование как фактор развития социальной активности / О. А. Коряковцева // Сборник научных статей «Проблемы формирования социальных и профессиональных компетенций будущего специалиста». – Тверь, 2008. – С. 22-27.
  13. Коряковцева, О. А. Дидактические средства как компонент реализации молодежной политики / О. А. Коряковцева // Ежегодная научно-промышленная выставка «Инновации. Производство. Рынок» (21–23 октября 2009 г., Ярославль). – Ярославль: ЦНТИ, 2009.
  14. Коряковцева, О. А. Молодежные общественные организации современной России: аналитический обзор / О. А. Коряковцева // Тексты докладов международной научной конференции «Чтения К. Д. Ушинского» «Вопросы отечественной  и зарубежной истории, политологии, теологии, образования». – Ярославль: ЯГПУ, 2009. – С. 219–227.
  15. Коряковцева, О. А. Молодежь как психологический феномен / О. А. Коряковцева // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». – Ярославль: Канцлер, 2007. – C. 276–279.
  16. Коряковцева, О. А. Молодежь как социально-политический феномен: УМК спецсеминара / О. А. Коряковцева, Н.М. Беляева – Ярославль: Канцлер, 2008. – 72 с.
  17. Коряковцева, О. А. О взаимоотношениях органов власти с молодежными общественно-политическими организациями / О. А. Коряковцева // Общенациональный научно-политический журнал «Власть». – № 6. – 2009. – С. 27 – 30.
  18. Коряковцева, О. А. Общественно-политическая активность молодежи: сущность, технологии и опыт компаративного анализа: монография / О. А. Коряковцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008.- 188 с.
  19. Коряковцева, О. А. Организация работы с молодежью: введение в специальность: учебное пособие / М.И. Рожков, О. А. Коряковцева – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 110 с.
  20. Коряковцева, О. А. Основные теоретико-методологические подходы изучения технологического аспекта политической активности молодежи
  21. Коряковцева, О. А. Особенности инструментального подхода к процессу развития социально-политической активности молодежи / О. А. Коряковцева // Конгресс политологов (19–21 ноября 2009 г., Москва) [публикация на электронном носителе].
  22. Коряковцева, О. А. Особенности политической социализации российской молодежи / О. А. Коряковцева // Сборник тезисов докладов Международной научно-практической междисциплинарной конференции ученых юга России. – Ростов н/Д, 2008. – С. 450-453.
  23. Коряковцева, О. А. Особенности реализации государственной молодежной политики в постсоветской России: монография / О. А. Коряковцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 162 с.
  24. Коряковцева, О. А. Подготовка специалиста для работы в молодежной сфере / О. А. Коряковцева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки специалистов в молодежной системе высшего профессионального образования». – Новосибирск, 2006. С. 45-49.
  25. Коряковцева, О. А. Подготовка специалистов для работы в сфере молодежной политики / О. А. Коряковцева // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки специаалистов молодежной сферы в системе высшего профессионального образования» (28–29 мая 2009 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2009. – С. 70–87.
  26. Коряковцева, О. А. Политическая социализация молодежи в образовательной системе России / О. А. Коряковцева // Среднерусский вестник общественных наук. – № 4. – 2008.– С. 64 – 67.
  27. Коряковцева, О. А. Развитие кадрового потенциала молодежной политики в регионе / О. А. Коряковцева // Материалы научно-практической конференции «Совершенствование системы формирования кадрового потенциала молодежной политики  в РФ». – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. С. 93-100.
  28. Коряковцева, О. А. Развитие кадрового потенциала молодежной политики на региональном уровне: монография / О. А. Коряковцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2009. – 108 с.
  29. Коряковцева, О. А. Развитие молодежных инициатив как ресурс политического развития региона / О. А. Коряковцева // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе». – СПб., 2008. – С. 246-251.
  30. Коряковцева, О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества / О. А. Коряковцева //Среднерусский вестник общественных наук. – № 2. – 2009. – С. 117 – 122.
  31. Коряковцева, О. А. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области молодежной политики / О. А. Коряковцева // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». – Ярославль. Канцлер, 2009. – С. 119–121.
  32. Коряковцева, О. А. Результаты реализации государственной молодежной политики в регионе и оценка ее эффективности / О. А. Коряковцева // Материалы 4-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного социально-экономического развития». – Самара: Международный институт рынка, 2009. С.169-171.
  33. Коряковцева, О. А. Роль взаимодействия социальных институтов в профилактике наркомании в молодежной среде / О. А. Коряковцева // Материалы международного симпозиума «Социальные контакты молодежи». – Кострома: ЯГПУ, 2003.- С.116-121.
  34. Коряковцева, О. А. Социально-педагогические основы правового просвещения воспитанников детских домов г. Ярославля / О. А. Коряковцева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Российское законодательство и права человека». – Тула, 2005. С. 39–44.
  35. Коряковцева, О. А. Теоретические основы технологизации процесса формирования общественно-политической активизации молодежи / О. А. Коряковцева // Вестник Тамбовского государственного университета. – Сер. Гуманитарные науки. – Вып. 11 (79). – С. 393–397.
  36. Коряковцева, О. А. Технологии общественно-политической активизации молодежи в теоретическом аспекте / О. А. Коряковцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – № 119. – СПб., 2009. – С. 314 – 322.
  37. Коряковцева, О. А. Технологии развития общественно-политической активности молодежи / О. А. Коряковцева // Материалы международной научной конференции «Чтения К. Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С. 265-267.
  38. Коряковцева, О. А. Технологические аспекты политической активности молодежи / О. А. Коряковцева // Сборник научно-практической конференции «Региональная система непрерывного образования». – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С. 55-60.
  39. Коряковцева, О. А. Третий сектор – социальный ресурс государства / О. А. Коряковцева // Материалы научно-практической конференции «Воспитательный потенциал детских и молодежных объединений». – Ярославль: ЯГПУ, 2007. – С. 42–45.
  40. Коряковцева, О. А. Управление развитием общественно-политической активности молодежи регионов / О. А. Коряковцева // Материалы 7-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. – М:МАКС Пресс, 2009. С. 76-83.
  41. Мангейм Карл. Диагноз нашего времени. Глава Ш. Проблема молодежи в современном обществе. – М.: Юрист, 1995. – С. 441-442.
  42. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007. – С. 31.
  43. Положение Департамента по делам молодежи Свердловской области от 24 июня 2005г. № 27/ОС «О конкурсе проектов, программ молодежных и детских общественных объединений в Свердловской области на 2006 год» // СПС Консультант-плюс. Версия 10. 2008 г.
  44. Постановление от 27 июня 2008 года № 707-5 ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ К Президенту РФ Д.А. Медведеву «об объявлении 2009 года годом молодежи» // СПС Консультант-плюс. Версия 10. 2008 г.
  45. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 9. Ст. 862.
  46. Родина О.А. Молодежные общественные объединения в современной России: социологический анализ эффективности/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, Екатеринбург, 2006. С.15.
  47. Сытник А. "Наши" связались с президентом. //  "Российская газета" - Центральный выпуск, №4324, 26.03.2007.

Информация о работе Органы власти и молодежные организации в современной России