Взаимодействие
Министерства по делам молодежи, спорту
и туризму Республики Татарстан и молодежных
общественных объединений, входящих в
реестр Министерства, осуществляется
на конкурсной основе. Данный принцип
закреплен в Положении «О конкурсе проектов,
программ молодежных и детских общественных
объединений в Республике Татарстан на
2010 год». В соответствии с данным Положением,
участниками конкурса могут выступать
региональные и местные молодежные общественные
объединения, зарегистрированные в установленном
действующим законодательством порядке.
При этом под региональными молодежными
объединениями понимаются те зарегистрированные
молодежные объединения, деятельность
которых в соответствии с уставными целями
осуществляется в пределах территории
Республики Татарстан.
Местными
молодежными объединениями являются молодежные
организации, действующие в пределах территории
органа местного самоуправления. На первоначальном
этапе проводятся мероприятия по информированию
и консультированию потенциальных участников
конкурса. Затем осуществляется сбор проектов
и программ, после чего они передаются
в Экспертный совет, который должен вынести
экспертное заключение и рекомендации
по финансированию проектов в текущем
году.
В
результате анализа локальных нормативных
актов Министерства по делам молодежи,
спорту и туризму выяснилось, что в реестр
молодежных и детских общественных объединений
не входят молодежные политические объединения.
Однако общественные политические организации,
не примыкающие к какой-либо политической
партии, также являются молодежными организациями
и обладают полным правом на получение
государственных грантов.
Заключение
органами государственной власти договоров
с молодежными общественными
политическими объединениями. Для получения
данной формы государственной поддержки
молодежное общественное объединение
должно зарекомендовать себя в качестве
надежного, ответственного и эффективного
подрядчика.
На
сегодняшний день данная форма только
вступает в действие. В частности,
в 2009 году «Молодая гвардия» заключила
договор на издание социального видеоролика.
Кроме этого, объем заказов является небольшим
и требует больших финансовых вложений.
Проанализировав
основные направления взаимодействий,
важно выяснить, насколько, по мнению
специалистов Министерства, эффективно
оно осуществляется: 33,3% респондентов
уверены, что на сегодняшний день сложилось
крепкое социальное партнерство между
Министерства по делам молодежи, спорту
и туризму РТ и молодежными политическими
объединениями.
Однако
в силу вышеприведенных заключений
можно оспорить данный тезис. Большая
часть молодежных, (как правило, незарегистрированных)
объединений не выступают в роли субъект
реализации государственной молодежной
политики, осуществляя свою общественно-политическую
деятельность самостоятельно. Основной
причиной складывающейся ситуации является
то, что органы государственной власти
не нуждаются в развитии данных отношений
с молодежными политическими объединениями.
(Ответ на данный вопрос был дан всеми
респондентами). Это доказывает тот факт,
что органы государственной власти реализуют
положения, исключительно закрепленные
в действующей нормативной базе, минуя
реализацию дополнительных социальных
инициатив.
Специалисты
Министерства по делам молодежи, спорту
и туризму Республики Татарстан выделяют
следующие проблемы, возникающие при взаимодействии
с молодежными общественно-политическими
объединениями:
- Чрезмерная
политическая активность молодежных политических
организаций.
- Малобюджетность
реализуемых программ молодежных политических
организаций.
- Небольшая
численность организаций и их членов.
В
перспективах дальнейшего развития
социального партнерства между
органами государственной власти и
молодежными политическими объединениями
специалисты Министерства по делам
молодежи, спорту и туризму Республики
Татарстан (60% от числа ответивших) предлагают
развивать активное сотрудничество в
данном направлении. Это, по мнению сотрудников
Министерства, обусловлено следующими
причинами:
- деятельность
политических молодежных объединений
будет эффективней реализовываться при
использовании государственных средств;
- сейчас
молодежь далека от политики - необходимы
знания о системе государственного управления
и о своем месте, роли для страны в целом;
- необходимо
сотрудничество со всеми, кто к этому готов.
Только вместе, общими усилиями можно
добиться результатов.
Таким
образом, в результате проведенного
исследования становится очевидным, что
в условиях современной действительности
наблюдаются активные процессы социальной
дезинтеграции молодежных политических
объединений от органов государственной
власти. На сегодняшний момент достаточно
сложно говорить о том, что данные объединения
выступают в роли реальных субъектов реализации
государственной молодежной политикой.
Однако
именно молодежные политические объединения
обладают уникальным организационно-управленческим
ресурсом, способным консолидировать
молодежные массы в единое целое и продвигать
идеи гражданско-патриотической направленности
в данной социальной среде.
Необходимо,
чтобы Министерство обращало более
пристальное внимание к проблемам молодежно-политических
объединений, создавая все необходимые
условия для эффективной реализации их
общественно-политической деятельности.
Итак,
в ходе проделанной автором научно-исследовательской
работы по проблемам взаимодействия
органов государственной власти
и молодежных общественно-политических
объединений, было установлено следующее:
На
сегодняшний день взаимодействие органов
государственной власти и молодежных
общественных объединений является
активно развивающимся направлением
государственной молодежной политики.
Делается все возможное на установление
активного социального партнерства.
Взаимодействие
органов государственной власти
и молодежных общественных объединений
– это процесс согласования и
учета интересов органов государственной
власти и молодежных общественно-политических
объединений, который осуществляется
с целью реализации совместных действий
по решению проблем молодежи и имеет социальную
направленность.
Анализируя
результаты экспертных интервью у руководителей
молодежных объединений и социологических
опросов специалистов Министерства по
делам молодежи, спорту и туризму Республики
Татарстан, очевидно, что первая группа
не является реальным субъектов реализации
государственной молодежной политики
в сфере гражданско-патриотического воспитания.
Однако именно молодежные политические
объединения обладают уникальным организационно-управленческим
ресурсом, способным консолидировать
молодежные массы в единое целое и продвигать
идеи гражданско-патриотической направленности
в данной социальной среде.
Сотрудники
Министерства по делам молодежи, спорту
и туризму не считают молодежных политических
объединений полноправным субъектом реализации
государственной молодежной политики,
в частности это касается радикально настроенных
молодежных объединений.
Глава
3. Мероприятия по повышению
эффективности взаимодействия
молодежных организаций
с органами власти
Действующее
законодательство не определяет в полном
объеме, каким молодежным общественным
объединениям может оказываться
государственная поддержка.
Для решения данных проблем специалисты
Министерства по делам молодежи, спорту
и туризму предлагают следующее:
- Беспрекословно
соблюдать действующие законы (в особенности,
Конституцию РФ) всеми субъектами реализации
государственной молодежной политики
в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- Руководителям
общественно-политических молодежных
объединений участвовать в программах,
направленных на воспитание лидерских
качеств, формирование политической, юридической
и экономической грамотности. Стоит отметить,
что Министерство в ходе реализации молодежной
политики не выделяет такое направление
как организация обучения для руководителей
молодежных общественных политических
объединений;
- Обращать
повышенное внимание политических партий
к роли политических молодежных организаций
в вопросах финансового, материального,
организационного, информационно-технического
обеспечения;
- Развивать
институт молодежного парламентаризма
как молодежного органа управления при
представительном (законодательном) органе
власти;
- Совершенствовать
законодательство в сфере государственной
молодежной политики.
Проведенный
анализ механизма взаимодействия органов
государственной власти и молодежных
общественно-политических объединений
на материалах Министерства по делам молодежи,
спорту и туризму Республики Татарстан
позволяет выработать ряд практических
рекомендаций для повышения эффективности
принимаемых мер в данной сфере:
- Действующее
законодательство в сфере молодежной
политики нуждается в качественном усовершенствовании.
Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации рекомендуется внеси
поправки в действующий федеральный закон
«Об общественных объединениях»: в новой
редакции должно быть указано, что в конкурсе
на получение грантов могут участвовать
не только молодежные общественные организации,
но и молодежные общественно-политические
объединения.
- Представителям
малого и среднего бизнеса рекомендуется
оказывать финансовую, организационную
поддержку молодежным политическим объединениям.
- Молодежным
общественным объединениям Республики
Татарстан рекомендуется осуществлять
внутри объединения такую кадровую политику,
которая направлена на вовлечение большего
числа молодых людей в деятельность объединения
и подготовку компетентных руководителей
объединения.
- Политическим
партиям рекомендуется обратить повышенное
внимание к роли политических молодежных
организаций в вопросах финансового, материального,
организационного, информационно-технического
обеспечения.
- Министерству
по делам молодежи, спорту и туризму РТ
рекомендуется организовывать обучающие
семинары для руководителей, членов молодежных
общественно-политических объединений.
Специалистам необходимо создать все
условия для ценностно-нравственного,
духовного и физического роста молодежного
лидера. Необходимо также организовывать
встречи, круглые столы с данными объединениями,
издание методических пособий и сборников
тезисов, авторами которых выступали бы
как специалисты органа власти, так и члены
общественных объединений.
- Министерству
рекомендуется осуществлять материальную
и информационную поддержку проводимых
уличных мероприятий, социальных акций,
инициаторами которых выступают молодежные
общественно-политические объединения.
Объем финансовых средств формируется
из средств, направленных на развитие
двух основных направлений: поддержка
общественных объединений и формирование
гражданско-патриотического воспитания
молодежи.
- Министерства
по делам молодежи, спорту и туризму Республики
Татарстан, молодежным общественным объединениям
Республики Татарстан и Общественной
молодежной палате при Законодательном
Собрании Республики Татарстан рекомендуется
реализовать модель трехстороннего сотрудничества.
- Министерства
по делам молодежи, спорту и туризму рекомендуется
также осуществлять тесное взаимодействие
со средствами массовой информации в организации
и создании кино-видеофильмов, циклов
передач и радиопередач о существовании
и деятельности не только общеизвестных,
но и малозначительных объединений. Оказание
данной поддержки в значительной степени
сблизит их с молодежными политическими
объединениями.
Заключение
Все
инструменты, применяемые молодежными
политическими организациями, можно разделить
на два блока.
Первый
– теоретический блок. Это распространение
и усвоение ценностей, идеологических
установок, целей и форм деятельности
организации среди её участников.
Формы работы – информационная атака,
проведение круглых столов, семинаров,
конференций.
Второй
блок – практический. Это отработка
и закрепление полученных знаний
на практике. Организация и проведение
различных мероприятий и акций,
встречи с известными политиками
и др. Оба блока инструментов социализации
используются всеми молодежными организациями
без исключения. Разница состоит лишь
в идеологическом наполнении инструментов.
Необходимость
государственного регулирования и
в то же время обеспечения широкого
демократического участия молодежи в
общественно-политической сфере требует
в процессе реализации государственной
политики учета как позитивных, так и негативных
тенденций в молодежной среде.
По
мнению автора, для развития позитивных
и нейтрализации негативных тенденций
в молодежной среде требуется создание
информационной системы обеспечения государственной
молодежной политики.
Важными
составляющими процесса диалогизации
взаимодействия государства и молодежи
автор считает научно-методическое и нормативно-правовое
обеспечение государственной молодежной
политики. Научно-методическое и нормативно-правовое
обеспечение тесно взаимосвязаны, поскольку
в основе разработки того или иного закона
и целевых программ должно лежать проведение
комплексного исследования.
Таким
образом, региональные органы по делам
молодежи должны оказывать материальную,
финансово-техническую и организационную
поддержку организациям, пропагандирующим
«здоровый патриотизм». Ведь именно
молодежные политические объединения
обладают уникальным идеологическим ресурсом,
способным консолидировать молодежные
массы в единое целое и продвигать идеи
гражданско-патриотической направленности
в молодежной социальной среде.
Список
использованной литературы
- / О. А. Коряковцева
// Сборник материалов 6-й Международной
научно-практической конференции «Молодежная
политика: проблемы, перспективы» – Дрогобич:
ДДПУ им. И. Франка, 2009. С. 76-80.
- Воробьев
А. Невские арии московских гостей. // "Российская
газета" - Центральный выпуск, №4308, 5.03.2007.
- Жизненные
стратегии молодых людей: массовые стереотипы
и потребности их коррекции.// Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321),
2007. – С. 35.
- Коряковцева,
О. А. Анализ развития общественно-политической
активности молодежи: региональный аспект
/ О. А. Коряковцева // Вестник Тамбовского
государственного университета. – Сер.
Гуманитарные науки. – Вып. 7 (75). – С. 392
– 399.
- Коряковцева,
О. А. Благополучие молодой семьи: В помощь
специалисту по работе с молодежью / О. А. Коряковцева,
Л. В. Антонова, Е. В. Рыбак, В. Н. Стрижакова.
– Архангельск: «Типография Пресс», 2006.
– 156 с.
- Коряковцева,
О. А. Включение молодых людей в общественно-политическую
жизнь как приоритет европейских государств
/ О. А. Коряковцева // Материалы 6-й Международной
научно-практической конференции «Социальное
партнерство в образовательной сфере».
– Ярославль: ЯГПУ, 2009. С.203-208.
- Коряковцева,
О. А. Вовлечение молодежи в жизнь общества
как проблема науки и управления / О. А. Коряковцева
// Материалы международной научной конференции
«Чтения К. Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ,
2007. – С. 203-227.
- Коряковцева,
О. А. Вовлечение молодежи в жизнь общества:
коллективная монография / О. А. Коряковцева.
– Москва: РГСУ, 2007. – С. 41-64; 92-125.
- Коряковцева,
О. А. Волонтерское движение студентов в
контексте вовлечения молодежи в жизнь
общества / О. А. Коряковцева // Материалы
60-й международной научной конференции
«Чтения К. Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ,
2006. - С. 132-138.
- Коряковцева,
О. А. Государственная молодежная политика
в современной России / О. А. Коряковцева
// Вестник Волгоградского государственного
университета. – Сер. 4 История. Религоведение.
Международные отношения. – 2009. – № 1 (15),
С. 122–129.
- Коряковцева,
О. А. Государственная молодежная политика
как фактор развития общественно-политической
активности молодежи в постсоветской
России: монография / О. А. Коряковцева. –
Ярославль: ЯГПУ, 2010. – 312 с.
- Коряковцева,
О. А. Гражданское образование как фактор
развития социальной активности / О. А. Коряковцева
// Сборник научных статей «Проблемы формирования
социальных и профессиональных компетенций
будущего специалиста». – Тверь, 2008. –
С. 22-27.
- Коряковцева,
О. А. Дидактические средства как компонент
реализации молодежной политики / О. А. Коряковцева
// Ежегодная научно-промышленная выставка
«Инновации. Производство. Рынок» (21–23
октября 2009 г., Ярославль). – Ярославль:
ЦНТИ, 2009.
- Коряковцева,
О. А. Молодежные общественные организации
современной России: аналитический обзор
/ О. А. Коряковцева // Тексты докладов международной
научной конференции «Чтения К. Д. Ушинского»
«Вопросы отечественной и зарубежной
истории, политологии, теологии, образования».
– Ярославль: ЯГПУ, 2009. – С. 219–227.
- Коряковцева,
О. А. Молодежь как психологический феномен
/ О. А. Коряковцева // Материалы III Всероссийской
научно-практической конференции «Системогенез
учебной и профессиональной деятельности».
– Ярославль: Канцлер, 2007. – C. 276–279.
- Коряковцева,
О. А. Молодежь как социально-политический
феномен: УМК спецсеминара / О. А. Коряковцева,
Н.М. Беляева – Ярославль: Канцлер, 2008.
– 72 с.
- Коряковцева,
О. А. О взаимоотношениях органов власти
с молодежными общественно-политическими
организациями / О. А. Коряковцева // Общенациональный
научно-политический журнал «Власть».
– № 6. – 2009. – С. 27 – 30.
- Коряковцева,
О. А. Общественно-политическая активность
молодежи: сущность, технологии и опыт
компаративного анализа: монография /
О. А. Коряковцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2008.-
188 с.
- Коряковцева,
О. А. Организация работы с молодежью: введение
в специальность: учебное пособие / М.И.
Рожков, О. А. Коряковцева – Ярославль: ЯГПУ,
2008. – 110 с.
- Коряковцева,
О. А. Основные теоретико-методологические
подходы изучения технологического аспекта
политической активности молодежи
- Коряковцева,
О. А. Особенности инструментального подхода
к процессу развития социально-политической
активности молодежи / О. А. Коряковцева
// Конгресс политологов (19–21 ноября 2009
г., Москва) [публикация на электронном
носителе].
- Коряковцева,
О. А. Особенности политической социализации
российской молодежи / О. А. Коряковцева
// Сборник тезисов докладов Международной
научно-практической междисциплинарной
конференции ученых юга России. – Ростов
н/Д, 2008. – С. 450-453.
- Коряковцева,
О. А. Особенности реализации государственной
молодежной политики в постсоветской
России: монография / О. А. Коряковцева. –
Ярославль: ЯГПУ, 2008. – 162 с.
- Коряковцева,
О. А. Подготовка специалиста для работы
в молодежной сфере / О. А. Коряковцева //
Материалы Всероссийской научно-практической
конференции «Актуальные вопросы подготовки
специалистов в молодежной системе высшего
профессионального образования». – Новосибирск,
2006. С. 45-49.
- Коряковцева,
О. А. Подготовка специалистов для работы
в сфере молодежной политики / О. А. Коряковцева
// Материалы V Всероссийской научно-практической
конференции «Актуальные вопросы подготовки
специаалистов молодежной сферы в системе
высшего профессионального образования»
(28–29 мая 2009 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2009.
– С. 70–87.
- Коряковцева,
О. А. Политическая социализация молодежи
в образовательной системе России / О. А. Коряковцева
// Среднерусский вестник общественных
наук. – № 4. – 2008.– С. 64 – 67.
- Коряковцева,
О. А. Развитие кадрового потенциала молодежной
политики в регионе / О. А. Коряковцева //
Материалы научно-практической конференции
«Совершенствование системы формирования
кадрового потенциала молодежной политики
в РФ». – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. С.
93-100.
- Коряковцева,
О. А. Развитие кадрового потенциала молодежной
политики на региональном уровне: монография
/ О. А. Коряковцева. – Ярославль: ЯГПУ, 2009.
– 108 с.
- Коряковцева,
О. А. Развитие молодежных инициатив как
ресурс политического развития региона
/ О. А. Коряковцева // Сборник трудов Всероссийской
научно-практической конференции с международным
участием «Современный федерализм: российские
проблемы в сравнительной перспективе».
– СПб., 2008. – С. 246-251.
- Коряковцева,
О. А. Развитие общественно-политической
активности молодежи в условиях модернизации
общества / О. А. Коряковцева //Среднерусский
вестник общественных наук. – № 2. – 2009.
– С. 117 – 122.
- Коряковцева,
О. А. Развитие профессиональной компетентности
специалистов в области молодежной политики
/ О. А. Коряковцева // Материалы IV Всероссийской
научно-практической конференции «Системогенез
учебной и профессиональной деятельности».
– Ярославль. Канцлер, 2009. – С. 119–121.
- Коряковцева,
О. А. Результаты реализации государственной
молодежной политики в регионе и оценка
ее эффективности / О. А. Коряковцева // Материалы
4-й международной научно-практической
конференции «Актуальные проблемы современного
социально-экономического развития».
– Самара: Международный институт рынка,
2009. С.169-171.
- Коряковцева,
О. А. Роль взаимодействия социальных институтов
в профилактике наркомании в молодежной
среде / О. А. Коряковцева // Материалы международного
симпозиума «Социальные контакты молодежи».
– Кострома: ЯГПУ, 2003.- С.116-121.
- Коряковцева,
О. А. Социально-педагогические основы правового
просвещения воспитанников детских домов
г. Ярославля / О. А. Коряковцева // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции
«Российское законодательство и права
человека». – Тула, 2005. С. 39–44.
- Коряковцева,
О. А. Теоретические основы технологизации
процесса формирования общественно-политической
активизации молодежи / О. А. Коряковцева
// Вестник Тамбовского государственного
университета. – Сер. Гуманитарные науки.
– Вып. 11 (79). – С. 393–397.
- Коряковцева,
О. А. Технологии общественно-политической
активизации молодежи в теоретическом
аспекте / О. А. Коряковцева // Известия Российского
государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена. – № 119. – СПб., 2009. – С. 314
– 322.
- Коряковцева,
О. А. Технологии развития общественно-политической
активности молодежи / О. А. Коряковцева
// Материалы международной научной конференции
«Чтения К. Д. Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ,
2008. – С. 265-267.
- Коряковцева,
О. А. Технологические аспекты политической
активности молодежи / О. А. Коряковцева
// Сборник научно-практической конференции
«Региональная система непрерывного образования».
– Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С. 55-60.
- Коряковцева,
О. А. Третий сектор – социальный ресурс
государства / О. А. Коряковцева // Материалы
научно-практической конференции «Воспитательный
потенциал детских и молодежных объединений».
– Ярославль: ЯГПУ, 2007. – С. 42–45.
- Коряковцева,
О. А. Управление развитием общественно-политической
активности молодежи регионов / О. А. Коряковцева
// Материалы 7-й международной конференции
факультета государственного управления
МГУ им. М. В. Ломоносова. – М:МАКС Пресс,
2009. С. 76-83.
- Мангейм
Карл. Диагноз нашего времени. Глава Ш.
Проблема молодежи в современном обществе.
– М.: Юрист, 1995. – С. 441-442.
- Молодежная
политика: зарубежный и отечественный
опыт. // Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007. – С. 31.
- Положение
Департамента по делам молодежи Свердловской
области от 24 июня 2005г. № 27/ОС «О конкурсе
проектов, программ молодежных и детских
общественных объединений в Свердловской
области на 2006 год» // СПС Консультант-плюс.
Версия 10. 2008 г.
- Постановление
от 27 июня 2008 года № 707-5 ГД «Об обращении
Государственной Думы Федерального Собрания
РФ К Президенту РФ Д.А. Медведеву «об объявлении
2009 года годом молодежи» // СПС Консультант-плюс.
Версия 10. 2008 г.
- Постановление
Правительства Российской Федерации от
16 февраля 2001г. № 122 «О государственной
программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы» // Собрание законодательства РФ.
2001. № 9. Ст. 862.
- Родина О.А.
Молодежные общественные объединения
в современной России: социологический
анализ эффективности/ автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
социологических наук, Екатеринбург, 2006.
С.15.
- Сытник А.
"Наши" связались с президентом. //
"Российская газета" - Центральный
выпуск, №4324, 26.03.2007.