Основные источники финансирования социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники финансирования социальной сферы
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…................3
Глава 1. Социальная сфера………………………………..……..........5
1.1.Характеристика социальной сферы………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы…….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы…16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов………..16
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Соц сфера.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

      Содержание:

Введение…………………………………………………..…................3

Глава 1. Социальная сфера………………………………..……..........5           

1.1.Характеристика социальной сферы………………………...5          

1.2.Основные направления  государственной социальной политики  и социального обеспечения………………………………………….............7

           1.3.Управление финансами  в отраслях социальной сферы…….11

Глава 2. Основные источники  финансирования социальной  сферы…16

           2.1.Финансирование  соц. сферы из  местных бюджетов………..16

Заключение………………………………………………………………24     

 Список литературы………………………………………………….25  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
    

Введение    

 Актуальность темы  курсовой работы. Ни в одной  из областей экономической стратегии  государства ломка социалистической  системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы, что опасно серьезными последствиями для стабильности общества в целом.   

Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и  местного самоуправления в области  социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.   

Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части  возложено на местные бюджеты  и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена  за последние годы.

Следующей проблемой является то, что пока не удалось построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов государства.    

Поэтому тема курсовой работы, несомненно, является актуальной и имеет большое практическое значение, в том числе для социально-экономического развития регионов.   

В настоящее время регионы РФ находятся  в неравном положении в области  развития социальной сферы.   

Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.    

Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .   

Поставленная  цель определила следующий круг задач:   

-исследовать теоретические  основы расходов государства  на социальную сферу;   

-проследить генезис развития  системы планирования и финансирования  расходов на социальную сферу  России;    

-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;   

-проанализировать источники  финансирования социальной сферы     

-проанализировать исполнение  расходов на социальную сферу  консолидированного бюджета РФ  и оценить качество финансирования;    

-проанализировать действующий  механизм расчета и финансирования  расходов на социальную сферу .   

Объектом  исследования является система государственных расходов на социальную сферу.   

Предметом исследования являются экономические  отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную сферу.  
  
  
     

 Глава 1. Социальная  сфера.    

1.1. Характеристика  социальной сферы.    

Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных  форм собственности. С развитием  производительных сил изменяются как  структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.[11,240]    

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.     

 Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная  власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.    

 Выделение средств  на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики.    

Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:   

-задачами сделать общественные  отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;   

-создать условия для  творческого труда с удовлетворением  разумных потребностей человека  творческого труда;   

-необходимостью создания  нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их  материальных и духовных потребностей;    

-задачами формирования  эффективной системы социальной  защиты, в том числе сдерживания  роста безработицы, обеспечения  пособий для нетрудоспособных  лиц по болезни;   

-задачами поддержания  стабильного уровня реальных  доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.   

Основными целями социальной политики государства  на современном этапе социально-экономического развития России являются:   

-создание каждому дееспособному  гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;   

-усиление адресной социальной  поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных  групп населения;   

-осуществление комплексных  мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;    

-реформирование социальной  сферы на основе разумного  сочетания принципов платности  и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;   

-формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирование всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.[7,66]  
    

1.2. Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения.     

 Государственная социальная политика  проводится с учетом объективных  особенностей регионов. Она гарантирует  равные качество и условия  жизни для населения вне зависимости  от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.     

 Государство, проводя  социальную политику, использует социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья.     

 Социальные стандарты являются  средством обеспечения прав граждан  в области социальных гарантий. Они необходимы для определения  финансовых нормативов. К минимальным  социальным стандартам относятся  прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.     

 Стандарты разрабатываются на  единой правовой базе, общих методических  принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.  

Потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев  населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ[10,256].                                                                               

                                     Таблица 1.

Минимальный размер оплаты труда за период 2006-2009год (в рублях)

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

800,0

1100,0

2300,0

4330,0


 

 

Сейчас  минимальный размер оплаты труда  составляет 4330,0 рублей.[8,187]      

 Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.    

Важнейшим инструментом борьбы с бедностью  является социальная защита.    

К объектам социальной защиты относят  следующие категории граждан: работники  бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный.    

 По способу получения  меры социальной защиты можно  классифицировать:    

1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.[9,190]   

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.   

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:   

-денежные выплаты семье  на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).   

-трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.   

-бесплатные выдачи семье  и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным  женщинам и другое).   

-социальное обслуживание  семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).   

В России все больше людей нуждаются  в помощи государства. Старение населения  также увеличивает число получателей  пенсий. Тяжелыми демографическими и  социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.     

 Для решения конкретных  задач социальной защиты семьи  шире стал применяться программно-целевой  метод. В частности разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети - инвалиды»,  «Дети - сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»[10,178].   

Издан ряд положений и постановлений, например, «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.    

Информация о работе Основные источники финансирования социальной сферы