Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники финансирования социальной сферы
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .
Введение…………………………………………………..…................3
Глава 1. Социальная сфера………………………………..……..........5
1.1.Характеристика социальной сферы………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы…….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы…16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов………..16
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………….25
Содержание:
Введение…………………………………………………..…
Глава 1. Социальная сфера………………………………..…….........
1.1.Характеристика социальной сферы………………………...5
1.2.Основные направления
государственной социальной
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы…….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы…16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов………..16
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Актуальность темы
курсовой работы. Ни в одной
из областей экономической
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.
Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние годы.
Следующей проблемой является то, что пока не удалось построить такую систему планирования и финансирования расходов на социальную сферу, которая бы способствовала эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов государства.
Поэтому тема курсовой работы, несомненно, является актуальной и имеет большое практическое значение, в том числе для социально-экономического развития регионов.
В настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы.
Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития
системы планирования и
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники
финансирования социальной
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий
механизм расчета и
Объектом исследования является система государственных расходов на социальную сферу.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся
в процессе формирования и осуществления расходов
на социальную сферу.
Глава 1. Социальная сфера.
1.1. Характеристика социальной сферы.
Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.[11,240]
Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.
Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством и строит социально-ориентированную рыночную экономику. И законодательная и исполнительная власти призваны обеспечить соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, бесплатное жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.
Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики.
Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:
-задачами сделать
-создать условия для
творческого труда с
-необходимостью создания
нормальных условий жизни
-задачами формирования
эффективной системы
-задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйства, малых производств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.
Основными целями социальной
политики государства на современном этапе социально-
-создание каждому
-усиление адресной социальной
поддержки со стороны
-осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
-реформирование социальной
сферы на основе разумного
сочетания принципов платности
и бесплатности услуг
-формирование новой жилищной п
1.2. Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения.
Государственная социальная
Государство, проводя социальную политику, использует социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные ограничители. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья.
Социальные стандарты
Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.
Потребительские бюджеты служат
основой для планирования поддержки малообеспеченных
слоев населения. Также минимальной
Минимальный размер оплаты труда за период 2006-2009год (в рублях)
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
800,0 |
1100,0 |
2300,0 |
4330,0 |
Сейчас минимальный размер оплаты труда составляет 4330,0 рублей.[8,187]
Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.
Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита.
К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – бюджет государства, доплата к пенсии – местный.
По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:
1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.[9,190]
Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
-денежные выплаты семье
на детей и в связи с
-трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.
-бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое).
-социальное обслуживание
семей (оказание конкретной
В России все больше людей нуждаются
в помощи государства. Старение населения
также увеличивает число
Для решения конкретных
задач социальной защиты семьи
шире стал применяться
Издан ряд положений и постановлений, например, «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.
Информация о работе Основные источники финансирования социальной сферы