Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники финансирования социальной сферы
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .
Введение…………………………………………………..…................3
Глава 1. Социальная сфера………………………………..……..........5
1.1.Характеристика социальной сферы………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы…….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы…16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов………..16
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………….25
На развитие образования должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%[9,200].
Государственное финансирование
образования является важнейшей статьей
госбюджетов развитых стран. Приемлемая
ориентация российских государственных
расходов на образование (с учетом мировых
тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми
3,8% ВВП в 2008 году. Недостаточное государственное
финансирование образования приводит
к устойчивой тенденции увеличения платности
образования в России за счет расходов
населения. Основное место в структуре
расходов занимают бюджетные ассигнования
на высшее профессиональное образование:
77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году ( см.таблицу
3.)[13,185].
Таблица 3 Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу.
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Дошкольное образование |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Общее образование |
1,0 |
1,2 |
4,6 |
Начальное профессиональное образование |
3,9 |
3,9 |
3,4 |
Среднее профессиональное образование |
9,6 |
9,9 |
9,9 |
Переподготовка и повышение квалификации |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
Высшее профессиональное образование |
77,7 |
77,8 |
74,9 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Прикладные научные исследования в области образования |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Другие вопросы в области образования |
4,9 |
4,2 |
4,2 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы бюджета на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации.
К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации относятся:
- содержание федеральных
- сохранение, использование, популяризация
и государственная охрана
- охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Расходы на культуру,
кинематографию и средства массовой информации
на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов характеризуются
снижающейся динамикой.
Таблица 4
Структура расходов
бюджетных ассигнований раздела «Культура,
кинематография и средства массовой информации»,
в % к общему объему расходов[12,187].
2008г. |
2009г. |
2010г | |
Культура |
54,0 |
55,0 |
53,0 |
Кинематография |
4,6 |
5,4 |
5,6 |
Телевидение и радиовещание |
29,3 |
33,0 |
34,7 |
Периодическая печать и издательства |
4,2 |
1,2 |
1,3 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
7,5 |
4,7 |
4,7 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру.
В настоящее время модель
Основное место в структуре ассигнований
по данному разделу занимают расходы на
здравоохранение, в которых, в свою очередь,
наибольшая доля приходится на оказание
стационарной медицинской помощи(Таблица
5).
Таблица 5
Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему объему расходов по разделу[13,165].
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Стационарная медицинская помощь |
62,2 |
64,8 |
70,6 |
Амбулаторная помощь |
5,1 |
5,2 |
4,8 |
Скорая медицинская помощь |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
7,2 |
7,1 |
6,4 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
3,3 |
3,3 |
3,6 |
Физическая культура и спорт |
6,2 |
5,6 |
3,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
1,5 |
1,4 |
1.2 |
Другие вопросы в области |
13,2 |
11,3 |
9,1 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес расходов
федерального бюджета по разделу«Здравоохранение и
В частности это происходит из-за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.
Для изменения ситуации следует либо выделять больше денег, либо уменьшать число медицинских учреждений и объёмы помощи, финансируемые таким образом. Увеличение бюджетного финансирования возможно лишь за счёт усиления бремени налогов, что на данном этапе идёт вразрез с налоговой политикой правительства. Более того, восполнение потребностей учреждений здравоохранения в рамках данной модели носит не рыночный характер, и, следовательно, финансирование также должно ограничиваться уникальными областями медицины, где нет и не может быть рынка. Прежде всего, это финансирование научных разработок.
Следует отметить,
что Правительству Российской Федерации пока
не удалось в полной мере решить задачу
по завершению формирования системы финансирования стационарных
медицинских учреждений, основанной на
стандартизации медицинской помощи с
ориентацией на конечный результат. Эта
система предусматривает поэтапный переход
на преимущественно одноканальное финансирование,
при котором действующая бюджетно-страховая
система финансирования здравоохранения
должна быть преобразована в систему финансирования,
основанную на страховом принципе.
Заключение
В ходе выполнения работы было выяснено, что в настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы.
Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой - должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организации.
Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста ,но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность.
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году. Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году.
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов характеризуются снижающейся динамикой.
Удельный вес расходов
федерального бюджета по разделу«Здравоохранение и
Таким образом, нужно сделать вывод,
что социальная сфера очень уязвима в финансово-экономическом
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.:Издательство НОРМА, 2008.
2.Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 82-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2004 году" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3218.
3.Постановление Минтруда РФ и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г. N 36/34 "Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации"// Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000 г., N 10.
4.Постановление Правительства РФ
"О федеральных стандартах перехода на новую
систему оплаты жилья и
Информация о работе Основные источники финансирования социальной сферы