Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной сферы в РФ, теоретическое обоснование необходимости его совершенствования .
Поставленная цель определила следующий круг задач:
-исследовать теоретические основы расходов государства на социальную сферу;
-проследить генезис развития системы планирования и финансирования расходов на социальную сферу России;
-проанализировать и оценить систему планирования и финансирования социальной сферы в условиях действия Бюджетного кодекса;
-проанализировать источники финансирования социальной сферы
-проанализировать исполнение расходов на социальную сферу консолидированного бюджета РФ и оценить качество финансирования;
-проанализировать действующий механизм расчета и финансирования расходов на социальную сферу .
Введение…………………………………………………..…................3
Глава 1. Социальная сфера………………………………..……..........5
1.1.Характеристика социальной сферы………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы…….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы…16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов………..16
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………….25
Основной государственной политики
в области социальной защиты инвалидов
является обеспечение им равные с другими
гражданами возможностей реализации гражданский,
экономических, политических и других
прав и свобод в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права. В законе «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
сформулированы основные принципы социального
обслуживания граждан пожилого возраста;
предоставление государственных гарантий
в сфере социального обслуживания; равные
возможности в получении социальных услуг;
преемственность всех видов социального
обслуживания на индивидуальные потребности
граждан пожилого возраста и инвалидов;
ответственность органов власти всех
уровней за обеспечение прав граждан,
нуждающихся в социальном обслуживании
и другое. Законом предусматриваются различные
формы социального обслуживания, в том
числе: социальное обслуживание на дому,
включая социально-медицинское обслуживание;
полустационарное социальное обслуживание
в отделениях дневного (ночного) пребывания
граждан в учреждениях социального обслуживания
(как правило, в ситуациях, не терпящих
отлагательства – организация питания,
обеспечение одеждой, обувью, ночлегом,
срочное предоставление временного жилья
и тому подобной); социально-консультативная
помощь.
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы.
Реализация социальной
политики предполагает
Реализация социальных обязательств предполагает их установление, организацию и непосредственное исполнение. Установление социальных обязательств осуществляется законодательными органами Федерации и ее субъектов, главная подготовительная часть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти.
Организация исполнения социальных обязательств государства осуществляется как министерствами, ведомствами и организациями «социального» блока, входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и общефункциональными министерствами (Минэконом развития РФ, Минфин РФ).
Непосредственное исполнение осуществляется конкретными организациями, учреждениями и службами, в которых людей воспитывают, обучают и трудоустраивают, лечат, выдают пенсии и пособия, предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, региональные администрации, федеральные и региональные администрации, федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения, предприятия социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы) - это работа по исполнению социальных обязательств государства.
Реализация социальных обязательств государства происходит в границах определенной территории. Если государственными органами обеспечивается единый уровень законодательно установленных социальных обязательств государство по отношению к любому гражданину страны, независимо от места его проживания, принадлежности к определенным образовательным, профессиональным, национальным и т.д. группам, можно говорить о едином социальном пространстве. В настоящее время в России существуют различия между нормативным и реальным социальным пространством, так как отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов. «Социальное пространство» - это многослойный и отнюдь не гомогенный ареал действия или реализации (исполнения) конкретных социальных обязательств государства. Социальная роль государства, его социальная политика реализуется в формировании реального единого социального пространства для предоставления основных социальных обязательств на всей территории страны.
Так как существуют диспропорции между объемом исполняемых функций по социальным обязательствам государства и объемами общественных ресурсов, выделяемых для этих целей, в переходный период часто происходит недофинансирование социальной сферы.
Методы финансирования социального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности. Макроэкономическая эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений. Макроэкономическая эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств между различными программами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.
Третий аспект эффективности - воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность.
Финансовое обеспечение социальных обязательств государства осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовые обязательства и ответственность всех участников финансирования социальной политики значительно в зависимости от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране. В экономике Советского Союза финансовые обязательства в социальной сфере делились преимущественно между государством и предприятиями. Для основной массы населения с невысокими стабильными доходами, социальные услуги были бесплатными, но при дефиците наиболее качественных услуг. Стабильность доходов основной массы населения определялась отсутствием безработицы и пенсиями по старости.
В последнее время,
в экономике Российской
Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государство в социальной сфере. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой - должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организации.
Система социальной
защиты, адекватная рыночной экономики,
может быть создана только в результате
существенного роста уровня доходов населения,
улучшения положения на рынке труда. Серьезное
влияние на состояние рынка труда могут
оказывать институты рынка труда, включая
трудовое законодательство, профессиональные
союзы, минимальную заработную плату и
программы страхования занятости. Современный
рынок труда в России характеризуется
низкой заработной платой, задолженностью
по заработной плате, развитой структурой
самозанятости, наличием неформального
рынка.
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы.
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий.
Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
2) расходы, связанные с
3) расходы, связанные с
4) расходы, связанные
с обслуживанием и погашением
муниципального долга по
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения
расходной части местного бюджета устанавливается
Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно- коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно- коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
Местным органам подведомственна
Бюджетные расходы на образование.
Финансирование образования
- обеспечение необходимыми финансовыми
ресурсами затрат на осуществление образовательного
процесса. Предполагает целевое и безвозвратное
использование средств.
Финансирование образования может осуществляться
как государством, так и
домохозяйствами, фирмами.
Государственное финансирование образовательной деятельности осуществляется в различных формах:
1.Финансирование образовательных организаций:
-прямое: сметное финансирование, блоковые субсидии, заказы, подушевые нормативы
- косвенное: налоговые льготы
2.Финансирование учащихся:
- прямое: образовательные ваучеры, гранты, кредиты
- косвенное: налоговые льготы, гарантии кредитов
Различные типы образовательных учреждений находятся в ведении различных бюджетов. Муниципалитеты отвечают за общее образование: детские дошкольные учреждения и школы; региональные бюджеты - за внешкольное образование, а в некоторых субъектах за среднее и начальное профессиональное образование; федеральный бюджет отвечает за высшее образование и 75% учреждений начального и среднего профессионального образования.
В 2008-2010 годах финансирование образования происходит под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см.таблицу 2).
Распределяемые средства
позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных
гарантий прав граждан на общедоступность
и бесплатность начального профессионального
и на конкурсной основе среднего профессионального,
высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования в федеральных
государственных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые.
Таблица 2
Рост финансирования в сфере образования в 2007-2010гг.
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Общий объем, млрд. руб. |
277,9 |
308,9 |
315,5 |
341,1 |
Доля в бюджетных ассигнованиях |
5,1 |
4,7 |
4,2 |
4,,2 |
Прирост к предыдущему году, млрд. руб. |
31,0 |
6,6 |
25,6 | |
Прирост к предыдущему году, % |
11,2 |
2,1 |
8,1 | |
Рост к уровню 2007 года, % |
100,0 |
111,2 |
113,5 |
122,7 |
Информация о работе Основные источники финансирования социальной сферы