Вся
логика предыдущего рассмотрения
приводит к тому, что концептуальная
фокусировка социальной политики
переходного периода связана
с двумя блоками задач:
— поддержание
эффективной занятости;
— сохранение
социальных возможностей семьи.
Такая
фокусировка вполне очевидна, ибо
в этих блоках концентрируются
все охарактеризованные выше
концептуальные положения и ориентации.
При этом по мере преодоления
состояния переходности конфигурация
задач будет претерпевать серьезные
изменения. Эффективная занятость
— необходимое условие для
социальной активности, сохранения
мотивационного и квалификационного
потенциала, роста доходов основной
части населения, блокирования процессов
обнищания и маргинализации. Также
вполне ясно, что значительная
по своим масштабам застойная
безработица оказывает предельно
негативное воздействие на все
стороны социального развития.
В
то же время необходимо содержательное
обсуждение требования эф- фективности
по отношению к политике занятости.
Пассивное сохранение занятости
«любой ценой» в условиях экономического
кризиса не решает всерьез
каких-либо социальных задач, кроме
снижения девиантности и относительного
сохранения квалификационного потенциала.
Вместе с тем неприемлемо и
требование «предельной эффективности»,
проведение политики занятости,
основанной лишь на экономических
критериях. Это означало бы существенное
сокращение социального пространства
для постановки тех задач, которые
могут быть решены в рамках
трудовой активности.
Все
это означает, что необходим существенный
поворот в социально-экономической
политике от ориентации на
финансово-экономические показатели,
характеризующие лишь одну сторону
рыночной адаптации институциональных
субъектов хозяйствования. Такая
ориентация не оправдана даже
с общеэкономической точки зрения:
она игнорирует тот факт, что
без социальной адаптации основных
субъектов экономической активности
невозможно подлинное повышение
эффективности функционирования
экономики. Тем более такая ориентация
сомнительна с общесоциальной позиции,
в рамках которой экономика является лишь
одной из социальных подсистем, решающих
важные, но все же ограниченные задачи
общественного функционирования. В этом
смысле основным ориентиром социально-экономически
эффективной политики занятости должно
стать динамическое равновесие между
двумя позициями. С одной стороны, это
уровень адаптации населения, участвующего
в трудовой деятельности, к требованиям
рыночной экономики. С другой — повышение
требований интенсивности и качества
труда, усиление экономического «прессинга»,
одновременно стимулирующих адаптацию
и повышающих эффективность деятельности
предприятий. При этом существенными ограничениями
в такой политике выступают возможности
мобилизации эко- номических ресурсов,
направляемых на поддержку населения,
выталкиваемого за пределы социального
пространства трудовой активности, а также
рост социальной напряженности, которая
усиливает общую социально-экономическую
нестабильность. Данные процессы не только
замедляют движение на пути выхода из
кризиса и преодоления депрессии, но одновременно
требуют для своей блокировки значительных
ресурсов. Одновременно поддержание эффективной
занятости предполагает решение ряда
задач, связанных с пре- одолением мотивационного
кризиса, с сохранением квалификационного
потенциала как необходимых условий и
для преодоления экономического кризиса,
и для роста эффективности предприятий.
Существенно
значение политики эффективной
занятости и для интеграции
общества, поскольку ее проведение
является необходимой предпосылкой
продвижения различных социальных
секторов к общему уровню адаптациина
основе их взаимодействия в
рамках общего пространства трудовой
активности. Хотя только политики
занятости (даже с учетом ее
воздействия на эффективность
экономики) для этого недостаточно.
Главным
дополнением к ней в перспективе
и масштабной вспомогательной
задачей сегодня должна стать
политика распределительных отношений,
отве- чающих обновленным требованиям
социальной справедливости. Значение
данной политики будет систематически
возрастать по мере преодоления
кризиса и выхода из депрессии.
Ее влияние особенно значимо
для решения проблемы общественной
интеграции, для преодоления социального
раскола страны, находящего свое
зримое воплощение в «двугорбом»
распределении доходов.
Концентрация
социальной политики на поддержании
семьи, на создании возможностей
для реализации ее социальных
функций предполагает приоритет
прежде всего ее реальных проблем.
Эти проблемы хотя и представляются
в виде социальных требований
женщин, но не являются чисто
«женскими». Именно поддержка семьи
как фокус интегрирующей и
интегрированной социальной политики
позволяет преодолеть ее гендерную
асимметрию. При этом социально-ролевая
специализация в рамках семьи
не должна рас- сматриваться a priori как гендерно закрепленная,
а лишь как конкретно исторически и социально
сложившаяся и претерпевающая изменения
по мере роста значимости в обществе ценностей
самореализации и саморазвития, преодоления
традиций патриархальности и патернализма.
Вместе
с тем сегодня с учетом реальных
социально-экономических условий,
ценностных ориентаций и социальных
представлений необходимы регулируемый
«патерналистский откат», возвращение
к многому из того позитивного,
что было отброшено в области
обеспечения социального функционирования
семьи, в том числе создания
условий для социальной активности,
прежде всего занятости, женщин.
Женщины, как показывают многочисленные
исследования, считают, что на предшествующем
этапе развития страны у них
было больше шансов для нормального
профессионального становления (особенно
у тех, кто хорошо понимал свои
жизненные ценности и социальные
устремления). Например, уже достаточно
очевидна необходимость восстановления
прежней роли детских садов. Их
отсутствие сегодня гораздо более
трагично, чем известные всем
недостатки в их работе.
Реализация задачи поддержки
семьи как фокуса социальной
политики предполагает придание
позитивного смысла процессу
эмансипации — сложному явлению,
охватывающему не только женщин,
но и мужчин. Это, в свою очередь,
предполагает широкое понимание
эмансипации, представление о которой
пока ограничено лишь преодолением
«домостроевских» моделей социальной
жизни, освобождением женщин. Широко
понимаемая эмансипация равно
необходима как женщинам, так
и мужчинам. При общей ориентации
социальной политики на поддержку
семьи, естественно, важна ее специализация
в соответствии с социально-экономическими
проблемами и интересами различных
типов семей. Так, профессионально
ориентированные женщины больше
ценят такие меры семейной
политики, которые расширяли бы
возможности распоряжаться своим
временем. А те женщины, которые
работают, но преимущественно ориентированы
на семью, безусловно, «голосуют»
за различного рода материальную
помощь. Однако обе эти группы
остро заинтересованы в наличии
социально-культурной сферы, кризис
которой практически целиком
«упал» на семью, прежде всего
на женщин, лишив их свободного
времени, возможностей отдыха и
саморазвития. Переход к интегрированной
социальной политике требует
учета различного отношения к ней со
стороны социальных секторов. Охарактеризованные
выше роли адаптированного сектора («котла»
и «локомотива») предопределяют необходимость
всерьез прислушиваться к его требованиям
при разработке социальной политики, так
как ощущения собственной нереализованности,
тщетности усилий, возникшие в этом секторе
в результате проведения неразумной социальной
политики, будут подрывать позитивную
адаптацию общества в целом, блокировать
социальную динамику, усиливать предпосылки
для общественной стагнации.
Заключение
В данной работе
были рассмотрены такие немаловажные
вопросы социальной политики государства,
как регулирование доходов населения,
обеспечение занятости и политика государства
на рынке труда, вопрос о социальной помощи
и социальных гарантиях, проблема бедности
и меры борьбы с ней, и обо всех этих процессах
в переходной экономике.
В заключение
данной курсовой работы можно сделать
вывод, что социальная политика государства
играет огромную роль в экономическом
развитии страны, а решение вопросов социальной
защиты населения является главным условием
на пути к достижению благополучия во
всех сферах общества. Кроме того, социальная
сфера является той областью, которую
нельзя игнорировать в плане финансирования,
рационализации, повышения эффективности
и т.д. Важно также то, что в условиях переходной
экономики регулирование процессов в
социальной сфере сильно затруднено и
часто государство пренебрегает интересами
населения ради проводимых реформ. Это
является совершенно недопустимым уже
потому, что жизнь людей и без того затруднена
тем, что они вынуждены привыкать к новым
условиям если не во всех, то во многих
сферах жизни.
В настоящее
время среди основных целей социальной
политики России можно выделить:
- улучшение
материального положения и условий жизни
населения;
- обеспечение
максимально эффективной защиты социально
уязвимых слоев населения, нуждающихся в постоянной поддержке государства;
- обеспечение
занятости населения, повышение качества
и конкурентоспособности рабочей силы;
- создание
для нетрудоспособного населения экономических
условий, позволяющих за счет собственных
доходов обеспечивать более высокий уровень
социального потребления;
- обеспечение
всеобщей доступности и общественно-приемлемого
качества базовых социальных услуг (пенсионное
обеспечение, медицинское обслуживание,
доступность бесплатного образования
и др.).
Реализация
данных целей наряду с эффективной политикой
в других сферах будет стимулировать достижение
высокого уровня благосостояния населения
и в конечном итоге способствовать повышению
темпов экономического роста и улучшению
инвестиционного климата в стране.
Список
использованной литературы
- Экономическая
теория, учебник/ под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой – М. Юрайт-Издат, 2006. – 557с.
- Курс экономики:
Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672с.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник – М.: Юристъ, 2000. – 861с.
- Экономическая
теория (политэкономия): Учебник/ Под ред. В.И.Видяпина – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.
- Козырев
В.М. Основы современной экономики: Учебник
– М.: Финансы
и статистика, 2001. – 432с.
- Современная
экономика. Лекционный курс. Многоуровневое
учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,
2000. – 544с.
- Экономика:
учебник/ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896с.
- Экономическая
теория: Учебник для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В. Чеченовой – М.: Экзамен, 2003. - 590с.
- Общая экономическая
теория: учебное пособие/ под ред. А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой. – СПБ: Питер, 2004. – 282с.
- Экономическая
теория: общие основы и особенности России: учедное пособие/ под ред. И.К.Ларионова – М.: Дашков и К, 2001. – 603с.
- Якобсон
Л.И. Государственный
сектор экономики: экономическая теория
и политика: учебник для
ВУЗов – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 365с.
- Ахинов
Г.А. Политика государства в сфере распределения
доходов населения – М.: ТЕИС, 2006. – 156с.
- Новая постиндустриальная
волна на Западе: Антология/ под ред. В.Л.Иноземцева – М.: «Academia», 1999. – 640с.
- Кураков В.Л. Стратегические приоритеты социальной поддержки населения в современных условиях – М.: Вуз и школа, 2002. – 300с.
- Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 365с.