Основные концепции социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Так как экономику принято считать системой жизнеобеспечения человека и общества, то правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество нашей жизни связано с состоянием и развитием экономики. А заодно разобраться и в том, что понимается под образом, уровнем и качеством жизни, чем характеризуются эти социальные категории, как экономика способна улучшить жизнь.
В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика – это система жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску.

Содержание работы

Введение
1.Концепция социальной политики
1.1.Основные концепции социальной политики
1.2. Сектора социальной жизни: концептуальные требования
1.3.Опоры и ориентиры: социальная справедливость и органичность
2.Интегрированная социальная политика
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СОЦ.ПОЛИТИКА.docx

— 57.93 Кб (Скачать файл)

    Вся  логика предыдущего рассмотрения  приводит к тому, что концептуальная  фокусировка социальной политики  переходного периода связана  с двумя блоками задач:

— поддержание эффективной занятости;

— сохранение социальных возможностей семьи.

    Такая  фокусировка вполне очевидна, ибо  в этих блоках концентрируются  все охарактеризованные выше  концептуальные положения и ориентации. При этом по мере преодоления  состояния переходности конфигурация  задач будет претерпевать серьезные  изменения. Эффективная занятость  — необходимое условие для  социальной активности, сохранения  мотивационного и квалификационного  потенциала, роста доходов основной  части населения, блокирования процессов  обнищания и маргинализации. Также  вполне ясно, что значительная  по своим масштабам застойная  безработица оказывает предельно  негативное воздействие на все  стороны социального развития.

    В  то же время необходимо содержательное  обсуждение требования эф- фективности  по отношению к политике занятости. Пассивное сохранение занятости  «любой ценой» в условиях экономического  кризиса не решает всерьез  каких-либо социальных задач, кроме  снижения девиантности и относительного  сохранения квалификационного потенциала. Вместе с тем неприемлемо и  требование «предельной эффективности», проведение политики занятости, основанной лишь на экономических  критериях. Это означало бы существенное  сокращение социального пространства  для постановки тех задач, которые  могут быть решены в рамках  трудовой активности.

    Все  это означает, что необходим существенный  поворот в социально-экономической  политике от ориентации на  финансово-экономические показатели, характеризующие лишь одну сторону  рыночной адаптации институциональных  субъектов хозяйствования. Такая  ориентация не оправдана даже  с общеэкономической точки зрения: она игнорирует тот факт, что  без социальной адаптации основных  субъектов экономической активности  невозможно подлинное повышение  эффективности функционирования  экономики. Тем более такая ориентация  сомнительна с общесоциальной позиции, в рамках которой экономика является лишь одной из социальных подсистем, решающих важные, но все же ограниченные задачи общественного функционирования. В этом смысле основным ориентиром социально-экономически эффективной политики занятости должно стать динамическое равновесие между двумя позициями. С одной стороны, это уровень адаптации населения, участвующего в трудовой деятельности, к требованиям рыночной экономики. С другой — повышение требований интенсивности и качества труда, усиление экономического «прессинга», одновременно стимулирующих адаптацию и повышающих эффективность деятельности предприятий. При этом существенными ограничениями в такой политике выступают возможности мобилизации эко- номических ресурсов, направляемых на поддержку населения, выталкиваемого за пределы социального пространства трудовой активности, а также рост социальной напряженности, которая усиливает общую социально-экономическую нестабильность. Данные процессы не только замедляют движение на пути выхода из кризиса и преодоления депрессии, но одновременно требуют для своей блокировки значительных ресурсов. Одновременно поддержание эффективной занятости предполагает решение ряда задач, связанных с пре- одолением мотивационного кризиса, с сохранением квалификационного потенциала как необходимых условий и для преодоления экономического кризиса, и для роста эффективности предприятий.

    Существенно  значение политики эффективной  занятости и для интеграции  общества, поскольку ее проведение  является необходимой предпосылкой  продвижения различных социальных  секторов к общему уровню адаптациина  основе их взаимодействия в  рамках общего пространства трудовой  активности. Хотя только политики  занятости (даже с учетом ее  воздействия на эффективность  экономики) для этого недостаточно.

    Главным  дополнением к ней в перспективе  и масштабной вспомогательной  задачей сегодня должна стать  политика распределительных отношений, отве- чающих обновленным требованиям  социальной справедливости. Значение  данной политики будет систематически  возрастать по мере преодоления  кризиса и выхода из депрессии. Ее влияние особенно значимо  для решения проблемы общественной  интеграции, для преодоления социального  раскола страны, находящего свое  зримое воплощение в «двугорбом»  распределении доходов.

    Концентрация  социальной политики на поддержании  семьи, на создании возможностей  для реализации ее социальных  функций предполагает приоритет  прежде всего ее реальных проблем. Эти проблемы хотя и представляются  в виде социальных требований  женщин, но не являются чисто  «женскими». Именно поддержка семьи  как фокус интегрирующей и  интегрированной социальной политики  позволяет преодолеть ее гендерную  асимметрию. При этом социально-ролевая  специализация в рамках семьи  не должна рас- сматриваться a priori как гендерно закрепленная, а лишь как конкретно исторически и социально сложившаяся и претерпевающая изменения по мере роста значимости в обществе ценностей самореализации и саморазвития, преодоления традиций патриархальности и патернализма.

    Вместе  с тем сегодня с учетом реальных  социально-экономических   условий, ценностных ориентаций и социальных  представлений необходимы регулируемый  «патерналистский откат», возвращение  к многому из того позитивного, что было отброшено в области  обеспечения социального функционирования  семьи, в том числе создания  условий для социальной активности, прежде всего занятости, женщин. Женщины, как показывают многочисленные  исследования, считают, что на предшествующем  этапе развития страны у них  было больше шансов для нормального  профессионального становления (особенно  у тех, кто хорошо понимал свои  жизненные ценности и социальные  устремления). Например, уже достаточно  очевидна необходимость восстановления  прежней роли детских садов. Их  отсутствие сегодня гораздо более  трагично, чем известные всем  недостатки в их работе.

     Реализация задачи поддержки  семьи как фокуса социальной  политики предполагает придание  позитивного смысла процессу  эмансипации — сложному явлению, охватывающему не только женщин, но и мужчин. Это, в свою очередь, предполагает широкое понимание  эмансипации, представление о которой  пока ограничено лишь преодолением  «домостроевских» моделей социальной  жизни, освобождением женщин. Широко  понимаемая эмансипация равно  необходима как женщинам, так  и мужчинам. При общей ориентации  социальной политики на поддержку  семьи, естественно, важна ее специализация  в соответствии с социально-экономическими  проблемами и интересами различных  типов семей. Так, профессионально  ориентированные женщины больше  ценят такие меры семейной  политики, которые расширяли бы  возможности распоряжаться своим  временем. А те женщины, которые  работают, но преимущественно ориентированы  на семью, безусловно, «голосуют»  за различного рода материальную  помощь. Однако обе эти группы  остро заинтересованы в наличии  социально-культурной сферы, кризис  которой практически целиком  «упал» на семью, прежде всего  на женщин, лишив их свободного  времени, возможностей отдыха и  саморазвития. Переход к интегрированной  социальной политике требует  учета различного отношения к ней со стороны социальных секторов. Охарактеризованные выше роли адаптированного сектора («котла» и «локомотива») предопределяют необходимость всерьез прислушиваться к его требованиям при разработке социальной политики, так как ощущения собственной нереализованности, тщетности усилий, возникшие в этом секторе в результате проведения неразумной социальной политики, будут подрывать позитивную адаптацию общества в целом, блокировать социальную динамику, усиливать предпосылки для общественной стагнации.

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как регулирование доходов населения, обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о социальной помощи и социальных гарантиях, проблема бедности и меры борьбы с ней, и обо всех этих процессах в переходной экономике.

В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что социальная политика государства играет огромную роль в экономическом развитии страны, а решение вопросов социальной защиты населения является главным условием на пути к достижению благополучия во всех сферах общества. Кроме того, социальная сфера является той областью, которую нельзя игнорировать в плане финансирования, рационализации, повышения эффективности и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

В настоящее время среди основных целей социальной политики России можно выделить:

  • улучшение материального положения и условий жизни населения;
  • обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения, нуждающихся в постоянной поддержке государства;
  • обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • создание для нетрудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
  • обеспечение всеобщей доступности и общественно-приемлемого качества базовых социальных услуг (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, доступность бесплатного образования и др.).

Реализация данных целей наряду с эффективной политикой в других сферах будет стимулировать достижение высокого уровня благосостояния населения и в конечном итоге способствовать повышению темпов экономического роста и улучшению инвестиционного климата в стране.

 

Список использованной литературы

 

  1. Экономическая теория, учебник/ под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой – М. Юрайт-Издат, 2006. – 557с.
  2. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райзберга – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672с.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник – М.: Юристъ, 2000. – 861с.
  4. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под ред. В.И.Видяпина – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.
  5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.
  6. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
  7. Экономика: учебник/ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896с.
  8. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В. Чеченовой – М.: Экзамен, 2003. - 590с.
  9. Общая экономическая теория: учебное пособие/ под ред. А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой. – СПБ: Питер, 2004. – 282с.
  10. Экономическая теория: общие основы и особенности России: учедное пособие/ под ред. И.К.Ларионова – М.: Дашков и К, 2001. – 603с.
  11. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для ВУЗов – М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 365с.
  12. Ахинов Г.А. Политика государства в сфере распределения доходов населения – М.: ТЕИС, 2006. – 156с.
  13. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология/ под ред. В.Л.Иноземцева – М.: «Academia», 1999. – 640с.
  14. Кураков В.Л. Стратегические приоритеты социальной поддержки населения в современных условиях – М.: Вуз и школа, 2002. – 300с.
  15. Слезингер Г.Э. Социальная экономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 365с.

 


Информация о работе Основные концепции социальной политики